Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая критика интеллектуалистической концепции в учении о слабоумии






В первой половине XIX века было мало сделано для организации широкой общественной помощи слабоумным, определились лишь основные направ­ления и формы обслуживания этих лиц. Вместе с тем в это время были достигнуты значительные успехи в изучении слабоумных.

Исследования слабоумия как особого состояния психической деятельности все более углублялись и велись в новых аспектах. Появились новые концепции в понимании сущности слабоумия и его типологии.

Уже в первой половине XIX века (еще при жизни Эскироля) возникали новые взгляды на сущность слабоумия, точнее на сущность идиотии (по терминологии того времени). Появлялись сомнения в том, что недостаточ­ность ума является основной сущностью идиотии.

Высказывалось предположение о том, что недостатки рассудка, ума явля­ются следствием каких-то других нарушений психической жизни человека.

Так, современник Эскироля французский психиатр Бельом (ВеШоте) (1824) видит сущность слабоумия в нарушениях инстинктов. Исходя из этого, он кладет в основу классификации слабоумных состояние их инстин­ктов.


Щ> ельом выделяет 5 групп слабоумных:

1) полные, глубокие идиоты. Отсутствует инстинкт самосохранения;

2) неполные идиоты. Имеют инстинкты, но едят, как животные;

3) имбецилы 1-й группы. Повинуются своим инстинктам, потребностям
без участия интеллекта;

4) имбецилы 2-й группы. Поддаются воспитанию, способны к ручному
труду;

5) имбецилы 3-й группы. Способны к рассуждениям и выполнению
действий. Однако в процессе развития интеллект не достигает нормы.

С состоянием инстинктов связывают различные виды слабоумия и другие психиатры^

Французский психиатр В. Соллье (V. ЗоШег) определяет слабоумие как нарушение внимания. При абсолютной идиотии произвольное внимание совершенно отсутствует, при простой—наблюдается слабость внимания, а при имбецилизме—неустойчивость внимания.

Интеллектуалистический взгляд на идиотию подверг критике и известный французский врач-педагог Эдуард Сеген.

Эдуард Сеген (1812—1880) считал, что недостатки ума идиота обуслов­лены нарушением волевой сферы. «Идиотия—это такое расстройство нервной системы, которое обнаруживается в полной бездеятельности всех или части органов и способностей ребенка, в отсутствии управления волей и, таким образом, в полной зависимости субъекта от наличных инстинктов». С точки зрения Э. Сегена, «типический идиот представляет собой существо, которое ничего не знает, ничего не может, ничего не желает». «Физически—он не может, умственно—он не знает, психически—он не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет».

Эдуард Сеген, отказавшись от чисто интеллектуалистической точки зрения на сущность идиотии, придерживается чисто волюнтаристической концепции, впадая, таким образом, в другую крайность.

Не удовлетворяют Сегена и предшествующие классификации идиотии, в частности деление идиотии на врожденную и приобретенную. Не удовлет­воряет его и классификация Эскироля по состоянию речи и глубине отсталости. Чтобы еще больше не запутывать классификацию идиотии, Сеген заявляет, что впредь он не будет ею заниматься. Однако свое обещание не выполняет. Оказывается, что он не может раскрыть свои взгляды на сущность идиотии, не отграничив ее от других состояний. Таким образом, вопреки своему намерению Сеген дает свою классификацию идиотии. В частности, он отграничивает идиотов от «отсталых». Идиотию Сеген считает остановкой

1) С е г е н Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных
детей.—СПб., 1903.—С. XXVII.

2) Там же.

3) Там же.


в физиологическом и психологическом развитии ребенка; отстатый же не имеет этой остановки в развитии. Он развивается медленнее, чем нормальный ребенок, и вследствие этого между отсталым и нормальным разница стано­вится очень большой.

Описание отсталого ребенка, которое дает Сеген, близко к характеристике, которую мы даем астении.

Идиотов Сеген характеризует в этом случае в сравнении с отсталыми как субъектов, умственному развитию которых мешает, с одной стороны, несо­вершенство самих органов и недостаточность нервной системы вследствие органических нарушений, а с другой—управления органами чувств со стороны воли. Идиоты находятся во власти инстинктов.

Наряду с идиотами и отсталыми Сеген выделяет группу имбецилов. Этим термином он обозначает субъектов, которые приобретают умственные рас­стройства с 8—15 лет под влиянием онанизма, умственного утомления, травму

Кроме того, Сеген подразделяет идиотию на глубокую и поверхностную. } Следовательно, Сеген не выполнил своего намерения не запутывать клас­сификации слабоумных. Более того, он внес в этот вопрос еще большую путаницу. Однако разработка учения о слабоумии не является главным в деятельности Э. Сегена.

Главное в его деятельности, о чем речь пойдет в последующих главах данной работы, состоит в разработке системы воспитания слабоумных.

Таким образом, Французская буржуазная революция оказала большое влияние на развитие гуманистических взглядоь на слабоумных. Она создала условия для углубленного изучения слабоумия. Французские психиатры Пинель, Эскироль и другие дали первые определения понятия «слабоумие» и разработали первые классификации слабоумия, которые в дальнейшем служили основой для новых клинических и психологических исследований данной проблемы. Гуманистические идеи Французской революции и успехи в изучении слабоумных стимулировали развитие общественной помощи слабоумным. Мы еще не имеем оснований говорить о возрастании к ним общественного интереса в первой половине XIX века, поскольку судьбой слабоумных занимались отдельные лица, энтузиасты из чисто научных интересов или гуманных соображений. Этими первыми энтузиастами, по­святившими себя облегчению.участи слабоумных, их «очеловечению», были врачи, пасторы, педагоги и общественные деятели.

В первой половине XIX века судьба слабоумных мало волновала широкие круги общества, со стороны властей чинились препятствия в осуществлении тех мероприятий, которые предпринимались по инициативе отдельных энтузиастов. Дело в том, что в то время глубоко отсталые еще не представляли большой социальной опасности вследствие их беспомощности и ограниченных контактов с окружающими.


В полную меру необходимость общественной помощи слабоумным была осознана лишь во второй половине XIX века—в период интенсивного развития капитализма и обострения в этой связи тех социальных причин, которые порождают аномальное детство.

В этот же период более остро встали такие социальные проблемы, как преступность, нищенство, борьба с которыми неотделима от проблемы общественной помощи слабоумным.

Глава 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.