Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В конце XIX века в классическую теорию были снесены некоторые коррективы и учение получило название неоклассическая школа.






С точки зрения неоклассиков, в образовании цены товара большую роль играет не только вложенный в него труд, но и спрос на товар. Отсюда закон неоклассиков – спрос рождает предложение. Можно затратить много труда и товар будет очень дорогой, но, если нет спроса, цена неизбежно будет падать.

Часто классическую и неоклассическую школу в конце XIX века объединяли под общим названием «классическая школа». Важное положение обоих школ – это положение о саморегулирующимся характере рыночной стоимости.

С точки зрения «классиков», экономика способна сама восстанавливаться после кризиса без вмешательства государства. Восстановление происходит с помощью «механизма ценовой настройки».

 

Из-за сокращения спроса происходит смещение линии AD – на AD2 – возникает кризис производства, больше товаров, чем могут потребить покупатели и необходимо новое равновесие. ВВП сокращается, возникает рецессионный разрыв (рецессия — фаза экономического цикла, характеризующаяся слабым, но неуклонным ухудшением экономических показателей, в первую очередь снижением ВВП) – ставки %, зарплата и цены падают. В этом случае происходи самостоятельное восстановление экономики, так как сдвигается линия совокупного предложения AS до AS2, из-за падения зарплаты фирма может нанять больше сотрудников и расширить производство, а при падении цен на товары домохозяйства могут купить больше товаров, при упадке % ставок – больше кредитов и опять же расширение производства на них.

Таким образом, происходит восстановление прежнего объёма производства и ликвидируется РЕЦЕССИОННЫЙ РАЗРЫВ – это величина, на которую должны измениться совокупные расходы с тем, чтобы чистый национальны продукт достиг неинфляционного уровня. Государству надо только подождать, когда этот механизм сработает.

«Пусть всё идет, как идёт» или Принцип «Laissez faire, laissez passer» (лэссэ фэр, лэссе пассэ) Laissez-faire [лесе́ -фэр] (фр. позвольте-делать) – принцип невмешательства – экономическая доктрина, согласно которой государственное вмешательство в экономику должно быть минимальным. Слова французского экономиста и откупщика Венсена де Гурнэ (1712— 1759) из речи, которую он произнес в 1758г.) на собрании экономистов-физиократов (сторонников свободной торговли). В ней он доказывал, что для процветания ремесел и торговли правительству не следует смешиваться в сферу предпринимательства. Это идея стала основным положением «манчестерской» школы либеральной политической экономии. Фраза – символ крайнего экономического либерализма.

Классическая школа породила еще одну школу – марксизм — философское, экономическое и политическое учение, созданное Карлом Марксом и Фридриком Энгельсом. Опираясь на изучение немецкой классической философии (Г.-В. Ф. Гегель, Л. Фейербах и др.), английской политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), французского утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье и др.), основоположники марксизма разработали диалектический и исторический материализм, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме. Традиционно считается, что большое значение в теории К. Маркса имеют 3 следующих положения:

1. учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

2. материалистическое понимание истории (исторический материализм),

3. учение о диктатуре пролетариата.

Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени — является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса.

С точки зрения марксизма, капиталистическая система связана с эксплуатацией человека человеком. Предприниматель – собственник средств производства всегда эксплуатирует наёмного работника. Сущность эксплуатации – капиталист всегда недоплачивает рабочему за его труд.

Капиталист оплачивает только часть рабочего времени, остальное – прибавочная стоимость. Норма прибавочной стоимости может различаться. Капиталист всегда стремится сократить заработную плату или увеличить рабочее время – в обоих случаях растет прибавочная стоимость.

Фундаментальное положение в марксизме! Прибыль образуется только из прибавочной стоимости – никакие вложения в оборудование, сырье и технологии не способны создать прибыль. Все эти вложения только окупают себя, а прибыль не приносят. Прибыль дает только эксплуатация наемных рабочих.

Рабочий и наемный работник у Маркса употребляются как синонимы, т.к. большинство в его времени были промышленными рабочими.

Какой путь развития общества по Марксу - ликвидировать частную собственность на средства производства. Но здесь мнения марксистов на то, как это сделать на практике разошлись:

1. Революционные социалисты – как можно скорее совершить пролетарскую революцию, свергнуть власть буржуазии и все средства производства передать в общественную собственность.

2. Демократические социалисты – постепенно улучшать положение рабочих, усиливать социальное обеспечение, увеличивать заработную плату, ограничить продолжительность рабочего дня, брать с капиталистов большие налоги, а переход к социализму дело далекой перспективы. Капитализм должен исчерпать себя и постепенно перейти в социализм.

Революционные социалисты образовали коммунистические партии – партия «большевиков», а социал-демократы – партию «меньшевиков».

В конце XX века многие коммунистические партии перешли на позиции демократических социалистов – их стали называть «еврокоммунисты». Сейчас партия КПРФ стоит на позиции умеренного социализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.