Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и методики анализа финансовой отчетности






 

Основные этапы анализа:

1) Постановка задач;

2) Выбор методов и приемов анализа:

· сравнение достигнутого уровня показателей с показателями бизнес-плана, среднеотраслевыми, мировыми и т.д. для оцен­ки результатов бизнеса анализируемой организации;

· сравнение показателей анализируемой организации во време­ни для оценки динамики ее развития и прогнозирования буду­щих результатов;

· сравнение показателей анализируемой организации с показа­телями конкурентов для оценки рыночной устойчивости.

3) Отбор информации и оценка ее качества, достижение сопостави­мости данных финансовой отчетности.

4) Аналитические процедуры (использование стандартных приемов и методов).

5) Формирование выводов – профессионального суждения.

Метод анализа – способ познания, путь исследования хозяйственных и финансовых процессов и явлений.

Особенности метода:

· использование системы аналитических показателей, всесторонне характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;

· изучение причин изменения этих показателей;

· выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.

 

К наиболее часто используемым методам финансового анализа относится:

1. метод абсолютных, относительных и средних величин;

2. метод сравнения;

3. горизонтальный и вертикальный анализ;

4. трендовый анализ;

5. факторный анализ;

6. анализ при помощи финансовых коэффициентов;

7. метод экспертных оценок.

В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков. Эта информация представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными или средними.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную.

Относительные показатели представляют отношение абсолютных (или друтих относительных) показателей, т. е. количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношение разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).

Средняя величина является важным специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина это показатель «середины» или «центра» используемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретных условиях места и времени.

Метод сравнения - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

Горизонтальный анализ баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет, что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значение. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной финансовой формы, так и динамику отдельных ее показателей.

Вертикальный анализ – представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, по средствам которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.

Можно выделить две основные черты вертикального анализа:

1. переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;

2. относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.

Трендовый анализ - часть перспективного анализа, необходимого в управлении для финансового прогнозирования. Тренд - это направление развития показателя. Тренд определяется на основе анализа временных рядов следующим образом: строится график возможного развития основных показателей организации, определяется среднегодовой темп прироста и рассчитывается прогнозное значение показателей.

Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняется путем построения моделей простой или нелинейной регрессии.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Основными этапами факторного анализа являются:

1) отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели;

2) классификация и систематизация в целях обеспечения возможностей системного подхода;

3) определение формы зависимости между факторами и результативными показателями;

4) моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами;

5) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

Создать факторную систему - значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления и находятся с ним в функциональной зависимости.

Финансовые коэффициенты – относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов. Применение финансовых коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных соотношений между отдельными статьями отчетности.

Предпочтительные значения коэффициентов зависят от отраслевых особенностях предприятий, от размеров предприятий, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.

Отбор коэффициентов определяется задачами проводимого анализа.

Преимущества метода коэффициентов:

· возможность полупить информацию, представляющую интерес для всех категорий пользователей;

· простота и оперативность расчета;

· возможность выявить тенденции в изменении финансового положения предприятия;

· возможность оценить финансовое состояние исследуемого предприятия относительно аналогичных предприятий;

· устранение искажающего влияния инфляции.

Экспертный метод используется в тех случаях, когда не подходит инструментальные и при измерениях нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертный метод основывается на интуиции, в них преобладают субъективные начала. Примером использования экспертного метода может служить экспертная оценка стоимости недвижимости.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.