Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функциональное значение отдельных зон коры






Два полушария, составляющие передний мозг, действуют согласованно. Правое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции левой половины тела, а левое осуществляет аналогичный контроль над правой половиной. Связь между зрительными зонами левого и правого полушарий в норме осуществляется через мозолистое тело.
Функционально различают три разновидности коры: чувствительная (сенсорная), двигательная (моторная) и ассоциативная. Как понятно из названия, сенсорная кора ответственна за обработку информации, поступающей от органов чувств. Именно в ней располагаются корковые отделы анализаторов человека: в затылочной области — зрительного, в височной — слухового, в теменной — кожного и т. д. В двигательной коре располагаются первые нейроны, управляющие работой произвольных мышц человека. Каждой мышечной группе соответствует определенная область двигательной коры. Подавляющая часть корковой площади занята именно ассоциативной корой. Как полагает большинство ученых, именно там образуются ассоциативные связи между специализированными областями и интегрируется приходящая из них информация. Кроме того, здесь, как полагают, текущая информация объединяется с эмоциями и воспоминаниями, что позволяет людям думать, решать, составлять планы. Например, считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры (сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений) — со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Как пишет Флойд Блум и его соавторы, «эта объединенная информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснется вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рев медведя». После обработки информации в ассоциативной коре интегрированная картина события передаетсялобной коре. Благодаря обширным двусторонним связям с лимбической системой к этой картине добавляется эмоциональный оттенок, а также информация, взятая из памяти. Другие нервные связи тоже доставляют информацию, которая позволяет лобной коре оценить текущие требования организма и окружающей среды и выбрать среди них первоочередные — решить, что лучше, а что хуже для организма в данной ситуации. Лобная кора, по-видимому, ответственна и за выбор целей, которые мы ставим перед собой на будущее, а также за нашу оценку различных обстоятельств в связи с этими целями. Где именно в коре происходят эти сложнейшие процессы фильтрации и абстрагирования данных и как они осуществляются, пока неизвестно. Однако, как показали современные методы исследования, большая часть того, что прежде называли «ассоциативной корой», возможно, состоит из ряда сенсорных зон все более высокого порядка, наивысшая из которых получает, фильтрует и интегрирует информацию от различных органов чувств.
Сведения о людях с повреждениями лобных долей подтверждают решающую роль этих областей коры в выработке суждений и построении планов. Лица с такими повреждениями испытывали огромные трудности в приспособлении к жизненным конфликтам и меняющимся требованиям.
Как отмечает П. Милнер, наиболее отчетливые нарушения в поведении больных с массивными поражениями лобных долей мозга проявляются в утрате способности регулировать устойчивое внимание соответственно речевой инструкции и в нарушении формирования и осуществления сложных программ деятельности с их заменой примитивными импульсивными реакциями. Результаты исследований больных с повреждениями лобных долей показывают, что часто они обнаруживают совершенно нормальные показатели в большинстве стандартных тестов, по оценке интеллектуальных способностей. Однако у них наблюдаются тонкие и относительно трудно определяемые изменения личности. Этих больных описывают как безынициативных, неспособных к планированию или предвидению, на них нельзя положиться, иногда они грубы, бестактны, легкомысленны, раздражительны и т. д. При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека — использование языка — основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и об их эмоциональной окраске. Обширные поражения этой зоны могут привести к потере долговременной памяти или к неспособности извлекать из нее информацию.
Огромную роль сыграли исследования, в которых предпринимались попытки связать определенные участки коры с функциями. На основе этих исследований строились карты. Наиболее признаны карты К. Бродмана, который выделил 52 поля на поверхности коры полушарий. И. П. Павлов представлял кору как совокупность центров различных анализаторов. Он же разделил все центры анализаторов на две сигнальные системы. К центрам первой сигнальной системы он отнес те центры, которые воспринимают сигналы от внешней или внутренней среды в виде ощущений, впечатлений, представлений (за исключением речи и слова). Эти центры представлены как у животных, так и у человека. К ним относятся: центры общей чувствительности (температурной, болевой, осязательной и проприоцеитивной), центр двигательного анализатора, иремоторное поле, центр сочетанного поворота головы и глаз, центр стереогнозии, центр слухового анализатора (на извилинах Гешля), к его клеткам подходят волокна от левого и правого уха, поэтому одностороннее поражение ядра не приводит к полной утрате слуха. К этой же группе относится центр зрительного анализатора, к его клеткам подходят волокна от латеральной стороны сетчатки глаза своей половины тела, а также от медиальной сетчатки глаза противоположной половины.
Вторая сигнальная система имеется только у человека. Она обусловлена развитием речи и, как считал И. П. Павлов, является «сигналами сигналов». Речевые и мыслительные функции выполняются при участии всей коры. Однако обнаружены поля, которым присущи строго определенные речевые функции. Этими полями являются: центр двигательного анализатора письменной речи; центр двигательного анализатора устной речи; речевой анализатор пения, который позволяет произносить слова нараспев; центр чувствительного анализатора слуховой речи, при помощи которого мы воспринимаем и различаем речь на слух, а при его разрушении наблюдается сенсорная афазия; центр чувствительного анализатора зрительной речи, который позволяет воспринимать и различать буквы и символы на бумаге с помощью органов зрения.
Возрастные изменения коры больших полушарий

Развитие коры больших полушарий человека происходит из герминативной зоны конечного мозга, где располагаются мало специализированные клетки, способные к делению. Они мигрируют в формирующуюся корковую пластинку и именно из них образуются нейроны коры. Вертикальная ориентация нейронов происходит благодаря расположению эмбриональных радиальных глиоцитов, исчезающих после рождения.
Вначале в корковую пластинку поступают нейроны будущего I и VI слоя, а затем в нее последовательно встраиваются нейроны V, IV, III и II слоев. Нервные клетки группируются вокруг вертикальных колонок эмбриональных глиоцитов, превращаясь впоследствии в функциональные колонки (или " модули"). Первыми на 6 месяце дифференцируются V и VI слои (дающие эфферентные волокна), а позднее — на 8 месяце развиваются II, III и IV слои (куда поступает информация). Для новорожденных характерно весьма высокое ядерно-цитонлазматическое отношение, которое впоследствии снижается за счет увеличения объема цитоплазмы, происходящего параллельно возрастанию площади клеток и числа их синаитических контактов. В первые годы жизни происходит увеличение базофильного вещества в нейронах и миелинизация их аксонов.
С возрастом происходит уменьшение числа нейронов в коре на единицу объема, но двум причинам: гибели части клеток и разрастания нервных волокон и механического раздвигания коры. В старческом возрасте происходят склеротические изменения сосудов мозга и связанная с этим атрофия коры (прежде всего лобной и теменной). Идет непрерывная гибель клеток, нейроны с возрастом уменьшаются в размерах, теряют базофильное вещество и их ядра уплотняются. Наиболее сильно эти изменения отмечаются в крупных клетках - пирамидах V слоя, что отражается на произвольных движениях.

 

10. Железы внутренней секреции организма человека и их функции

Железы, которые выделяют свои секреты только по протокам в полости тела или во внешнюю среду, называют железами внешней секреции. Это слюнные, потовые, сальные и некоторые другие железы.

Железами внутренней секреции или эндокринными называют те железы, которые не имеют выводящих протоков и выделяют особые физиологически активные вещества (гормоны) непосредственно во внутреннюю среду организма. Спектр действия гормонов на системы организма очень широк. Гормоны необходимы для нормального развития организма, они регулируют скорость реакций обмена веществ, интенсивность процессов получения и расхода энергии.

Одни гормоны оказывают нерегуляторное посредственное действие на какой-то орган-мишень, а другие могут обладать программирующим эффектом, то есть в определённый момент изменяют клетки каких-либо тканей на всё последующее время их жизни. Например, в период полового созревания целый ряд клеток меняет под действием гормонов свою форму и функции на всё дальнейшее время существования организма.

Гормоны выделяются в кровь в микроскопических количествах, однако и этого достаточно для того, чтобы держать под контролем всю работу организма человека, осуществляя гуморальную регуляцию. В организме также есть железы, одни клетки которых вырабатывают гормоны, а другие выделяют секреты, которые по специальным протокам попадают в полые органы или в наружную среду. Такие железы называют смешанными. К ним относятся поджелудочная железа, половые и некоторые другие железы.

Железы внутренней секреции и их функции. В полости черепа в особом углублении его костей, которое получило название «турецкое седло», располагается гипофиз. Гормоны гипофиза осуществляют регуляцию других желёз внутренней секреции, расположенных в различных отделах тела человека, а также воздействуют на многие реакции обмена веществ.

Наиболее важная роль в регуляции физиологических функций принадлежит передней доле гипофиза. В ней вырабатывается несколько видов гормонов. Один из этих гормонов называется гормоном роста (соматотропин), так как он усиливает синтез белков, рост и деление клеток. Особенно важно, чтобы достаточное количество этого гормона вырабатывалось в растущем организме. Передняя доля гипофиза выделяет группу тропных гормонов. Эти гормоны регулируют функции щитовидной железы (тиреотропный гормон), половых желёз (гонадотропный гормон), коры надпочечников (адренокортикотропный гормон, или АКТГ).

Из задней доли гипофиза в кровь поступают два гормона. Один из них (вазопрессин) усиливает обратное всасывание воды из первичной мочи в кровь. Если этого гормона не хватает, то человек теряет очень много воды с мочой. Второй гормон (окситоцин) усиливает сокращение гладкой мускулатуры. Особенно важно его присутствие в организме женщины во время родов, так как без этого гормона гладкие мышцы матки сокращаться не могут. В центральной части гипофиза, которую называют промежуточной долей, вырабатывается гормон (меланоцитостимулирующий, или МСГ), избыток которого приводит к потемнению кожи.

Щитовидная железа расположена на передней стенке гортани. Она образована особыми пузырьками, в которых вырабатывается гормон тироксин, содержащий иод. Этот гормон повышает интенсивность обмена веществ, стимулируя клеточное дыхание и усиливая производство тепла организмом (термогенез).

Поджелудочная железа обладает смешанной секрецией: часть её клеток выделяет ряд пищеварительных ферментов через протоки в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция), а скопления других клеток выделяют гормон инсулин непосредственно в кровь (внутренняя секреция). Непрерывное выделение инсулина в кровь необходимо для того, чтобы глюкоза (основной источник энергии), полученная с пищей, могла свободно переходить из плазмы крови в ткани, а её избыток откладывается в печени в виде гликогена.

Надпочечники - небольшие парные железы, расположенные на верхних полюсах почек. Надпочечники иногда называют железами стресса. При напряжённой физической или умственной работе, психических переживаниях гормоны надпочечников (один из них - адреналин) повышают артериальное давление крови, учащают и усиливают сокращения сердца, усиливают дыхание, обеспечивают стабильное содержание глюкозы в плазме крови, поддерживают оптимальный уровень водно-солевого обмена. Таким образом, гормоны надпочечников, действуя вместе с симпатическим отделом вегетативной нервной системы, дают возможность организму выдержать высокие нагрузки в условиях стресса. При поражении надпочечников жизнь человека невозможна.

Половые железы. Половые железы женщины - яичники выделяют во внешнюю среду яйцеклетки, а во внутреннюю - гормоны эстрогены и прогестины. К первым относится гормон эстрадиол, который отвечает за созревание яйцеклеток в яичниках, а также участвует в формировании вторичных половых признаков по женскому типу (развитие молочных желёз, определённый тип телосложения и др.). Прогестерон, относящийся к прогестинам, тормозит созревание новых яйцеклеток на период беременности.

Половые железы мужчины - семенники - выделяют во внешнюю среду сперматозоиды, а во внутреннюю - гормоны андрогены, основным из которых является тестостерон. Этот гормон необходим для нормального формирования половой системы по мужскому типу и развития мужских вторичных половых признаков (особенности волосяного покрова и развитие мускулатуры по мужскому типу, низкий голос, специфика обмена веществ и поведения и т. п.), кроме того, он обеспечивает постоянство выработки сперматозоидов.

Признаки гормонов. Вещество, относящееся к гормонам, в норме должно обладать следующими признаками:

1) выделяться и в живых клеток, причём без нарушения их целостности;

2) не служить источником энергии;

3) действовать через кровь (внутреннюю среду) в очень малых количествах;

4) поступать непосредственно в кровь (внутреннюю среду) без выводных протоков;

5) действовать на органы-мишени через специфические рецепторы, которыми служат особые вещества, расположенные либо на наружных мембранах клеток органов-мишеней, либо в их ядрах.

Гипоталамус. В головном мозге имеется отдел, называемый гипоталамусом. Кроме нейронов обычного типа, в нём есть нейросекреторные клетки, которые вырабатывают особые белковые вещества, стимулирующие или тормозящие выработку гормонов гипофиза. Другими словам и, эти нервные клетки преобразуют нервный импульс в нейрогормональный. Гипофиз расположен прямо под гипоталамусом и соединён с ним воронкой и ножкой, по которым и поступает нейросекрет. Гипофиз реагирует на химические вещества, поступившие из гипоталамуса, и выделяет свои гормоны. При этом гипоталамус и гипофиз работают как единый механизм.

Ведущей гормональной системой организма является система гипоталамус - гипофиз - надпочечники. Железы внутренней секреции, входящие в эту систему, являются важнейшими регуляторами физиологических процессов, лежащих в основе целостных реакций организма. Гипоталамус в этой системе выполняет роль высшего подкоркового эндокринного регулятора: он выделяет факторы стимуляции гипофиза (нейросекреция).

11. Физическое развитие - важный показатель здоровья и социального благополучия.

Под физическим развитием следует понимать комплекс мор­фологических и функциональных расстройств организма, оп­ределяющих массу, плотность, форму тела, структурно-механические качества и выражающихся запасом его физических сил.

На уровень физического развития влияет комплекс социаль­но-биологических, медико-социальных, организационных, природ­но-климатических факторов. Имеют место различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-гео­графических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень фи­зического развития снижается, наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Основными признаками физического развития являются:

1. Антропометрические, т.е. основанные на изменении раз­меров тела скелета человека и включающие:

а) соматометрические - размеры тела и его частей;

б) остеометрические - размеры скелета и его частей;

в) краниометрические - размеры черепа.

2. Антропоскопические, основанные на описании тела в целом и отдельных его частей.

К антропоскопическим признакам относятся: развитие жирового слоя, мускулатуры, форма груд­ной клетки, спины, живота, ног, пигментация, волосяной покров, вторичные половые признаки и т.д.

3. Физиометрические признаки, т. е. признаки, которые оп­ределяют физиологическое состояние, функциональные возможности организма. Обычно они измеряются с помощью специальных приборов. К ним относятся: жизненная емкость, легких (измеряется с помощью спирометра), мышечная сила кистей рук (измеряется с помощью динамометра) и т. д.

Оценка физического развития имеет значение для многих областей медицины.

Клинико-диагностическое значение оценки физического раз­вития нашли свое место в так называемой конституциональной диагностике, т. е. определении конституциональной предрас­положенности и конституциональных особенностей течения за­болевания. Показатели физического развития используются для выявления антропометрических маркеров риска ряда заболеваний и патологических состояний.

Антропометрические показатели используются для контроля физического развития детей и оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий. Они необходимы для определения режима жизни и физической нагрузки ребенка.

Оценка биологического возраста важна для определения школьной зрелости, спортивных возможностей ребенка, используется в судебно-медицинской практике.

В статистике ряд антропометрических показателей являются важнейшими критериями для определения таких понятий, как «живорожденность», «мертворожденность», «недоношенность», «масса тела при рождении» и т. д.

Физическое развитие имеет важное медико-социальное зна­чение. Уровень физического развития населения во многом говорит о социальном благополучии в обществе. Нарушения физического развития могут свидетельствовать о неблагопри­ятных условиях и образе жизни ребенка и должны являться одним из критериев для определения уровня социального риска семьи, выделения социального неблагополучия семей, требующих мер медико-социального воздействия.

Изучение физического развития включают в себя:

1) изучение физического развития и его закономерностей в различных возрастно-половых группах населения и сдвигов за определен­ные промежутки времени;

2) динамическое наблюдение за физическим развитием и здоровьем в одних и тех же коллективах;

3) разработку мер региональных возрастно-половых стандартов для индивидуальной и групповой оценки физичес­кого развития детей;

4) оценку эффективности оздоровительных мероприятий.

В зависимости от цели исследования программы оценки физического развития варьируют в широких пределах - от оценки массы, длины тела и окружности груди, до анализа 60 измерительных и описательных признаков.

Незави­симо от объема признаков для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий, а именно: оценка должна проводиться в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

Антропометрия проводится с помощью специальных инстру­ментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, толстостенных и скользящих циркулей, циркулей-калиперов и т. д. Для антропоскопии используются шкалы, муляжи, схемы. Физиометрию проводят на специальных приборах. Для оценки физического развития может быть использована фотография (т.е. метод стереофотограммометрии).

Наблюдение за физическим развитием детей должно начинаться с момента рождения и регулярно продолжаться в детских поли­клиниках, детских дошкольных учреждениях, школах в сроки установленные специальными приказами.

У взрослого населения регулярной оценки физического развития не производится.

Для изучения, анализа и оценки физического развития применяются генерализирующий и индивидуализирующий ме­тоды наблюдения.

Генерализирующий метод представляет собой наблюдение за определенной, достаточно большой группой детей, в которой индивидуальные антропометрические данные суммируются и при обработке получают средние данные физического развития на определенный момент, характеризующие данную группу.

Индивидуализирующий метод представляет собой тип длительного наблюдения за развитием каждого отдельного ребенка.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых людей различного возраста и пола. Полученные средние показатели являются стандартами физического развития соответствующих групп населения.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в различных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают различный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные или региональные стандарты физического развития.

Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

Оценка физического развития индивидуума осуществляется путем сравнения его показателей со стандартами и определения степени отклонений от средних величин.

Антропометрические показатели, взятые в отдельности, не могут полно охарактеризовать уровень физического развития организма. Оценка физического развития должна осуществлять­ся по совокупности всех морфологических и функциональных признаков с учетом других показателей здоровья.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.