Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗЮГАНОВГеннадий Андреевич — лидер КПРФ. 2 страница






После т. н. «вавилонского плена», когда особые условия заставили иудеев сохранять свою идентичность, римского завоевания, разрушения иерусалимского Храма осознание собственной исключительности обострилось еще сильней. Все остальные народы, как позже разъяснял Талмуд (книга толкований Торы), являются более низшими, а следовательно, в отношении их разрешается то, что запрещено в отношении евреев (обман, деньги в рост и проч.).

В противовес этому античные мыслители дают негативные оценки иудеев. Эти оценки можно встретить у Диодора, Сенеки, Тацита. В принципе, уже тогда, задолго до возникновения христианства и до разрушения Иерусалима Титом в 70 г., отрицательное отношение к евреям было всеобщим. «Презрение к евреям, — пишет еврейский историк С. Лурье, — настолько вошло в обиход, что наименование еврея получило, наконец, нарицательное значение в смысле всего грязного, некрасивого. Так, Клеомед, ругая Эпикура за его скверный стиль, говорит: “Его язык взят из самой гущи синаноги и толпящихся вокруг нее нищих: в нем есть что-то плоское… ползущее по земле, как пресмыкающееся…” Другое подобное свидетельство мы находим у Марцеллина. Он рассказывает: “Когда император Марк Аврелий проезжал по Палестине, часто в нем вызывали омерзение встречавшиеся ему вонючие и суетливые евреи”». («Антисемитизм в древнем мире», 1922).

Возникновение христианства и события, описанные в Новом Завете, только усугубили проблему. Как известно, иудейская элита отвергла Христа, не признав в нем Спасителя, интриговала против него и добилась распятия на кресте. Более того, народное собрание сняло ответственность за казнь с римского наместника и заявило, что кровь Христа «на нас и на детях наших». Это обусловило то, что на протяжении 2000 лет европейской истории время от времени иудеи подвергались притеснениям и гонениям.

Многие крупные европейские мыслители в своих сочинениях выступали с позиций антисемитизма. М. Лютер был, в частности, убежден, что «солнце никогда еще не освещало более кровожадного и мстительного народа, который потому воображает себя народом Божьим, что должен убивать и душить иноверцев» («О евреях и их лжи», 1542). По Д. Бруно евреи — «народ всегда низменный, раболепный, бесчестный, обособленный, замкнутый, избегающий сношений с другими народами, которых он преследует зверским презрением, навлекая на себя этим самым совершенно заслуженное презрение с их стороны» (Цит. по: Шварц Н. «В каждом поколении восстают против нас, чтобы погубить нас», 2007).

Среди тех, кто не любил евреев за корыстолюбие, неразборчивость в средствах при обогащении, высокомерное отношение к другим нациям, за счет которых евреи и наживали свои состояния, с высоты своего «избранничества», были Вольтер и И. Кант, И. Гете и Ф. Шиллер, Л. Фейербах и А. Шопенгауэр, Т. Карлейль и Р. Вагнер, В. Гюго и Э. Золя.

Неприязнь к евреям выливалась в погромы, а нередко и определяла национальную политику ряда стран. Так, евреев неоднократно выселяли из Франции, Испании, Германии. Между тем, в США, Великобритании, Нидерландах, в Восточной Ев

Армия

A

ропе (прежде всего, в Польше) евреи встречали вполне толерантное отношение. Правда, являясь управляющими у литовских и польских феодалов, они вызывали классовую ненависть у белорусских и украинских крестьян, благодаря чему там до XX в. тоже вспыхивали погромы.

Когда в результате раздела Польши в 1772, 1793 и 1795 гг. в составе Российской империи оказалась Правобережная Украина, где компактно проживало большое количество евреев (к середине XIX в. их насчитывалось не менее 3 млн), для страны, где вплоть до XVIII в. иудеям жить не разрешалось, вопрос об отношении к еврейству перестал быть сугубо теоретическим.

Немало страниц в своем знаменитом «Дневнике писателя» этой проблеме посвятил Ф. Достоевский, утверждавший: «Причина сохранения еврейской особости — “статус ин стату” (государство в государстве), дух которого дышит именно этой безжалостностью ко всему, что не есть еврей, этим неуважением ко всякому народу и племени и ко всякому человеческому существу, кто не есть еврей». В гораздо более резких выражениях высказывались А. Нилус, В. Розанов, И. Кронштадтский.

Уже то обстоятельство, что величайшие мыслители разных стран, жившие в разные эпохи, были столь единодушны в оценке еврейства, не позволяет отмахиваться от антисемитизма как от взглядов, присущих только черносотенцам, нацистам, скинхедам. Впрочем, одно дело богословские разногласия, другое — практический каждодневный бытовой антисемитизм, и не со стороны «достоевских», а со стороны как правило гораздо менее образованных, чем евреи, представителей черни.

Вопрос обострился с выходом в свет т. н. «Протоколов сионских мудрецов», фальшивки, повествующей о якобы реализующихся евреями планах мирового господства. В короткий срок протоколы облетели Европу. Вслед за ними ползли слухи о похищенных христианских младенцах, кровь которых евреи используют в жертвоприношениях. Масла в огонь подлило «дело Бейлиса».

Правоконсервативные газеты проводили аналогии: «Смотрите, вся финансовая власть принадлежит еврею Ротшильду, вся интеллектуальная элита поклонилась анархисту-еврею Марксу, разрушающему вековые основы общества и государства, другие поклонились еврею Фрейду, разрушающему нравственность и сеющему разврат, науку уничтожает еврей Эйнштейн с его странными теориями относительности, и все это пропагандируется прессой, принадлежащей евреям».

Когда в России победили сначала буржуазная, а затем социалистическая революция, поддержанные евреями (верхушка большевистской партии действительно включала большое количество евреев), которых самодержавие заставляло жить в черте оседлости, для всей Европы это стало выглядеть как уничтожение евреями целой страны, на очереди — остальные европейские страны.

Антисемитизм, юдофобия стали основой для нарождающихся фашизма и национал-социализма вГерма нии, Италии и Испании. Яростная антиеврейская пропаганда привела к геноциду евреев во время Второй мировой войны (см. Холокост).

Чуть раньше, в XIX в., в еврейских кругах зародился сионизм, учение, требующее создания для евреев сво его государства по примеру других народов именно в Палестине. Сионисты утверждали, что антисемитизм на протяжении многовековой истории еврейства сослужил последнему хорошую службу: в условиях безразличия окружающих к этому народу исчез бы такой мощный мобилизационный ресурс как психология бойцов, окруженных со всех сторон безжалостными врагами.

Не удивительно, что сами евреи культивировали антисемитизм для консолидации нации, и воспользовались всплеском антисемитизма в Восточной Европе сионисты во главе с Т. Герцлем для организации массового переселения евреев в Палестину.

После Второй мировой войны в знак признания великих жертв еврейского народа и недопущения антисемитизма впредь при поддержке СССР, Великобритании и США было создано еврейское государство Израиль. Это не понравилось арабским странам. Израиль же, в свою очередь, стал вести агрессивную внешнюю политику. За полвека произошло несколько арабо-израильских войн и конфликтов. Ближний Восток остается сегодня самой горячей точкой планеты, а антисемитизм в основном является уделом арабов.

В Европе и США антисемитизм считали явлением, свойственным нациям с обостренным чувством неполноценности. Свое отношение к евреям элита этих стран сформулировала еще устами У. Черчилля: «Антисемитизм в Англии невозможен, так как ни один истинный британец никогда не согласится считать себя ниже еврея и никогда не поверит, что евреи им “управляют”».

«Еврейский вопрос» уже давно вышел из плоскости борьбы религий. Поскольку многие государства, прежде всего США, систематически занимаются «перекачкой мозгов», то они поощряют нахождение у себя евреев.

Заслуги этого народа перед мировой культурой общепризнанны. Евреи обогатили не столько себя, сколько весь мир, национальные культуры разных стран огромным количеством ученых, инженеров, писателей, музыкантов, общественных деятелей.

АРМИЯ (от лат. armo — вооружаю) — совокупность вооруженных сил государства, предназначенных для обороны от внешнего агрессора либо нападения.

В древних обществах воинами являлись все мужчины племени. Затем, с развитием скотоводства и земледелия, выделилось особое сословие, которое превратило военные занятия в профессию, была более эффективна в обороне и нападении. Кто не хотел кормить свое войско, в итоге кормил чужое. Некоторые племена от грабежей соседей переходили к мас

Африка

штабным завоеваниям, основывали государства и создавали военную аристократию.

При масштабных войнах войска рекрутировались из несвободных сословий, но им отводилась роль «пушечного мяса», тогда как костяк составляли офицерство и знать. Только свободный, а не порабощенный человек имел право носить оружие (шпага, меч, например, непременные признаки дворянина).

После буржуазных революций, уничтоживших сословия и провозгласивших государства свободных граждан, почетная привилегия носить оружие и служить в армии стала правом каждого. Первая «свободная армия», армия Наполеона, оказалась самой эффективной в Европе. Противостоящие Наполеону войска из набранных насильно крестьян ненавидели свое командование и желали победы Наполеону, который принесет свободу и уничтожение сословий. Но при походе в Россию Наполеон не смог предугадать, что ему придется не вести старую войну против вооруженных рекрутов, возглавляемых чуждыми им по классу аристократами, а иметь дело с народно-освободительной, партизанской войной.

Ту же ошибку позже совершил Гитлер, рассчитывавший на техническое превосходство своей армии, на рознь между народами СССР, на непопулярность власти, за которую якобы никто не будет воевать. Однако война стала делом каждого и, несмотря на классовые, национальные противоречия и взаимные претензии, для которых были причины, все же народ сумел объединиться и победить в Отечественной войне.

После создания ядерного оружия, способного нанести невосполнимые потери любому сопернику, масштабные мировые войны прекратились. Зато увеличилось число локальных конфликтов. Это не могло не сказаться на армии. Особое значение получили войска, обеспечивающие ядерное сдерживание и нападение, мобильные десантные бригады, способные выполнять краткосрочные операции в горячих точках, бригады диверсантов, способные точечными ударами уничтожать инфраструктуру, войска, занимающиеся информационным и психологическим воздействием (войска холодной войны).

В то же время в обществе наметилась опасная тенденция пренебрежения к прежней армии, выражающаяся во мнении, что «трус с автоматом сильнее смельчака с копьем», а значит, техническая сторона армии имеет решающее преимущество в сравнении с идейным воспитанием.

Если раньше служба была правом высшего сословия, то сейчас именно элита стала избегать службы, в то время как низшие слои не могли уйти от повинности. Это привело к люмпенизации армии, дедовщине, снижению боеспособности армий всех ведущих стран, в том числе СССР и США, и вызвало масштабные протесты в обществе.

В США после этих протестов перешли на «контрактную систему» (если служба стала «грязной» работой, а не привилегией, как раньше, то она должна высоко оплачиваться). Однако за деньги можно убивать, но за деньги никто не хочет умирать. Контрактные армии оказались эффективными только при небольших операциях, явном численном и техническом преимуществе. Затяжная война, война против партизан и с серьезным соперником, контрактной армии не под силу. Финансовая мотивация или принуждение все равно уступают идейной мотивации (при прочих равных, прежде всего технических, возможностях) как принципу построения вооруженных сил. Более того, в современном обществе «сила силы» все больше ослабевает, и возрастает «сила слова». Даже при удачных военных операциях или военных переворотах тот, кто не способен достичь легитимации, согласия на уровне идей, быстро утрачивает военное преимущество.

АФРИКА — материк в Восточном полушарии, второй по величине после Евразии.

Территория материка четко разделена на несколько регионов. Страны Северной Африки с запада омываются водами Атлантического океана, с севера — Средиземным морем, с востока — Красным. Южные территории северо-африканских государств, в основным моноэтнических — арабских, расположены в величайшей пустыне мира Сахаре. Южнее расположена т. н. зона Сахеля — степные пространства саванны. Тропическая Африка охватывает территории государств от Гвинейского залива Атлантики на западе до Индийского океана на востоке и простирается на юг, включая в себя и территорию Южно-Африканской Республики.

Площадь Африки составляет 30 065 тыс. кв. км или 20, 3% площади Земли. Население — более 900 млн человек. Название «Африка» впервые встречается в римских письменных источниках IV в. до н. э. Древние греки называли известную им часть африканского континента Ливией. Большинство антропологов считает, что именно в Африке зародилось человечество. 14–16 млн лет назад появился кениопитек (Кения) и 5 млн лет назад — австралопитек (Сомали, Эфиопия, Танзания).

На севере материка около 4 тыс. лет назад возникла одна из древнейших цивилизаций прошлого — египетская, которая просуществовала практически до завоевания страны арабами в 630–640 гг. (т. е. дольше, чем вся человеческая история после нее).

В Африке происходила часть событий, описанных в Библии и Коране. В древности густо заселена была Сахара, но изменение климата погубило ее цивилизацию. Уцелевшие представители племен, населявших эти территории, из-за стремительного наступления пустыни активно перемещались на юг континента.

В общественной мысли Запада до сих пор распространено мнение о якобы неспособности народов Черного континента к созданию развитых форм общества. Но факты убедительно свидетельствуют об обратном — африканские народы на протяжении своей долгой истории образовали немало государств с самобытной культурой.

Африка

A

Южными соседями Египта в первом тысячелетии до н. э. — IV в. н. э. были высокоразвитые цивилизации царства Куш, а также Аксумского царства, на территории которого зародилась Эфиопия — единственное христианское государство в этой части Африки. На протяжении многих веков эфиопам приходилось отстаивать свою независимость и веру в условиях враждебного мусульманского окружения.

В раннем Средневековье в районе оз. Чад существовали государства Канем и Борну. Несколько крупных государственных формирований сложилось в Западной Африке, в бассейне реки Нигер. Расцвет государства Гана приходится на VIII–XI вв. Страна была важнейшим поставщиком золота в страны Магриба — Марокко, Алжир, Тунис.

В 1240 г. правитель народа малинке Сундиата завоевал Гану. Территория Мали простиралась от Сахары на севере почти до зоны тропических лесов на юге, от г. Гао в среднем течении Нигера на востоке до Атлантики на западе. Государство малинке, которое приняло ислам, отличалось высоким уровнем культуры. В г. Томбукту действовал один из старейших на Земле университетов. Казна пополнялась за счет доходов от караванной торговли, скотоводства и земледелия по берегам Нигера. В результате внутренних распрей и нападений воинственных соседей Мали пришло в упадок и стало легкой добычей для народа сонгаи. Их государство Сонгай просуществовало до конца XVI в. и пало под ударами марокканцев.

Значительных успехов в культуре достигли города народа йоруба — Бенин, Ифе и другие. Развитые цивилизации в средневековый период сложились и в Тропической Африке. В XV в. в междуречье Замбези и Лимпопо существовала могущественная империя Мономотапа. Остатки величественных сооружений этой богатой страны (там разрабатывалось много золотых рудников) сохранились до наших дней.

В бассейне реки Конго до прихода португальских колонизаторов существовало несколько государственных образований — Бушонго, Конго, Лунда. Портовые города Восточной Африки — Момбаса, Могадишо были крупными центрами международной торговли. Здесь торговлю с народом суахили вели арабские купцы, которых затем вытеснили португальцы.

Колониальные захваты в Африке начались в эпоху Великих географических открытий, начиная с XV в. Коренное население уничтожалось, его богатства присваивались, природные ископаемые, животные вывозились. Тогда же зародилось одно из самых отвратительных явлений в мировой истории — работорговля.

Торговля людьми существовала в Африке с незапамятных времен: в средние века чернокожих рабов из Тропической Африки вывозили в страны Ближнего и Среднего Востока. Но с XVI в. это явление приняло настолько массовый характер, что после набегов работорговцев огромные территории оказывались безлюдными. Жертвами колонизаторов становились целые народы. Нередко местные племенные вожди и царьки, живущие в прибрежных районах, — продавали белым пришельцам своих соотечественников.

С 1510 г., когда на Гаити была доставлена первая партия африканских рабов, до середины XIX в., по разным оценкам с aфриканского континента на американский было продано в рабство от 7 до 28 млн человек. Долю невольников, погибших на кораблях, оценивают от 20 до 60%. Арабскими и иранскими купцами велась работорговля в бассейне Индийского океана. С начала XV по конец XIX вв. здесь было продано в рабство от 5 до 17 млн уроженцев Африки южнее Сахары. Их отправили в арабскую Северную Африку, на Аравийский полуостров, в южный Иран и на побережье Индии.

Работорговля нанесла африканским народам невосполнимый урон. Были разрушены многие города, уничтожены памятники самобытной культуры Черного континента. Африка на столетия была отброшена в своем развитии.

Демографические последствия от работорговли ощущаются по сей день: колонизаторы для работы на хлопковых и табачных плантациях Нового Света вывозили физически здоровых молодых людей, лучших представителей своих народов, что привело к ухудшению генофонда большинства африканских этносов.

Меры, принятые против работорговли в XIX в., были вызваны не столько ростом гуманистических настроений среди общественности Запада, сколько необходимостью сохранить дешевую рабочую силу в своих колониях — к началу XX в. весь континент был поделен между европейскими державами. Свыше 90% территории Африки вошло в состав колониальных империй — Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Бельгии. Формально не зависимыми оставались только Эфиопия и Либерия.

Колонизаторы добивались своих целей различными методами — от прямой военной агрессии до подкупа местных племенных вождей, от экономического закабаления до навязывания неравноправных договоров.

Одной из первых колониальных войн против африканских народов была неудачная экспедиция Наполеона в Египет в 1798–1801 гг. Цель французов заключалась в том, чтобы, воспользовавшись очевидной слабостью Османской империи, которой принадлежала вся Северная Африка (за исключением Марокко), захватить стратегически важную страну, расположенную на стыке двух континентов. В 1830 г. Франция вторглась в Алжир и к 1848 г. полностью оккупировала страну.

«Мирно» прошел захват Парижем соседнего с Алжиром Туниса, откуда французам удалось вытеснить конкурентов — Англию и Италию, и провозгласить в 1881 г. над ним свой протекторат. Не отставала от Франции и Великобритания. В ходе строительства в 1859–69 гг. Суэцкого канала правительство египетского хедива оказалось в сильной финансовой зависимости от Британии и Франции.

Африка

Египтяне вынуждены были выплачивать западным кредиторам до двух третей доходов казны.

Совместное управление двух держав Египтом окончилось в 1881 г., когда английские войска оккупировали страну, в 1914 г. ее провозгласили британским протекторатом. (Формально Египет обрел независимость в 1922 г., но еще долгие 30 лет продолжал оставаться в полуколониальной зависимости от Британии).

Территориальный передел нередко приводил к военным действиям между колонизаторами. Одним из самых кровопролитных столкновений эпохи была Англо-бурская война 1899–1902 гг. Буры (африканеры) — потомки голландцев, а также немцев-протестантов и французов-гугенотов — появились в Южной Африке в середине XVII в. В 1652 г. голландской Ост-Индской компанией у мыса Доброй Надежды было основано поселение Капстадт, ныне г. Кейптаун. Белые поселенцы, количество которых быстро увеличивалось за счет мигрантов из Европы, проводили по отношению к коренному населению жесткую колонизаторскую политику. Местных жителей сгоняли со своих земель, силой или обманом захватывали скот.

Буры широко практиковали на своих обширных фермах подневольный труд. Рабов ввозили из Анголы, Индии или с Мадагаскара. Обращали в рабство и аборигенов. Буры даже не считали туземцев людьми и презрительно именовали кафрами (от арабского «кяфир» — неверный). Ндебеле, коса, зулусы, басуто и другие народы Южной Африки оказывали захватчикам героическое сопротивление.

В начале XIX в. Капская колония была захвачена англичанами. В 1843 г. Британия аннексировала и другое бурское государство — Натал. Африканеры, спасаясь от англичан, начали массовое переселение на новые территории — за реки Вааль и Оранжевая. В 1854 г. было провозглашено Оранжевое свободное государство, а спустя два года — Южно-Африканская Республика Трансвааль.

Бурские республики почти полвека вели войны как с британцами, так и с местным населением. Стремление Лондона аннексировать их усилилось, когда в Трансваале в районе Витватерсранд было открыто крупнейшее в мире месторождение золота.

Отказ буров войти в создаваемую под эгидой Великобритании федерацию привел к большой войне. Первоначально успех сопутствовал африканерам: они были искусными стрелками, превосходно знали местность и использовали против захватчиков методы партизанской войны. Но силы были явно не равны — британцы увеличили воинский контингент до 250 тыс. чел., создав подавляющее преимущество в живой силе.

К 1902 г. боевые действия завершились. Две бурские республики были преобразованы в провинции, которые в 1910 г. вместе с Наталом и Капской провинцией образовали Южно-Африканский Союз, получивший статус самоуправляемой колонии Британии — доминиона.

Одна из причин поражения буров заключалась в том, что аборигены не поддержали в борьбе с англичанами своих старинных угнетателей. С победой в войне Британская империя решила стратегическую задачу в Африке: теперь ее владения простирались через весь континент — от Каира на севере до Кейптауна на юге. Другим важным приобретением британцев была богатая полезными ископаемыми территория в междуречье Замбези и Лимпопо.

Основателем новой колонии Родезии, названной так в его честь, был Сесил Джон Родс, талантливый предприниматель, создатель Британской компании Южной Африки, премьер-министр Капской колонии, которого называли «отцом Британской империи».

Огромные территории в западной и экваториальной Африке принадлежали французам. Небольшая Бельгия владела огромным Конго (со столицей в Леопольдвиле). Германии принадлежали Камерун, Того, Танганьика, Руанда, Бурунди, Юго-Западная Африка (ныне — Намибия). Португалия продолжала сохранять власть над своими колониями — Анголой, Мозамбиком, Сан-Томе и Принсипи.

С целью укрепления своего господства колонизаторы применяли сочетание различных методов. В Британской империи наряду с доминионами (ЮАС) и протекторатами действовала и система прямого правления. Сходный порядок применялся и во французских владениях, где слабо были развиты институты местного самоуправления. Немцы же в своих колониях сохранили власть вождей и старейшин, поставив их под жесткий контроль колониальной администрации. Португальцы путем поощрения смешанных браков стремились создать на подвластных территориях прослойку «ассимилядуш», которые получали бы права белых и помогали бы колонизаторам управлять.

Но, несмотря на специфику взаимоотношений властей и местного населения во всех без исключения странах Африки, суть колониальной политики оставалась неизменной — нещадная эксплуатация туземцев, масштабное расхищение природных богатств колоний и жесткие военнополицейские методы в отношении инакомыслящих.

Однако и это не помогало колонизаторам. Национально-освободительное движение приобретало все больший размах. XX в. прошел под знаком антиколониальной борьбы на африканской земле. Если в период между мировыми войнами только одному Египту удалось провозгласить независимость, а Эфиопии — отстоять ее в 1936–41 гг. в войне с итальянскими фашистами, то после 1945 г. процесс освобождения на континенте принял лавинообразный характер. В 1951 г. независимости добилась Ливия, в 1956 г. — Тунис, Марокко и Судан.

Значительные изменения произошли и в странах Тропической Африки. Это было связано и со стремительным крушением империй. В принятой в октябре 1946 г. новой конституции Франции было провоз

Африка

A

глашено создание т. н. Французского союза — равноправного сообщества метрополии и ее заморских территорий. В 1947 г. вместо Британской империи на свет появилось Британское Содружество наций.

Многим африканским народам свободу приходилось завоевывать с оружием в руках. Во многих странах эта борьба растянулась на долгие годы. Упорная борьба алжирцев за независимость продолжалась с 1956 по 1962 гг. Будущий президент Франции Ф. Миттеран отдавал приказы о крупномасштабных бомбардировках непокорных городов и о пытках местного населения. Тогда погибло больше 1 млн мирных алжирцев — 15% населения страны.

Не одно десятилетие продолжалась вооруженная борьба против колонизаторов в Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау, Кабо-Верде, Южной Родезии (ныне Зимбабве), Намибии.

Но нелегким был путь к независимости и тех стран, где переход власти в руки национальных правительств произошел мирным путем. В одном только 1960 г., объявленном годом Африки, на территории континента обрели независимость 17 бывших колоний. По преимуществу это были бедные, неразвитые и не имеющие политического опыта государства. Они могли выжить только вместе.

С целью «укрепления единства и солидарности стран континента» 25 мая 1963 г. в столице Эфиопии Аддис-Абебе была создана Организация Африканского Единства. По решению ООН этот день объявлен Днем освобождения Африки.

Освободительное движение африканцев выдвинуло плеяду ярких национальных лидеров. Г. А. Насер в Египте возглавил революцию и осуществил национализацию Суэцкого канала, значительно ослабив позиции неоколониализма в стране и создав предпосылки для превращения Египта в подлинного лидера арабского мира. С позиций укрепления общеафриканского единства выступали: первый президент Республики Гана Кваме Нкрума; президент Сенегала Луис Сенгор; премьер-министр Демократической Республики Конго Патрис Лумумба; вождь Африканского национального конгресса, многие десятилетия боровшегося в ЮАР против режима апартеида, Нельсон Мандела; первый президент Анголы Агостиньо Нетто; президент Кении Джомо Кениата.

СССР проявил на африканском направлении чрезвычайную активность, поддерживая национально-освободительное движение на континенте. Многие из африканских стран выбрали социалистический путь развития. СССР делал ставку на индустриализацию Африки, поэтому в нашей стране обучалось огромное количество чернокожих студентов, не испытывающих проявлений расизма.

Экономическая помощь Советского Союза развивающимся странам Африки измерялась десятками миллиардов долларов — это было больше, чем помощь всего остального мира. Активно оказывалась и военная помощь.

Перед всеми африканскими странами после освобождения встали сложные задачи, многие из которых за полвека самостоятельного развития решить так и не удалось. Уход колонизаторов, правивших своими владениями десятилетиями, объективно привел к нарушению управления, к экономическому кризису во многих государствах. Молодые государства столкнулись с серьезными кадровыми проблемами — после массового отъезда белых повсеместно не хватало специалистов.

Формирование правящей элиты в большинстве африканских государств шло противоречиво. Ситуация усугублялась серьезными этническими, племенными, религиозными конфликтами. В колониальную эпоху империалисты, нарезая границы своих владений, не учитывали территории исторического расселения народов континента. Многие из них этими искусственными границами были поделены и оказались в разных государствах. Это провоцировало и провоцирует до сих пор сепаратизм, межплеменные и межконфессиональные конфликты. За редким исключением в Африке не найти страны, которая не стала бы ареной военных столкновений.

Политическая нестабильность в большинстве государств Африки усугубляется бедственным экономическим положением. Колонизаторы ушли, чтобы остаться. Западные государства продолжают через транснациональные корпорации контролировать экономику этих государств, включив их в созданную Западом неоколониальную систему.

По-прежнему уровень жизни большинства африканцев остается крайне низким, практически ежегодно голод уносит сотни тысяч жизней. Наступление пустыни Сахары на юг приводит к перманентным засухам в государствах Сахеля. Многие районы превратились в зоны экологической катастрофы. Страны опутываются долгами, полезные ископаемые, добываемые в тяжелых условиях, вывозятся, в обмен доставляются просроченные лекарства и продукты питания, не нашедшие сбыт в «цивилизованном мире».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.