Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры. Основные концепции культуры






Слово «культура» (от лат. – возделывание, воспитание, образование) вошло в сферу европейской мысли во второй половине 18 в. (параллельно с возникновением философии права, философии религии, философии мифа, философии языка, философии искусства, что потребовало создания теоретической модели культуры в целом), хотя представления о культуре обнаруживаются гораздо раньше. В историческом развитии это понятие наполнялось различными смыслами (от возделывания земли и материалов природы в ремеслах до воспитания и обучения человека). Этим термином обозначают все, что искусственно создано человеком, сотворено им, что является рукотворным (в противоположность природному, естественному).

Основные формы культуры – мораль, право, политика, религия, мифология, искусство, философия и наука.

Философия культуры занимается осмыслением культуры как специфического феномена, ее сущности, закономерностей развития и становления.

Основные концепции культуры:

- деятельностная (культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, как своего рода «социальный ген» жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека.

- аксиологическая (ценностная) – выделяет в бытии человека мир ценностей, систему идеалов, целей и смыслов, значимых для человека. Культура здесь выступает как совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности – интегральное и определяющее начало культуры в целом.

- семиотическая (культура рассматривается как система знаков, как знаковый механизм передачи опыта через определенный социокод, т.е. знаками закрепленную совокупность деятельностных схем. Эти схемы обеспечивают социальное наследование (по биологическим программам они не передаются). Человек их усваивает в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Культура – сфера функционирования и циркуляции знаков в соответствии с определенными правилами. В роли языка культуры могут выступать язык, система родства, мода, реклама и др.

- социологическая (культура трактуется как социальный институт, определяющий роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры (материальной, духовной, политической), в конкретной системе общественных отношений.

- психоаналитическая (культура рассматривается как результат сублимации (трансформации) бессознательных импульсов. Она аккумулирует в себе комплекс социально-значимых эталонов, норм и запретов поведения. Культура, по Фрейду, есть репрессивно-сдерживающая надстройка по отношению к бессознательному. Переключая глубинную энергию бессознательного на легитимные формы деятельности, культура означает производство символических форм проявления бессознательных влечений человека.

- гуманитарная (акцентирует аспекты, направленные на духовно-нравственное совершенствование человека как субъекта культуры).

- постструктуралистская (интерпретирует культурную деятельность и тексты культуры как лишенные иерархической структуры, обладающие внутренней множественностью и безличностью).

- игровая (рассматривает культуру как игру, как искусственное пространство, организованное по правилам, которые разрабатывает сам человек и сам им подчиняется. Этот вид деятельности не имеет прямой практической целесообразности).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.