Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляд на историю человечества с точки зрения развития науки и техники.






Дисциплина: История и философия науки

Преподаватель д.ф.н., доц. Арапов Александр Владиленович

 

Взгляд на историю человечества с точки зрения развития науки и техники.

 

Обезьяны не могут делать орудия труда, и это существенного отличает их от людей. Если найдены останки вместе с примитивными орудиями труда – значит это человек.

Люди стали изготавливать орудия труда, чтобы добыть костный мозг у добытых на охоте животных, потом последовало изобретение копья и открытие огня. Разновидности древних людей бывают разные – сапиенсы, неондертальны и др.

Когнитивная революция (70 тыс. лет до н.э.) – это, когда сапиенсы стали воображать (фантазировать) мифических животных, людей. На основе мифов можно было сплотить огромное количество людей в сообщество. Было архаическое общество.

Неолитическая революция – архаическое общество (охотники и собиратели X-III тыс. лет до н.э.), при этой виде общества была присваивающая экономика. Существовала огромная незаселенная территория и множество животных для еды. Но при этом было большая младенческая смертность. Эта эпоха описывается как «потерянный рай».

Переход от присваивающей экономики к производящей (развитие земледелия и скотоводства) – приводит к образованию аграрного общества. Время тяжелого труда, но зато стало намного больше продовольствия. Население стало расти, можно было прокормить много детей, и это даже было выгодно.

Возникают излишки продовольствия, возможность делать запасы и происходит расслоение общества: богатые и бедные. Появляются рабы. Становятся ценной территория: поля для земледелия, пастбища. Возникают войны за право владения лучшей территорией и класс – военная аристократия. Конные войны, конечно, имеют преимущества над пешими воинами – конный важная персона. Развиваются ремесла: сапожники, гончары, кузнецы. Возникают города и государства. Именно в этот период возникают деньги.

Расширение специализации, разделение труда и обмена – приводит к возникновению ДЕНЕГ.

Первые деньги – продукты питания. В Шумере – первое государство и деньги ячменная крупа (т.к. ее все ели). Минус таких денег – крупа может пропасть.

И тогда идет переход к таким деньгам, которые не портятся, а потом к таким, которые редкие – драгоценные металлы (золото и серебро). Злотые украшения стали признаком богатства уже как следствие ценности золота в качестве денег. Носили на себе кусочки и слитки. Первая единица измерения денег – вес, по весу золота и серебра определяли, сколько стоит товар.

Около XIII века до н.э. пришли к выводу, что надо чеканить монеты – они были правильной формы – круглые, на них ставилась подпись и изображение, которые подтверждали, что это золото и чье оно.

Деньги – это воображаемая реальность, существует только в нашем воображении и существует до тех пор, пока все верят, что это деньги.

Бывает, что государства уже нет, а деньги «ходят» (Россия начало XX века – николаевские, Керенки, Советские, Белогвардейцев: Колчак и Деникин).

Независимо, в какой форме существуют деньги – монеты, банкноты и т.п. – это все равно воображаемая реальность.

Письменность появляется в эпоху неолитической революции и первые ее открыватели бухгалтеры и налоговые инспекторы. Потом уже стали много чего записывать, например поэмы Гомера.

VII век до н.э. появляется наука в Древней Греции (Сирия, Египет и Вавилон были только отдельные научные знания, но не сама наука) – и отдельный клан свободных людей и демократическое государство.

Для группы людей, чтобы провести свое решение (идею) в народном собрании, нужно было убедить в этом других. Возникает потребность в умении вести дискуссию и рационально обосновать свою точку зрения. Греки были мореплавателями – видели много разных стран, много видов религий, слышали много мифов и сформировали критический взгляд на мир + свободное время – дало толчок для развития в Греции науки!

IV век до н.э. сформировалась целостная картина мира и Аристотель ее описал – геоцентрическая теория Аристотеля (земля как центр мира) и существовала эта теория вплоть до XVII века н.э., в котором произошлакоперниканская революция – которая изменила представление о картине мира на картезианско-ньютоновскую космологию или механическую картину мира.

Началась эра индустриального общества. В области технологии происходит промышленная революция конца XVIII – начала XIX века (пар, уголь, чугун). Основа экономики – промышленность, а не сельское хозяйство.

Вторая половина XIX века переход к электро-магнитной картине мира, создается электромеханика, а в экономике происходит вторая промышленная революция (эпоха стали электричества и нефти), развивается электромеханика, химическая промышленность, появляются двигатели внутреннего сгорания и конвеерное производство. Научные достижения стали широко применяться в промышленности. Максвелл – работы по электро-динамики, Герц, который изучал электро-магнитные волны.

Начало XX века новая научная революция – квантово-релятивистская картина мира (квантовая механика и теория относительности 1905г. Эйнштейн).

В первой половине XX века две Мировые войны, которые подорвали веру в науку. В XIX веке думали, что достаточное количество и качество товаров смогут решить многие проблемы общества. В это время все изобретения науки были использованы для создания оружия (химическое оружие, танку, пулеметы). Причины поражения Германии в первой Мировой войне не военные неудачи, а экономическое истощение.

Вторая половина XX века – революция информационная или научно-техническая приводит к возникновению нового общества – информационного или постиндустриального. На первый план выходит информация и индустрия знаний (финансы, образование, обслуживание и сфера управления) Технологической основой этого информационного общества являются компьютеры и компьютерные сети. В науке становится энергетическая картина мира – главное роль у энергетики, как науке о самоорганизации материи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.