Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Аристотеля






Аристотель(384–322 гг. до н. э.) – др. греч. философ, ученый энциклопедического типа. Жил в 4 в. до н.э., ученик Платона. Аристотель создал формальную логику (науку о формах правильного мышления), учение о категориях (наиболее общих понятиях, не выводимых из других), разработал закон противоречия, классификацию наук и др. Основал в Афинах собственную школу (Ликей).

Он разработал учение о бытии, его частях, причинах и началах; о человеческой деятельности и о творчестве. Аристотель вслед за Платоном следовал сократовской линии защиты духа греческой рациональности, законности, государственности. Аристотель не только отвергал учение софистов (их релятивизм), но и возражал против платоновского удвоения мира (на мир вещей и мир идей), выступал против платоновской идеи бесплотных идей как основы мира. Аристотель утверждал, что действительное существование имеют не идеи, а единичные вещи. Общее реально только в единичных вещах, оно существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него. Основные, первые сущности – сами единичные вещи. Общие же понятия (к примеру, понятие человек) – производные, вторые сущности. Сущность вещей – их форма (то инвариантное, что сохраняется при изменении и уничтожении вещей). Сущности вещей постигаются дедуктивно, посредством их логического выведения из более общих понятий.

У Аристотеля форма активна, а материя - пассивное начало. Бытие реальных вещей у Аристотеля есть единство пассивной материи и формы (активного начала). Он разрабатывал учение о форме и материи, внес большой вклад в развитие представлений о движении, пространстве, времени, причинности. По Аристотелю, первое движущее начало неподвижно, вечно, едино, единственно; это неподвижный перводвигатель, божество, высший ум.

В учении об обществе Аристотель на первое место ставил возможность искоренения своекорыстного использования власти. Он выделял шесть форм политического устройства. К правильным (власть стремится к благу всего общества) относил монархию, аристократию и политию; к неправильным (власть стремится только к своей корысти) – тиранию, олигархию, демократию.

Аристотелю принадлежит определение человека как «существа политического», способного полностью реализовать свои добродетели только в обществе.

Творчество Аристотеля называют расцветом классической античной философии.

14 СТАТУС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ – СМ. полностью вопросы 11 и 12.

+ подчеркните, что в эпоху Средневековья господствующая форма мировоззрения – религия. Философия же в эпоху Средневековья полностью подчинена задачам теологии, она должна была – имеющимися у нее средствами разума и логики(формальная логика в эту эпоху получила мощное развитие) помочь человеку укрепить свою веру в Бога. Разум подчинен вере, истины разума подчинены истинам веры. Античное философское наследие было утрачено и оставалось до 2-й половины 12 в. почти неизвестным ученым Западной Европы. Школа, просвещение перешли в руки церкви, религиозные догмы лежали в основе всех представлений о природе, мире и человеке. Перед философией стояла задача помочь церкви в философском объяснении и обосновании догматов веры (философия - «служанка богословия»). С середины 12 в. на латинский язык перевели труды Аристотеля, вскоре после этого его учение признали философской основой христианства. Наиболее высоко церковь оценила учение Фомы Аквинского, и в 19 в. его обновленное учение (неотомизм) стало официальной доктриной католической церкви.

В 13 в. развиваются средневековые города, ремесла, торговля, торговые пути, наблюдается некоторый подъем философии, однако по-прежнему средневековая философия была подчинена теологии и должна была искать способы обоснования веры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.