Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разрушение СССР и создание РФ. Обновление конституционного законодательства.






К началу 1990 г. все республики СССР вслед за РСФСР приняли декларации о суверенитете. 1 ноября Верховный Совет РСФСР обсуждал закон по переводу в собственность России находящихся на её территории природных ресурсов. Усиление центробежных тенденций наблюдалось в течение всей осени 1990 г. во всех без исключения республиках СССР.
После одностороннего перехода правительства РСФСР к программе рыночных преобразований между центром и республикой началась «война законов». Экономический кризис углублялся, на местах из двух соперничавших структур получали порой взаимоисключающие распоряжения.
В этой обстановке руководство СССР сделало ставку на идею заключения нового Союзного договора. В феврале 1991 г. стремление республик сохранить единое пространство постепенно переходит на уровень заключения межреспубликанских отношений без союзного центра. С целью сохранения Союза 17 марта 1991 г. был организован референдум, в котором приняло участие 148, 6 млн человек или около 80% имевших право голоса граждан. 113, 5 млн человек или 76, 4% высказались за сохранение СССР. Итоги референдума не внесли ясности в ситуацию с федеральными отношениями. Эстония, Литва, Латвия, Молдавия и Армения не приняли участия в голосовании.
Процесс многочисленных встреч по согласованию текста нового Союзного договора, который проходил в Ново-Огарёво в мае–июле 1991 г., выявил значительные противоречия и расхождения как в позиции республик, так и в отношениях между ними и союзным центром. Текст Союзного договора, опубликованный 14 августа 1991 г., носил крайне противоречивый характер. Ряд руководителей СССР, резко возражая против подписания договора в отсутствие президента СССР М. С. Горбачева в Москве (он отдыхал в Крыму), 19 августа 1991 г. создали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Российские политики (Б. Н. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР, Р. И. Хасбулатов и И. И. Силаев) в своём заявлении «К гражданам России» назвали ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом» и потребовали созыва чрезвычайного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства, которое поддерживало большинство людей. Лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд. Августовский «путч» стал тем событием, после которого центробежные процессы вышли на качественно новый уровень. Начался распад СССР. 20 августа 1991 г. парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости. До конца августа такие же документы были приняты в Латвии, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Киргизии, Узбекистане. 8 декабря 1991 г. в городе Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых государств (статья 1). В Соглашении констатировалось, что Союз Советских Социалистических Республик (СССР) как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование.
Входившие в состав СССР союзные республики стали независимыми государствами с границами, в которых они существовали к моменту обретения независимости.
Постановлением Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2015-1 «О денонсации Договора об образовании СССР» денонсирован «Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик», утвержденный 1 съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. в городе Москве. Настоящее Постановление признано утратившим силу Постановлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. № 156-II.
21 декабря 1991 года в городе Алма-Ата новые независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина — равноправных началах и как Высокие Договаривающие Стороны подписали Протокол к «Соглашению о создании Содружества Независимых Государств», подписанный Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной 8 декабря 1991 года в городе Минске.
25 декабря 1991 г. был принят закон РСФСР (№ 2094-1) «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая республика». Верховный Совет РСФСР постановляет: Государство Российская Советская Федеративная Социалистическая республика (РСФСР) впредь именовать Российская Федерация (Россия). Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны (Конституция Российской Федерации, статья 1).
Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» закреплены основы конституционного строя государства «Российская Федерация».
12 декабря 1993 г. всенародным голосованием был принят основной закон государства — Конституция Российской Федерации.
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Главой государства является Президент Российской Федерации, избираемый гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательным органом является Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, состоящим из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

 

25 декабря 1993 г. была опубликована и вступила в действие но­вая российская Конституция. Это открыло новый этап в развитии кон­ституционного права и всего Российского государства.

Конституция закрепила основополагающие принципы правовой системы Российской Федерации, отразив кардинальные изменения в целях, задачах и ценностных ориентирах, которые произошли в об­ществе и государстве.

Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию. Второй раздел «Заключительные и переходные положения» определяет соотноше­ние Конституции и Федеративного договора, порядок применения за­конов и иных нормативных актов, действовавшихдо вступления Конституции в силу, и основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и сво­бод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Конституция РФ считает человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагает на Российское государство обязанность их соблюдения и защиту.Конституция закрепила систему органов государственной власти РФ. Главой государства является Президент Российской Федера­ции. Представительный и законодательный орган Российской Феде­рации - Федеральное собрание - определяется как парламент РФ. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Россий­ской Федерации. В субъектах РФ действуют органы государственной власти субъектов федерации. Для осуществления правосудия в Рос­сийской Федерации организуется система судов, а для надзора за со­блюдением законности - Прокуратура Российской Федерации. В систему органов государства входят также органы внутренних дел, государственной безопасности и армия. Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему ор­ганов государственной власти не входят.Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на принципах разделения властей. Федеральное Собрание, Правитель­ство Российской Федерации и судебные органы действуют в пределах своей компетенции. Таким образом, 'в Российской Федерации полнос­тью преодолен прежний принцип построения системы государствен­ных органов, основанный на полновластии Советов народных депута­тов, осуществлявших одновременно функции законодательной и ис­полнительной властей. По Конституции СССР, Советам были подкон­трольны и подотчетны все другие государственные органы, хотя в дей­ствительности, как это свидетельствует вся история Советского госу­дарства, Советы никогда реальным полновластием не обладали.Президент Российской Федерации является гарантом Конститу­ции, прав и свобод человека и гражданина. Вся деятельность Прези­дента, в какой бы сфере она ни проявлялась, в конечном счете на­правлена на охрану Конституции, обеспечение ее неукоснительного действия. Особо важной является задача создания такого правового режима, при котором ни один орган государства, ни одно должност­ное лицо не нарушали бы Конституцию, не принимали противоречащих ей актов и не нарушали прав и свобод личности и гражданина. В число других первостепенных задач, решаемых Президентом Россий­ской Федерации, входит охрана суверенитета Российской Федерации, обеспечение согласованных действий органов государственной вла­сти, определение основных направлений внутренней и внешней по­литики, представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях.Президент Российской Федерации избирается на основе всеоб­щих, равных, прямых выборов и при тайном голосовании сроком на четыре года с правом переизбрания на второй срок. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет и постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Президента: 1) по инициативе самого Президента; 2) в случае стойкой неспособности Президента осуществлять принадле­жащие ему полномочия; 3) в случае отрешения Президента от долж­ности по обвинению в совершении государственной измены или ино­го тяжкого уголовного преступления.Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государствен­ной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума представля­ет и выражает интересы страны в целом. В Государственной Думе работают 450 депутатов, избранных населением. Совет Федерации состоит из представителей законодательных и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Федерации. Первый состав Совета Федерации избирался населением, но с 1996 г. установлено, что главы исполнительных и законодательных органов власти явля­ются членами Совета Федерации по должности. Роспуск Совета Фе­дерации Конституцией РФ не предусматривается. Палаты заседают раздельно и наделяются разными полномочиями.Государственная Дума подготавливает и рассматривает проекты федеральных законов. Принятые Государственной Думой законы под­лежат одобрению Советом Федерации. По значительной части зако­нов Совет Федерации может воздержаться от рассмотрения, что рав­нозначно их одобрению. Однако Совет Федерации обязан рассмот­реть и принять решение по федеральным законам, регулирующим от­ношения в сфере федерального бюджета, федеральных налогов и сбо­ров, финансового, валютного, кредитного и таможенного регулиро­вания, и некоторым другим вопросам.Важнейшими направлениями деятельности Государственной Думы и Совета Федерации являются назначение и освобождение отдолжности Председателя Центрального банка, Председателя счетной па­латы и аудиторов, Генерального прокурора, судей Конституционно­го, Верховного и Высшего Арбитражного судов. Государственная Дума также дает согласие Президенту Российской Федерации на назначе­ние Председателя Правительства Российской Федерации и решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.Депутаты Государственной Думы избираются населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по территориальным округам, другая часть - по партийным спискам. Государственная Дума может быть досрочно распущена Президентом РФ в случае: 1) не­согласия Президента с постановлением Государственной Думы о не­доверии Правительству; 2) несогласия Государственной Думы с Пре­зидентом по поводу представляемых им кандидатур на пост Предсе­дателя Правительства Российской Федерации.Роспуск Президентом Государственной Думы является одной из мер преодоления разногласий между законодательной и исполнитель­ной ветвями власти. Президент как бы просит народ выступить ар­битром в этом конфликте: либо проголосовать за прежний состав Го­сударственной Думы, либо избрать новый, более работоспособный.Основными задачами Правительства РФ как органа исполнитель­ной власти являются управление экономикой, организация исполне­ния федеральных законов и контроль за деятельностью всех органов исполнительной власти. Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает осуществле­ние единой государственной политики в сфере экономики, финансов, культуры и социальной сфере, экологии, осуществляет управление государственной собственностью, обеспечивает охрану обществен­ного порядка.Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя и федеральных мини­стров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель правительства пос­ле назначения представляет президенту свои предложения о струк­туре федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры на должности членов правительства и иных федеральных органов испол­нительной власти. Окончательное решение по всем предложенным кандидатурам принимает Президент Российской Федерации.Инициатива отставки Правительства может исходить от Прези­дента Российской Федерации, самого Правительства, Государствен­ной Думы. Правительство уходит в отставку в полном составе.Конституция называет суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. При этом судебная власть осуществляет­ся посредством конституционного, гражданского, административно­го и уголовного правосудия. Сообразно названным видам судопроиз­водства определяется и судебная система Российской Федерации. Конституция называет лишь верхний уровень судебной системы: Кон­ституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российс­кой Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными за­конами.Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верхов­ного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации назначаются Советом Федерации по представ­лению Президента Российской Федерации. Судьи других федераль­ных судов назначаются Президентом Российской Федерации.Важнейшими гарантиями правосудия являются закрепленные Конституцией независимость судей и их подчинение только Консти­туции Российской Федерации и федеральным законам, несменяемость судей и особый порядок прекращения или приостановления полно­мочий, неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.Судебная система Российской Федерации существенно отлича­ется от аналогичной системы СССР и включает конституционные, ар­битражные суды и суды общей юрисдикции.Конституционный Суд РФ разрешает по запросам компетент­ных органов и должностных лиц дела о соответствии федеральных за -конов, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, кон­ституций республик, уставов и других нормативно-правовых актов Конституции РФ. Конституционный Суд разрешает споры о компе­тенции между органами государственной власти, проверяет по зап­росам граждан конституционность законов, применяемых при рас­смотрении конкретного судебного дела, и осуществляет толкование Конституции РФ. Нормативно-правовые акты, признанные неконсти­туционными, утрачивают силу сразу же после вынесения соответству­ющего решения Конституционным Судом РФ, а международные до­говоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введе­нию в действие и применению.Система судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом рассматривает уголовные, административные и гражданские дела с участием граждан.1 октября 1991 г. в РСФСР были упразднены органы государ­ственного и ведомственного арбитража. Их заменила система арбит­ражных судов Российской Федерации в составе: Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, федераль­ных арбитражных судов, действующих на территории субъектов Фе­дерации. Арбитражным судам подведомственны дела по экономи­ческим спорам между организациями и гражданами-предпринимате­лями.Конституция РФ наделяет субъектов Федерации правом самосто­ятельно определять систему органов государственной власти с уче­том политической и правовой культуры, национальных и историчес­ких традиций и других местных условий. В субъектах Федерации дей­ствуют такие представительные органы, как Народный Хурал, Вер­ховный Хурал, Законодательное собрание, Областная Дума и др. От­сутствует единообразие и в названии должности руководителя испол­нительной власти (мэр, глава администрации, губернатор, президент и др.).Все представительные органы субъектов Российской Федерации могут принимать и принимают законы. Вне пределов полномочий Фе­дерации органы исполнительной власти ее субъектов осуществляют свои полномочия самостоятельно, без какого-либо вмешательства федеральных органов. Дальнейшее усиление самостоятельности субъектов Российской Федерации, закрепленное Конституцией РФ, создает реальные предпосылки для создания такого управления тер­риториями, которое позволяло бы максимально полно учитывать их географические, национальные, истерические и иные местные усло­вия.Первоначально в составе Российской Федерации насчитывалось 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города феде­рального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В основе их образования лежит сочетание национального и террито­риального принципов.В основе федеративного устройства РФ лежат такие принципы, как государственная целостность и единство системы государствен­ной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органа­ми государственной власти субъектов Федерации, равноправие и са­моопределение народов России.Конституция РФ разграничила предметы ведения Российской Фе­дерации и ее субъектов, предметно установила вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации, а также вопро­сы, находящиеся в совместном ведении федерации и субъектов. Все, что не указано в вышеизложенных перечнях, относится к сфере ис­ключительного ведения субъектов Федерации. В случае возникнове­ния споров и разногласий для их разрешения могут быть использова­ны согласительные процедуры, предусмотренные ст. 85 Конституции РФ. Но если согласованного решения так и не будет принято, то Пре­зидент РФ вправе прибегнуть к помощи соответствующего суда.Республики, края, области, города федерального значения, авто­номная область и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Это означает, что республика не имеет каких-либо преимуществ перед краем, областью, а эти после­дние перед автономным округом или автономной областью. Разли­чие наблюдается лишь в формах нормативных актов, которыми зак­репляется статус субъектов Федерации.Статус республики определяется Конституцией РФ и конститу­цией республики. Статус же края, области, города федерального зна­чения, автономной области, автономного округа определяется Кон­ституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными и пред­ставительными органами названных субъектов Федерации.Конституция предусматривает возможность принятия в Российс­кую Федерацию новых субъектов, а также изменения статуса субъек­тов, входящих в состав Российской Федерации. Однако право выхода субъектов из состава Российской Федерации Конституция не предус­матривает.В последующие годы положения Конституции были конкретизи­рованы и развиты федеральными конституционными законами («О Конституционном Суде в Российской Федерации», «О судебной сис­теме Российской Федерации», «О Правительстве Российской Феде­рации», «Об Уполномоченном по правам человека», «О порядке при­нятая и вступления в силу поправок к Конституции Российской Фе­дерации» и др.), а также многочисленными федеральными законами («О выборах Президента Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации» и др.). Более двадцати статей Конституции по­лучили толкования Конституционного суда.В конце 2000 г. были приняты конституционные законы о госу­дарственной символике. Были утверждены герб (двуглавый орел), флаг (бело-сине-красный), утвердившиеся при Ельцине, и гимн, на музыку, позаимствованную у гимна СССР, но с измененными слова­ми. Поскольку герб и флаг уходили корнями в Московскую Русь и Петербургскую Россию, государственная символика соединила все эпохи российской истории.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.