Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды рыночных структур, их признаки. Совершенная и несовершенная конкуренция






Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других

процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом

черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью

контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее,

доступностью информации.

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие

четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая

конкуренция, олигополия, монополия.

Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка,

т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем

меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. Первая и одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм

установления рыночных цен Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование,

конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами

и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение

наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от

их использования максимальной выгоды. 1. Совершенная конкуренция.

Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов,

конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную

продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны

отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска,

поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену,

но должна «соглашаться с ценой» (2, 51), принимать ее как заданный

параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е.

все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной

прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.

Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать

производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Колебания цены могут быть довольно интересными – сравните цену яблок в

конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия

отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на

рынке.

На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не

только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых

рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.

 

2. Несовершенная конкуренция.

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не

выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции.

На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции

предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие

в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в

особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее

положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации

продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка:

производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция

на их поведение должна быть своевременной. Конкурентные отношения такого

типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа:

монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

44. Монополия: Сущность, классификация, организационные формы.

На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.

Монополия - (от греч. mono - один, poleo - продаю) исключительное право в определённой области государства, организации, фирмы. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара Борисов А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006..Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

1.2 Сущность и классификация монополии

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, и спользуется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:

- такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей (не случайно " монополия" в переводе с греческого дословно означает " один продаю");

- исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое только определенному лицу, группе лиц;

- крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей.

Монополия как тип структуры рынка обладает следующими особенностями Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. С.Б. Авдашева, В.А. Аронин, И.К. Ахполов и др.; под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2007.:

- на рынке присутствует только одна фирма и множество покупателей её продукции;

- нет товаров, могущих служить конкурентами тем, которые предлагает эта фирма;

- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

- наличие определенных преград для вхождения на рынок других фирм.

Доминирование на рынке дает возможность устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. По монопольно высоким ценам монополии реализуют свои товары, а по монопольно низким покупают нужные товары.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист сам определяет рыночную цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную. Вместо этого он принимает в качестве неизменной всю убывающую рыночную кривую спроса. Иными словами, монополист не подстраивается под условия равновесия, рождающиеся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Совсем наоборот, монополист формирует рыночное равновесие сам. Он делает это, выбирая то соотношение цены и величины производства, которое может принести ему наибольшую прибыль при его уровне затрат на производство.

Монопольная прибыль больше средней прибыли, складывающейся на товар в масштабах отрасли по принципу " равная прибыль на равный капитал". Помимо этого, монопольная прибыль включает обычную сверхприбыль, получаемую любыми преуспевающими предпринимателями, монополистическую сверхприбыль. Она отражает способность монополиста поднимать цену выше уровня предельных издержек, не обращая внимания при этом на конкурентов Нуреев P.M. Курс микроэкономики. М.: Издательская группа НОРМА--ИНФРА·М, 2006..

Монополия может получать монопольные прибыли только в том случае, если кривая спроса на ее продукцию расположена выше кривой ее средних совокупных издержек.

Обычно монополистической силой обладают крупные фирмы или производственные понятие монополии связывают с крупными, мощными компаниями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.