Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различные периоды онтогенеза






Для каждого возрастного периода характерны количественно определённые морфологические и физиологические показатели.

Внутриутробный этап развития человека длится 9 календарных месяцев.

Основные процессы формирования и развития нового организма разделяют на две фазы: эмбриональное и фетальной развитие.

Первая фаза эмбрионального развитиядлится с момента оплодотворения до 8 недель беременности. В результате оплодотворения образуется зародыш – зигота. Дробление зиготы в течение 3-5 дней приводит к образованию многоклеточного пузырька – бластулы. Зигота на 6-7 день имплантирует (погружается) в толщу слизистой матки.

В течение 2-8 недели беременности продолжается формирование органов и тканей зародыша. В возрасте 30 дней у зародыша развиваются лёгкие, сердце, нервная и кишечная трубка, появляются зачатки рук. К 8 й неделе заканчивается закладка органов зародыша: обозначены головной и спинной мозг, наружное ухо, глаза, веки, пальцы, сердце бьётся с частотой 140 ударов в минуту; с помощью нервных волокон устанавливается связь между органами. Она сохраняется до конца жизни. На этом этапе завершается образование плаценты.

Вторая фаза эмбрионального развития– фетальная фаза длится от 9 недели беременности до рождения ребёнка. Она характеризуется бурным ростом и дифференцировкой тканей органов растущего плода, прежде всего нервной системы. Питание плода обеспечивается плацентарным кровообращением. Плацента, как орган осуществляющий обменные процессы между кровью матери и плода, одновременно является биологическим барьером для некоторых ядовитых веществ. Но через плаценту в кровь проникают наркотики, алкоголь, никотин. Употребление этих веществ существенно снижает барьерную функцию плаценты, что приводит к заболеванию плода, пороками развития и гибели.

Внеутробный этапразвития человека его органов и систем происходит неравномерно.

Период новорожденности – это время приспособления рождённого ребёнка к новой среде обитания. Возникает легочное дыхание, происходят изменения в системе кровообращения, совершенно изменяется питание и обмен веществ ребёнка. Однако развитие ряда органов и систем новорожденного ещё не завершено, и поэтому все функции слабые. Характерные признаки этого периода – колебание массы тела, нарушение терморегуляции. Голова новорожденного большая, округлая, составляет 1\4 длины тела. Шея и грудь короткие, а живот удлинённый; мозговой отдел черепа больше лицевого, форма грудной клетки колоколообразная. Кости таза не сращены между собой. Внутренние органы относительно крупнее, чем у взрослых.

В грудном возрасте тело растёт наиболее быстро. При рождении средний ребёнок весит 3-3, 5кг, а длина примерно равна расстоянию от локтя, до кончиков пальцев. К двум рост ребёнка будет составлять половину его роста в зрелом возрасте. В первые шесть месяцев ваш ребёнок, вероятно, будет набирать 550-800г в весе и примерно 25мм в длину каждый месяц. Маленькие дети не просто растут, они растут вверх. В период между шестью месяцами и годом всё меняется в ребёнке. При рождении его мышцы слабые. Его кости хрупкие, а мозг, в крошечной голове очень маленький. Он ещё очень плохо регулирует температуру своего тела, кровяное давление и дыхание. Он почти ничего не умеет делать и ещё меньше понимает. К своему первому дню рождения его кости и мышцы меняют свою структуру, сердце бьётся сильнее, он способен контролировать своё дыхание, а его мозг значительно увеличился в размерах. Теперь он ходит, держась за опору, набирает в лёгкие воздух, прежде чем закричать, играет в ладушки, и почти всегда останавливается, когда вы говорите: «Нельзя». Девочки развиваются несколько быстрее, чем мальчики.

Физические нарушения могут отражаться очень существенным образом на развитии многих навыков и умений ребёнка в первый год жизни: к примеру, слепому ребёнку будет сложнее научиться ходить и говорить.

Период раннего детства. Первые умения и навыки появляются к 1, 5 годам. Ребёнок умеет есть с ложки, берёт чашку и пьёт из неё. В этот период увеличение массы тела опережает рост в длину. Прорезываются все молочные зубы. Отмечается быстрое моторное развитие. Большой палец руки противопоставляется остальным. Совершенствуются хватательные движения.

Дошкольный период. В этот период ускоряется рост в длину. Движения ребёнка более координированные и сложные. Он может длительное время ходить. В играх воспроизводит ряд последовательных действий. Масса мозга пятилетнего ребёнка составляет 85 – 90 % массы мозга взрослого человека.

Степень сенсорного развития значительно выше: ребёнок по просьбе собирает одинаковые на вид предметы, различает размеры и цвет игрушек. Очень хорошо понимает произносимые слова. По картинке может ответить на вопрос. Если в начале периода ребёнок произносит облегчённые слова, то к концу его он может составить сложное предложение. Речь развивается быстро.

Недостаточность развития моторики речи может привести к нарушениям в произношении. В конце периода начинается смена династии зубов. Болезни этого периода связаны в основном с вирусными заболеваниями.

В дошкольные годы ребёнок вырастает каждый год на 50-75мм и набирает около 2, 6кг веса. Наибольшее количество жира откладывается к 9 месяцам, после чего ребёнок худеет. Кости вашего ребёнка будут расти, поскольку кости конечностей растут быстрее костей туловища, меняются пропорции тела ребёнка. Увеличивается число мелких костей запястья. К двухлетнему возрасту родничок закроется. Головной мозг к моменту развития не имеет достаточно связей между клетками, и не все клетки находятся на своём месте. Сначала они перемещаются на своё место, а затем начинают устанавливать связи. В процессе этого мозг увеличивает свой вес с 350г до 1, 35кг, по большей части в первые два, три года жизни. Одновременно с образованием взаимосвязей мозг разрушает те, в которых больше не нуждается. Одновременно происходит процесс миелинизации (формирование миелиновой оболочки вокруг отростков нервных клеток). Миелин представляет собой жировую оболочку, которая покрывает нервы, подобно пластмассовой изоляции на электрических кабелях, благодаря ему импульсы проходят быстрее. При рассеянном склерозе миелиновая оболочка разрывается, поэтому можно представить её важность.

Школьный период разделяется на три этапа и продолжается до 17 лет. В этот период заканчивается большинство процессов формирования выросшего организма. В школьные годы ребёнок продолжает растит и развиваться. Скачёк в росте и развитии происходит в подростковом возрасте – это период 10-12 лет. На этот период приходятся сложные перестроечные моменты в развитии подростка. В младшем школьном возрасте происходит округление тела. Удевочек расширяется таз, округляются бёдра.

Подростковый возраст. Физические изменения, указывающие на то, что ребёнок становится взрослым человеком, проявляются у девочек раньше, чем у мальчиков. В среднем девочки и мальчики имеют одинаковый рост и вес примерно до 11 лет; когда девочки начинают стремительно расти вверх. Эта разница сохраняется около двух лет, после чего у мальчиков также происходит скачёк в росте, они догоняют и перегоняют в росте девочек и сохраняют такой рост и вес длительное время. В период полового созревания формируются вторичные половые признаки.

Юношеский возраст - это период завершения роста и развития организма, функциональные характеристики которого максимально приближены к характеристикам организма взрослого человека. Завершаются и процессы адаптации личности к окружающей среде. Развивается чувство независимости. Дети этого возраста стоят на пороге перехода от биологической зрелости к социальной.

В зрелом возрасте строение тела изменяется мало. Первый этап этого возраста – активная личная жизнь и профессиональная деятельность, второй – время наибольших возможностей человека, обогащённого жизненным опытом, знаниями, профессионализмом.

В пожилом и старческом возрасте наблюдается снижение адаптивных возможностей организма, изменяются морфофункциональные показатели все систем, особенно иммунной, нервной и кровеносной. Эти изменения изучает наука геронтология.

 

7. Общий план строения и возрастные особенности органов дыхания

Дыхание – необходимый для жизни процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей средой

Дыхание включает следующие процессы:

1. внешнее дыхание или легочная вентиляция,

2. обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью,

3. транспорт газов кровью, перенос кислорода от лёгких к тканям и углекислого газа из тканей в лёгкие,

4. обмен газов в тканях,

5. внутреннее дыхание, происходящее в митохондриях.

Дыхательный аппарат состоит из дыхательных путей и парных дыхательных органов – лёгких.

Возрастные особенности носа. У новорожденных полость носа небольшая её высота 1см 75мм. Носовые раковины относительно толстые. Верхний носовой ход отсутствует, средний и нижний - развиты слабо. Носовые ходы формируются до двух – трёх лет. К 10 годам полость носа увеличивается в 1, 5раза, а к 20 годам в 2 раза. Пазухи носа формируются до 14 лет.

Возрастные особенности гортани. Гортань новорожденного имеет сравнительно большие размеры и располагается выше, чем у взрослого. Вследствие этого пищевой комок при глотании обходит надгортанник, и ребёнок может дышать и глотать одновременно. Мышцы гортани в детском возрасте развиты слабо. Наиболее интенсивный рост мышц наблюдается в период полового созревания. Гортань интенсивно растёт до 4 лет и в период полового созревания 12 лет вновь начинается активный её рост, который продолжается до 25 лет у мужчин и до 22 – 23 лет у женщин. После 6 -7 лет гортань у мальчиков становится крупнее, чем у девочек. В10 – 12 лет у мальчиков становится заметным выступ гортани. В период полового созревания длина голосовых связок у мальчиков больше, чем у девочек. Хрящигортани у новорожденных тонкие с возрастом в них начинают откладыватьсясоли кальция, и они в старости окостеневают и становятся ломкими.

Возрастные особенности трахеи. У новорожденного длина составляет 3, 2 – 4, 5 см. Хрящи трахеи тонкие и мягкие после 60 лет становятся хрупкими. Рост трахеи ускоряется в период полового созревания и в юношеском возрасте. К 25 годам длина трахеи составляет 10 –12 см. Бронхи у новорожденных отходят от трахеи под углом 26 ° правый - 49° левый. Они особенно быстро растут на первом году жизни.

Возрастные особенности лёгких. Лёгкие имеют доли, левое две: верхнюю и нижнюю, правое три: верхнюю, среднюю и нижнюю. Легкие у новорожденных неправильной конусовидной формы. Верхние доли небольшихразмеров, а нижние сравнительно велики. К 2 годам величина долей лёгкихстановится такой же, как у взрослого человека. Масса лёгких у новорожденных57 грамм, объём 67см3. Бронхиальное древо сформировано к моментурождения, к году длина его увеличивается в 2 раза. В период половогосозревания рост бронхиального древа снова усиливается. Размеры всех егочастей к 20 годам увеличиваются в 4 раза. В пожилом и старческом возрастедлина и диаметр бронхов уменьшаются. После 40 лет наблюдается старениелегочной ткани. Объём лёгких увеличивается в 20 раз к 20 годам по сравнениюс объёмом лёгких у новорожденных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.