Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики транспортных самолетов и вертолетов






Характеристики самолетов, в том числе и транспортных, делятся на технические, летно-технические, а также весовые и центровочные.

К техническим относятся геометрические данные, тип и возмож­ности силовой установки, характеристики различных самолетных систем и оборудования.

С точки зрения воинских перевозок наибольший интерес пред­ставляют: пассажировместимость самолета (вертолета), геометри­ческие размеры грузовой кабины и загрузочных люков, высота по­рога грузовой кабины от земли, наличие и возможности бортовых средств механизации погрузочно-выгрузочных работ, транспортно-десантного и высотного оборудования грузовой кабины.

Воздушные суда

Техническая характеристика самолетов и вертолетов

 

Тип самолета (вертолета) Максимальная взлетная масса, т Крейсерская скорость полета, км/ч Практический потолок, м Максимальная заправка топливом, т Максимальное количество пассажиров, чел. Коммерческая (десантная) нагрузка, т Практическая дальность полета, км Потребная длина ВПП, м
с полной заправкой топлива Максималь-ная при полете с максимальной заправкой топливом с максимальной нагрузкой
Ан-2 Ан-28 Як-40 Ан-24 Ту-134А Як-42 Ил-18 Ту-154 Ил-86 Ил-62М Ан-26 Ан-124 Ан-12БП Ан-22 Ил-76 Ка-26 Ми-8Т Ми-6 Ми-26 5, 5 5, 8 16, 1 21, 0 47, 0 52, 0 61, 2 96, 0 206, 0 165, 0 24, 0 61, 0 225, 0 170, 0 3, 25 12, 0 42, 5 52, 5 750-800 900-950   0, 9 0, 872 4, 0 3, 95 13, 2 12, 3 18, 6 39, 7 90, 0 86, 8 5, 5 20, 9 95, 0 84, 0 0, 43 2, 16 13, 3 9, 26 72-76 152-160 145-225 --- 0, 96 1, 2 1, 9 2, 4 3, 55 9, 5 8, 26 4, 67 3, 0 7, 5 2, 5 4, 48 10, 0 5, 0 11, 0 0, 55 2, 83 3, 75 1, 5 1, 5 2, 72 4, 75 8, 2 14, 5 13, 5 18, 0 40, 0 23, 0 5, 5 20, 0 60, 0 40, 0-42, 0 20, 0 0, 9 4, 0 12, 0     50х50 16х16 60х80 70х120
                         

 

 

Размещение багажных (грузовых) помещений, люков и входных дверей пассажирских самолетов

 

Тип самолета Багажные (грузовые) помещения Максимальная допустимая нагрузка Размеры, м Высота порога
Багажных (грузовых) помещений Багажных (грузовых) люков Пассажирских (входных) дверей Багажных (грузовых) люков Пассажирских (входных) дверей
длина ширина высота
Як-40   Ан-24   Ту-134А   Ил-18     Ту-154     Ил-86 Переднее Заднее Переднее Заднее Переднее Заднее Переднее Среднее Заднее Переднее Среднее Заднее Переднее Среднее Заднее Грузоотсеки: Передний Задний - - - -   - - 1, 75 1, 35 2, 50 3, 10 9, 62 9, 25 2, 30 9, 00 7, 30 2, 50 4, 95 5, 5 4, 18   3, 3 3, 52 - - 0, 95 1, 15 1, 40 1, 70 1, 49 1, 49 1, 47 2, 50 2, 50 2, 16 4, 2 4, 2 4, 2   4, 2 4, 2 - - 1, 80 1, 85 1, 90 1, 80 1, 03 1, 03 1, 30 1, 00 0, 05 1, 07 2, 0 2, 0 1, 9   2, 9 1, 9 - - 1, 20х1, 10 1, 41х0, 75 1, 25х0, 75 1, 22х0, 90 1, 25х0, 75 1, 25х0, 75 1, 28х0, 90 1, 35х1, 20 1, 35х1, 20 1, 10х0, 90 - - -   1, 84х1, 84 1, 84х1, 84 1, 20х0, 55 1, 64х0, 80 - 1, 40х0, 75 1, 61х0, 70 - 1, 40х0, 76 1, 40х0, 76 - 1, 72х0, 80 - 1, 72х0, 80 1, 94х1, 23 1, 94х1, 23 1, 94х2, 23   - - - 1, 85 1, 30 1, 55 2, 30 - 1, 91 1, 91 2, 87 1, 93 1, 79 2, 37 - - -   2, 2 2, 4 - 1, 85 - 1, 40 2, 60 - 3, 10 - 3, 10 3, 20 - 3, 08 2, 19 2, 16 2, 43   - -

 

 

Тип самолета (вертолета) Размеры, м Высота порога, м
Грузовой кабины Грузовых люков Входных дверей Грузовых люков Входных дверей
длина ширина высота
Ан-26 Ан-12БП Ан-22 Ан-124   Ил-76Т Ми-8 Ми-6   Ми-26 11, 19 13, 50 26, 40 36, 50   20, 0 5, 34 11, 72   12, 0 2, 40 2, 95 4, 40 6, 4   3, 45-3, 60 2, 25 2, 82   3, 26 1, 70 2, 40-2, 95 4, 40 4, 4   3, 40 1, 80 2, 59   3, 10 3, 40х2, 10 7, 66х2, 95 16, 30х4, 45 6, 4х4, 4 (передний и задний) 13, 17х3, 45 1, 80х2, 06 2, 64х2, 72   3, 26 по ширине 3, 90 по высоте 1, 40х0, 70 1, 48х0, 80 1, 72х0, 88 1, 84х1, 07   1, 90х0, 86 1, 37х0, 82 1, 70х0, 80 1, 60х0, 80 1, 80х0, 90 передней 1, 60х0, 74 задней 1, 46 1, 47 2, 00 2, 4-2, 8   2, 16 0, 72 1, 10   -   - 1, 50 2, 10 1, 40 -   2, 25 0, 72 1, 10   -   1, 20

 

 

Летно-технические данные характеризуют основные эксплуата­ционные возможности самолета (вертолета): скорости полета, пра­ктический потолок, дальность и продолжительность полета, устойчи­вость и управляемость самолета (вертолета) и его взлетно-посадоч­ные характеристики.

К скоростям, характеризующим транспортные возможности са­молета (вертолета), относятся:

— максимальная скорость полета - скорость, кото­рую самолет (вертолет) способен развивать в горизонтальном уста­новившемся прямолинейном полете;

— крейсерская скорость - скорость равномерного пря­молинейного горизонтального полета при работе двигателей на крейсерском режиме и при расчетных высоте полета и весе само­лета.

Практическое значение этой скорости состоит в том, что для самолетов с реактивными двигателями она близка к скорости полета, обеспечивающей наименьший километровый расход топлива (наи­большую дальность горизонтального полета); - рейсовая скорость - средняя скорость полета (без про­межуточных посадок в пути) в штиль, исчисляемая с учетом затрат летного времени на разбег, взлет, разворот на курс, набор высоты, крейсерский полет, снижение, заход на посадку и выполнение по­садки.

Дальность полета определяется расстоянием, которое способен пролететь самолет, израсходовав располагаемый запас горючего.

Различают техническую дальность, получаемую при полной вы­работке горючего, и практическую дальность, получаемую при со­хранении в баках самолета (вертолета) к моменту посадки остатка топлива в количестве, предусмотренном для навигационного за­паса.

Дальность полета слагается из расстояний, пройденных самоле­том при наборе высоты и снижении, и дальности горизонтального полета:

 

L = Lпод + Lг.п + Lсн км.

 

Длина горизонтальных участков подъема и снижения опреде­ляется высотой, которую самолет достигает при подъеме, и режима­ми набора высоты и снижения. Обычно для каждого типа самолета составляется инструкция по расчету дальности и продолжительно­сти полета, где имеются значения Lпод и Lсн в зависимости от высо­ты полета и режима работы двигателей, а также расход топлива на подъем и снижение самолета.

Дальность полета зависит от имеющегося в баках самолета (вертолета) запаса топлива Gтопл за вычетом навигационного запа­са Gт.нз и от величины среднего километрового расхода топли­ва Скм.ср:

 

 

L = (Gтопл - Gт.нз)/ Скм.ср км

 

Учитывая, что километровый расход топлива на различных вы­сотах полета не одинаков, а с уменьшением оптимальной высоты увеличивается, дальность существенно зависит от высоты полета.

Дальность полета в зависимости от нагрузки и высоты полета для оперативных расчетов определяются по графикам, разработан­ным для каждого типа самолета (вертолета).

Радиус полета для транспортных самолетов определяется как расстояние, при котором самолет может возвратиться на аэродром погрузки без дозаправки в районе выгрузки.

В связи с тем что при выполнении такого полета самолет дважды взлетает и дважды садится, радиус полета несколько меньше поло­вины дальности. Для оперативных расчетов радиус полета часто принимают равным 3/8 дальности.

Характеристики самолетов по устойчивости и управляемости носят чисто профессиональный характер и в данном курсе не рас­сматриваются.

Особенно важное значение для общей оценки транспортного самолета имеют его взлетно-посадочные характеристики.

Возрастание скоростей полета современных самолетов связано обычно с увеличением их взлетных и посадочных скоростей, что при­водит к увеличению длин разбега при взлете и пробега при посадке, а это в свою очередь требует увеличения размеров взлетно-поса­дочных полос аэродромов.

Взлетно-посадочные характеристики самолета (вертолета) включают скорость отрыва, длины разбега, пробега, взлетной и по­садочной дистанций, а также посадочную скорость.

Скорость отрыва — скорость на разбеге, при которой подъемная сила самолета (вертолета) уравновешивает его вес.

Длина разбега — путь, проходимый самолетом по земле на взлете от линии старта до достижения скорости отрыва.

Взлетная дистанция — расстояние, проходимое самолетом по горизонтали от линии старта (точки начала разбега) до условной высоты 25 м, отсчитываемой от уровня ВПП в точке отрыва само­лета.

В настоящее время по рекомендации Международной организа­ции гражданской авиации (ИКАО) величина условной высоты мо­жет быть принята равной 10, 7 м.

Посадочная скорость — скорость самолета в момент призем­ления.

Длина пробега — путь самолета по земле от точки приземления до полной остановки.

Посадочная дистанция — горизонтальный путь, проходимый са­молетом при посадке с высоты 25 м до полной его остановки.

- По рекомендациям ИКАО величина условной высоты на посад­ке может быть принята равной 15 м.

К этой же группе характеристик относится способность самоле­та использовать для взлета и посадки грунтовые аэродромы и ми­нимально потребная при этом плотность грунта.

К весовым данным самолета (вертолета) относится:

Взлетный вес Gвзл — вес самолета или вертолета на старте пе­ред взлетом.

Различают нормальный взлетный вес при расчетной для данного типа самолета (вертолета) десантной нагрузке и дальности полета и максимальный взлетный вес, т. е. наибольший вес самолета (вер­толета) при взлете, допускаемый по условиям прочности его кон­струкции.

Во взлетный вес самолета или вертолета входят:

- вес пустого самолета (вертолета) GnycT, который со­ставляют веса.конструкции самолета (вертолета), его силовой ус­тановки (в сухом виде) и несъемного оборудования. Вес пустого са­молета (вертолета) заносится в формуляр при изготовлении на за­воде;

- постоянная нагрузка Gпуст, в которую входит вес экипажа, заправляемых масел, кислорода и боекомплекта. Вес пустого самолета (вертолета) и постоянная нагрузка в сум­ме составляют неизменный вес Gнеизм:

 

Gнеизм = Gпуст + Gnocт кг;

- вес топлива (Gтопл);

- десантная нагрузка Gдес, в которую включается вес перевозимого груза или личного состава Gгp, вес съемного оборудо­вания и боекомплекта сверх нормального варианта (Gпеp):

 

Gдес = Grp + Gпер кг.

 

Для самолетов и вертолетов гражданской авиации вместо де­сантной нагрузки употребляется термин коммерческая нагрузка,

в которую включаются веса перевозимых грузов или пассажиров, багажа, почты и бортового питания.

Взлетный вес самолета (вертолета) подсчитывается по формуле

 

Gвзл = Gнеизм + Gтопл + Gдес < = Свзл.max

 

При одном и том же взлетном весе заправка топливом и десант­ная нагрузка в сумме должны составлять постоянную величину

 

Gтопл + Сдес = Gтопл - Gнеиз = const

Таким образом, для средств воздушного транспорта расстояние перевозки имеет прямую зависимость от полезной нагрузки, и на­оборот.

Посадочный вес (Gпос) — вес самолета (вертолета) в момент приземления.

Различают максимальный и нормальный посадочные веса. Огра­ничение посадочного веса зависит от прочностных характеристик конструкции.

Для тяжелых и средних самолетов допустимый посадочный вес меньше взлетного.

Важное значение для транспортной характеристики самолета или вертолета имеет удельная допустимая нагрузка на грузовой пол qдоп, которая ограничивается по условиям прочности.

Для грузовых самолетов qдоп является определяющей величи­ной при расчете силовой конструкции пола и составляет на раз­личных участках от 800 до 7360 кг/м2. Для пассажирских самолетов, переоборудованных в транспортно-санитарный вариант, qдоп состав­ляет 200—400 кг/м2 пола.

Весовые данные, а также устойчивость и управляемость самоле­та (вертолета) тесно связаны между собой. Эту взаимосвязь отра­жают так называемые центровочные характеристики.

Для обеспечения нормальной устойчивости и управляемости не­обходимо, чтобы общий центр тяжести самолета (вертолета) нахо­дился внутри строго определенного диапазона эксплуатационных центровок, измеряемых в процентах от средней аэродинамической хорды (% САХ).

В связи с этим для транспортных самолетов большое практиче­ское значение имеет не только вес перевозимого груза, но и порядок его размещения внутри грузовой кабины.

Центровка самолета (вертолета) в зависимости от его загрузки и заправки определяется по специальным инструкциям перед каж­дым вылетом.

Совокупность всех характеристик самолета или вертолета опре­деляет его тактико-технические данные.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.