Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Вопрос 8. Возможные неисправности и способы их устранения.
- 1 -
Вопросы
Содержание
I
ВВЕДЕНИЕ
II
ОБЩЕЕ
УСТРОЙСТВО
ПОЖАРНОГО НАСОСА ПН - 40
Одним из основных агрегатов в конструкции пожарных автоцистерн, автонасосов, мотопомп и некоторых других пожарных машин является пожарный насос, который служит для подачи воды или других жидких огнетушащих составов к месту тушения пожара.
К числу наиболее распространенных насосов, устанавли –
ваемых на пожарных автомобилях и мотопомпах для целей пожаротушения, необходимо отнести следующие: лопастные (центробежные, вихревые) и объемного действия (шестеренные).
Широкое применение центробежных насосов в конст –
рукции пожарных автомобилей объясняется следующими их достоинствами: относительно небольшие габариты и вес, равномерная подача жидкости, возможность к саморе –
гулированию напора при изменении подачи жидкости.
Пожарные центробежные насосы должны удовлетворять следующим основным требованиям: удобство расположения и обслуживания, возможность работы на загрязненной во де, высокие антикавитационные свойства, достаточная стойкость к коррозии при работе на морской воде, плав –
ные изменения напора при увеличении или уменьшении подачи перекачиваемой жидкости, минимально возможные габариты и вес.
Одноступенчатый пожарный насос ПН – 40 УА
Центробежный пожарный насос ПН – 40УА является
унифицированным для большинства пожарных автомоби –
ей и приспособлен для заднего и среднего расположения на шасси автомобилей ГАЗ, ЗИЛ и УРАЛ. Он имеет одну ступень, консольное расположение рабочего колеса и одно –
завитковый спиральный отвод.
Состоит из собственно насоса, коллектора, двух напор –ных задвижек и пеносмесителя. Корпус и рабочее колесо отливают из алюминиевого сплава. В рабочем колесе пре –
дусматривают отверстия для уменьшения осевого давле –
ния. Вал колеса укрепляют консольно на двух шарико –
подшипниках. Насос оборудован манометром, мановакуум –
метром и тахометром. Разрежение в насосе и всасывающем
пожарном рукаве создают с помощью вакуум – аппарата, который приводится в действие струей отработавшего га –
за (газоструйного эжектора).
В процессе эксплуатации следят за показаниями конт –
рольно – измерительных приборов, своевременно смазыва –
ют трущиеся детали, проверяют надежность крепления и сальниковые уплотнения, герметичность насоса. После ра –боты воду из насоса выпускают через сливной краник.
Комбинированный насос обеспечивает 3 режима работы:
I – отдельно подачу 1, 6 л/с жидкости при напоре 350 м
только на один ствол высокого давления);
II – подачу 40 л/с от первой ступени центробежного на –
соса при напоре 100 м;
III – одновременную подачу 30 л/с и 1, 6 л/с при напорах,
соответственно равных 90 и 350 м.
В насосном отсеке установлены рычаги для управления вакуумным струйным насосом, сцеплением и оборотами двигателя.
Рис. 4
Насосный отсек
1 – напорный патрубок с полугайкой; 2 и 12 – краны пра –вого и левого стволов; 3 – кран для пенообразователя от пенобака; 4 – смотровое отверстие; 5 – вакуумный кран;
6 – манометр давления в стволах; 7 –пенобак; 8 – цистерна; 9 – хомуты; 10 – заливной трубопровод; 11 – эластичные ар –
мированные трубопроводы; 13 – водяной насос; 14 – напор –
ный патрубок; 15 – краны забора воды из цистерны; 16 – кран забора воды из внешнего источника; 17 – вакуумметр; 18 – кран – дозатор пенообразователя; 19 – дозатор; 20 – вса –сывающий патрубок (без головки – заглушки); 21 – колпач –
ковая масленка насоса; 22 – рычаг управления оборотами двигателя; 23 – тросик привода управления акселератором; 24 – рычаг управления вакуумным струйным насосом; 25 –
рычаг управления сцеплением; 26 – кран для пенообразо –
вателя от внешнего источника; 27 – счетчик времени на –работки насоса; 28 – выключатель насоса; 29 – сигнализатор включения насоса; 31 –выключатель задней фары – про –
жектора; 30 – выключатель подсветки вакуумного клапана; 32 – тахометр насоса; 33 – указатель уровня пенообразовате –
ля в баке; 34 – указатель уровня воды в цистерне; А – место расположения сливного крана насоса.
Органы управления и водопенные коммуникацииРычаг управления вакуумным струйным насосом –
включает вакуумный струйный насос при повороте ры –
чага на себя.
Для поворота рычага необходимо предварительно снять его с фиксатора нажатием кнопки, расположенной на ры –
чаге.
- 4 -
IV
ПРИВОД
ПОЖАРНОГО
НАСОСА
Рычаг управления частотой вращения двигателя – соединен
с педалью подачи топлива тросиком в оплетке. В крайних и промежуточных положениях рычаг фиксируется с по –
мощью фрикционного механизма. Усилие на рычаге регу – лируется вращением гайки штока фрикционного механиз –
ма.
Рычаг управления сцеплением выполняет те же функ –ции, что и педаль в кабине.
Водопенные коммуникации
Водопенные коммуникации это совокупность трубопро –
водов и водопроводной арматуры, соединяющих емкости с пожарным насосом. Водопенные коммуникации состоят из насоса мод. ПН – 40УВ, цистерны, пенобака, вакуумной
системы, всасывающих линий и линий подачи пенообра –
зователя в пеносмеситель.
В нижней части корпуса насоса установлен мановаку –
умметр для контроля величины разрежения во всасыва –
ющей полости (или подпора при работе от гидранта), а на коллекторе насоса – мановакуумметр, показывающий вели –чину давления, развиваемого насосом. Частота вращения вала насоса определяется по тахометру. В верхней части корпуса насоса, на коллекторе, установлен вакуумный ша –
ровый кран. Напорная полость насоса соединена с цис –
терной трубопроводом, через который производится на –
полнение цистерны водой. К напорной полости через краны присоединены напорные патрубки с соединитель –
ными головками для рукавов Ø 77 мм.
Всасывающая полость насоса соединена с цистерной эластичными армированными трубопроводами с хомутами,
кранами и цельносварным всасывающим патрубком. Забор пенообразователя в насос возможен:
из пенобака через патрубок с шаровым краном;
из посторонней емкости – через трубопровод с краном или цистерны (если она заполнена пенообразователем).
Пенообразователь вызывает сильную коррозию металлов, поэтому после работы систему необходимо промыть водой.
Вывод по 2 и 3 вопросам:
Знание устройства узлов и агрегатов пожарного насоса обеспечивает правильную его эксплуатацию и позволяет
содержать насос в технически исправном состоянии.
Совокупность узлов и агрегатов, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя к валу насоса, называется трансмиссией, или приводом, насоса.
Как правило, на всех отечественных и зарубежных по –жарных машинах основного назначения для привода на –
соса от двигателя базового шасси применяется механи –ческая трансмиссия. Только передвижные насосные стан –ции и некоторые пожарные машины специального назна –чения тяжелого типа оборудуются отдельными двигателя –
ми для привода насоса.
- 5 -
По месту расположения насоса на шасси пожарного
автомобиля схемы насосных установок можно разделить на три вида: переднее, среднее, заднее, из которых каждый имеет свои преимущества и недостатки.
Одной из наиболее перспективных схем является среднее расположение насоса, которое позволяет упростить транс –
миссию и управление насосом, понизить центр тяжести
автомобиля, обеспечить лучщие условия для обогрева на –
соса, освободить заднюю часть кузова для размещения
рукавов, а также создать возможность вывода всасываю –
щего патрубка насоса в передней части автомобиля.
Трансмиссии всех выпускаемых пожарных автоцистерн и насосно – рукавных автомобилей сходны между собой и состоят из основных узлов: коробки отбора мощности (КОМ), карданных валов, промежуточных опор и механиз –мов включения (тяг и рычагов).
В зависимости от расположения насоса, конструктивных особенностей и типа базового шасси различают следующие схемы привода насоса.
Тип I
Расположение КОМ на корпусе коробки перемены пере - дач с отбором мощности от шестерни первичного вала.
Рис. 5
1 – коробка передач; 2 – коробка отбора мощности; 3 –пере –
дача к заднему ведущему мосту; 4 – карданные валы;
5 – промежуточная опора; 6 – насос.
Эта схема используется на пожарных автомобилях, мон –
тируемых на шасси ЗИЛ.
Тип II
Отбор мощности от выходного вала 1 коробки передач 2 с помощью КОМ 3 шахтного типа, выполненной отдель –ным узлом и укрепленной на раме шасси. Эта схема при –
применяется в конструкции привода насоса пожарных автомобилей на шасси ГАЗ с колесной формулой 4 х 2.
Рис. 6
1 – выходной вал коробки передач; 2 – коробка передач;
3 – коробка отбора мощности; 4 – насос.
Такая схема применяется в конструкции привода насоса пожарных автомобилей на шасси автомобилей ГАЗ с ко –
лесной формулой 4 х 2.
- 6 -
V
СПОСОБЫ
ПОДАЧИ
ВОДЫ
ПОЖАРНЫМИ
НАСОСАМИ
Тип III
В конструкциях пожарных автомобилей, изготовленных на базовых шасси повышенной проходимости с колесной формулой 4 х 4, 6 х 6, привод к насосу производится от
раздаточной коробки или от коробки перемены передач.
Рис. 7
1 – коробка передач; раздаточная коробка; 3 – коробка
отбора мощности; 4 – насос.
Данный тип применяется в конструкциях пожарных автомобилей, изготовленных на базовых шасси повышен –ной проходимости с колесной формулой 4х 4, 6 х 6, привод
к насосу производится от раздаточной коробки или от
коробки перемены передач.
Вывод по 4 вопросу:
Среднее расположение насоса является одним из перс –
пективных. Оно позволяет упростить трансмиссию и управление насосом, понизить центр тяжести автомобиля,
обеспечить лучщие условия для обогрева насоса, освобо –дить заднюю часть кузова для размещения рукавов, а также создать возможность вывода всасывающего пат –
рубка насоса в передней части автомобиля.
В зависимости от условий применяются различные спо –собы подачи воды пожарным насосом к месту пожара:
- из цистерны;
- с открытого водоема;
- от водопроводной сети;
- с помощью гидроэлеватора;
- в перекачку.
Подача воды из цистерны
При подаче воды из цистерны проверяют плотность
заглушки на всасывающем патрубке, закрывают сливной краник, присоединяют к напорному патрубку рукавную линию, открывают вентиль на патрубке, соединяющий цистерну с насосом. Контроль заполнения насоса осущест –
вляется через смотровой глазок вакуумного клапана. После заполнения насоса водой вакуумный клапан зак –
рывают.
Заполнив насос водой, включают сцепление рычагом в насосном отделении (на ПА со средним расположением насоса сцепление включают педалью сцепления). Создав насосом требуемый напор, открывают задвижку на напор –ном трубопроводе, к которому присоединена рукавная линия. Поддерживают требуемый напор, изменяя положе –ние дроссельной заслонки рычагом или педалью газа
- 7 -
Подача воды с открытого водоема
При подаче воды из открытого водоема собирают вса –
сывающую рукавную линию, опускают конец рукава с всасывающей сеткой в водоем таким образом, чтобы сетка не упиралась в дно и одновременно была ниже уровня воды на 20... 30 см. Присоединяют напорные рукава к напорным задвижкам насоса, плотно закрывают все вен –
тили, сливной краник, включают вакуумную систему и
увеличивают частоту вращения вала двигателя до 2 тыс. мин-1. После появления воды в насосе вакуумную систему отключают, включают насос и постепенно поднимают
давление, плавно открывая напорные задвижки.
При отказе в работе вакуум – аппарата заполнение
насоса и всасывающих рукавов водой можно произвести двумя способами.
Первый способ.
Выключается сцепление, открывается вакуумный клапан и вентиль из цистерны, насос заполняется водой, закрыва –
ется вакуумный клапан. После этого плавно включается сцепление и закрывается вентиль из цистерны. Увеличи –вая частоту вращения вала насоса, создают напор 200... 400 КПа. Затем плавно открывают задвижку на коллекторе насоса и устанавливают требуемый напор.
Второй способ.
Этот способ включает комплекс работ по так называе-
мому кольцеванию цистерны с пожарным насосом.
Сущность его состоит в следующем. К патрубкам насоса присоединяют напорные и всасывающие рукава. Закрыва –
ют все вентили и краны водопенных коммуникаций. Включив сцепление, открывают вентили в цистерну и из цистерны и повышают частоту вращения вала насоса до 2000... 2500 мин" 1. Вода будет циркулировать по образо –
вавшемуся контуру. При плавном закрывании вентиля на трубопроводе из цистерны в насос по вакуумметру уста –навливают разрежение. После заполнения насоса и всасы –вающего рукава водой закрывают вентили из цистерны и в цистерну и устанавливают заданное давление на насосе.
Подача воды насосом от водопроводной сети
Пожарный автомобиль устанавливают вблизи гидранта. Специальным крюком открывают крышку колодца гидран –
та, устанавливают пожарную колонку на гидрант, отсоеди –
няют заглушку на всасывающем патрубке насоса и на ее место ставят сборник. Соединяют колонку с насосом жест –ким и мягким рукавами, закрывают сливной краник, про-
кладывают напорные линии и присоединяют их к напор –ным задвижкам насоса. С помощью пожарной колонки открывают гидрант. Поступление воды в гидрант и ко –
лонку определяют по характерному шуму. Открывают вентили пожарной колонки – вода заполняет всасывающие рукава и внутреннюю полость насоса, открывают напор –
ные задвижки и включают насос, плавно поднимая дав –ление. Если их открывать быстро, возможен обрыв стол –
- 8 -
ба воды во всасывающих рукавах. В этом случае необхо –
димо будет повторно производить забор воды.
Работа насоса при заборе воды из водоемас помощью гидроэлеватора
Данный способ подачи воды организуется в случае, ког –да уровень воды в водоеме расположен ниже оси насоса более чем на 7 м. Этот прием используют также в случа –
ях, когда берег реки или водоема заболочен и недоступен для передвижения автомобиля.
Рис. 8
Схема работы гидроэлеватора
1 – всасывающий рукав; 2 – бак цистерны; 3 – напорный рукав диаметром 77 мм; 4 – гидроэлеватор; 5 – напорный рукав диаметром 66 мм; 6 – пожарный насос; 7 – ствол.
Всасывающий рукав 1, соединенный с насосом 6, вторым концом опускают через люк в цистерну 2, заполненную водой. Напорный патрубок насоса рукавами 5 диаметром 66 мм соединяют с входной соединительной головкой гидроэлеватора 4. К соединительной головке на выходе воды из гидроэлеватора подсоединяют рукава 3 диаметром 77 мм. Свободный конец рукавной линии вводят в горло –
вину цистерны. Ко второму напорному патрубку присое –диняют напорную линию со стволом 7. После сборки схе –мы гидроэлеватор опускают в водоем.
Включив насос, заполняют его водой из цистерны. Затем доводят давление по манометру до 800 кПа и плавно от –крывают напорную задвижку, через которую вода пода –
ется к гидроэлеватору. Открывая задвижку насоса, пода –
ют воду в ствол 7. При меньшем давлении гидроэлеватор
не будет подавать воду.
Подача ствола должна быть меньше производительности гидроэлеватора, так как при опорожнении цистерны сис –
тема не будет работать. Поэтому следует помнить, что один гидроэлеватор Г – 600 обеспечивает работу одного ствола с насадкой диаметром 19 мм или трех стволов с насадками диаметром 13 мм. При работе с гидроэлевато –
ром нельзя допускать заломов и резких перегибов рука –вов. В этом случае увеличиваются потери напора и воз –
можен срыв работы всей системы.
Работа по перекачке воды
На практике нередко складывается такая обстановка, когда пожар находится на большом расстоянии от водо –источника. В этом случае воду к месту пожара можно подавать, перекачивая ее от одной автоцистерны к другой. Пожарные автоцистерны используются при этом, как пе –
- 9 -
редвижные насосные станции. Современные автоцистерны
позволяют перекачивать воду на расстояние до 2 кило –метров. При больших расстояниях необходимо организо –
вывать подвоз воды.
Способы перекачкиПоследовательное соединение насосов (из насоса в насос)
Рис. 9
По этому способу перекачивают воду насосно – рукав –
ными автомобилями и автоцистернами. Основная труд –
ность этого способа состоит в том, что необходимо согла –совывать работу главного и последующих насосов.
Перед каждым последующим насосом следует поддержи –
вать избыточное давление не менее 100 кПа. Если это давление будет малым, то возможен срыв работы насос –
но – рукавных систем.
При перекачке воды по первому способу выполняются следующие работы:
- прокладывают напорные рукава между пожарными
автомобилями по одной или двум параллельным линиям.
В последнем случае расстояние между ПА может быть в
четыре раза больше, чем при прокладке рукавов в одну линию. Целесообразно использовать рукава возможно
большего диаметра, что способствует уменьшению гидрав –
лических потерь по длине рукавной линии;
- пожарные напорные рукава ПА, установленного на водоисточник, соединяют с рукавным водосборником,
применяемым при работе от пожарной колонки, а послед –
ний – со всасывающим патрубком второго пожарного
автомобиля;
- от второго ПА, аналогично описанному порядку прок –
ладывают напорную рукавную линию к следующему ПА и т. д.
Закончив сборку всей перекачивающей системы, вклю –
чают в работу насос ПА у водоисточника и подают воду в насос второго ПА. Насос ПА должен быть подготовлен к работе с выключенным сцеплением. При поступлении к нему воды включают сцепление и плавно открывают
задвижки напорных патрубков. Требуемый напор в на –
порных линиях поддерживают регулированием частоты вращения вала центробежного насоса.
- 10 -
VI
ПОДАЧА
ВОЗДУШНО –
МЕХАНИЧЕСКОЙ
ПЕНЫ
Способ перекачки из насоса в цистерну
Рис. 10
Второй способ более простой. При его использовании не требуется согласования работы насосов и поддержания избыточного давления, поэтому расстояние между ПА мо –жет быть больше, чем в первом случае.
При перекачке воды по второму способу напорные по –
жарные рукава от первого насоса прокладывают в цис –терну второго ПА и т. д. Во время перекачки воды необ –ходимо следить за ее уровнем в цистернах. Если он нач –
нет уменьшаться, следует увеличить подачу первым насо –
сом и уменьшить вторым. Это осуществляется изменением частоты вращения валов насосов.
Вывод по 5 вопросу:
Умение подавать воду к очагу пожара различными способами обеспечивает сокращение количества привле –
каемой техники и личного состава.
Подача воздушно – механической пены применяется при тушении горящей нефти, легковоспламеняющихся жидкос –
тей и для защиты сгораемых конструкций зданий от воз –
действия лучистой теплоты.
Количество стволов ГПС – 600, присоединяемых при ра –
боте, должно соответствовать цифре деления шкалы пено –смесителя, на которое установлена стрелка дозатора.
Образование воздушно механической пены можно полу –чать несколькими способами:
- воду можно забирать из цистерны, водоема или гид –ранта;
- пенообразователь – из пенобака или посторонней емкос –
ти.
Забор пенообразователя из бака, воды из цистерны
- присоединить напорные рукава к напорным патрубкам насоса, стволы к выкидным рукавам и плотно закрыть заглушкой всасывающий патрубок насоса. Закрыть все краны и сливной краник насоса;
- открыть оба крана трубопровода забора воды из цис –
терны и заполнить насос водой (при этом кран одного из напорных патрубков должен быть приоткрыт);
- включить насос, как указано в подразделе " Работа от емкости" и при давлении в насосе 0, 7... 0, 8 МПа (70... 80 м вод. ст.) установить указательную стрелку дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствующее произ –водительности присоединенных стволов;
- открыть шаровой кран – дозатор пеносмеителя, открыть
краны правого и левого напорных патрубков насоса и установить нужный режим его работы, открыть кран за –
ливного трубопровода от пенобака к пеносмесителю.
- 11 -
VII
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
НАСОСА
Прекращение подачи пены производится в обратном порядке.
Забор пенообразователя из пенобака,воды из водоема или гидранта:
- присоединить напорные рукава к напорным патрубкам насоса и стволы к рукавам;
- для работы от водоема выполнить все операции, ука –занные в подразделе " Работа от водоема", а для работы от гидранта – указанные в подразделе " Работа от гидранта", при этом давление во всасывающем патрубке насоса должно быть не более 0, 25 МПа (25 м вод. ст.). Давление
регулируют заслонкой, встроенной в водосборник, а также клапанами пожарной колонки;
- включить насос и при давлении в насосе 0, 7... 0, 8 МПа (70... 80 м вод. ст.), установить стрелку дозатора пеносме –
сителя на деление шкалы, соответствующее производи –тельности (количеству) присоединенных стволов;
- открыть шаровой кран - дозатор пеносмесителя, открыть краны правого и левого напорных патрубков насоса и установить нужный режим его работы, открыть кран за –ливного трубопровода от пенобака к пеносмесителю.
Прекращение подачи пены производится в обратном порядке.
Забор пенообразователя из посторонней емкости:
- отвернуть заглушку на штуцере трубопровода для за –
бора пенообразователя из посторонней емкости;
- открыть кран трубопровода для забора воды из посто –
роннего водоисточника;
- присоединить к штуцеру шланг, свободный конец ко –
торого опустить в емкость с пенообразователем. Все кра –
ны при этом должны быть закрыты (для забора воды из цистерны, водоема или от гидранта произвести все опера –
ции, указанные в соответствующих разделах);
- включить насос и при давлении в насосе 0, 7... 0, 8 МПа (70... 80 м вод. ст.) установить указательную стрелку дозатора пеносмесителя на деление шкалы, соответствую –
щее производительности присоединенных стволов;
- открыть шаровой кран – дозатор пеносмесителя;
- открыть задвижки напорных патрубков и установить нужный режим работы.
Прекращение подачи пены произвести в обратном порядке.
Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс профи –лактических мероприятий, проводимых с целью поддер –жания пожарных автомобилей в технической готовности.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
должно обеспечивать:
- постоянную техническую готовность к использованию;
- надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;
- безопасность движения;
- устранение причин, вызывающих преждевременное воз –
никновение отказов и неисправностей;
- 12 -
- установленный минимальный расход горюче – смазоч –
ных и других эксплуатационных материалов;
- уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.
При проведении технического обслуживания уборочно –
моечные, смазочные, контрольно – диагностические и кре –
пежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы прово –дятся по потребности на основании результатов конт –
рольно – диагностических работ.
Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняе –
мых работ подразделяется на следующие виды:
- ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
- техническое обслуживание на пожаре (учении);
- техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения);
- техническое обслуживание после первой тысячи кило –
метров пробега (по спидометру);
- первое техническое обслуживание (ТО-1);
- второе техническое обслуживание (ТО-2);
- сезонное техническое обслуживание (СО).
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО)при смене караулов
Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносме –
сителя вакуумного затвора.
Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за норматив –
ное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0, 073 – 0, 076 МПа (550 – 570 мм
рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0, 013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2, 5 мин.
Поверить наличие смазки в масленках и корпусе насоса
и при необходимости добавить.
Проверить действие кранов, вентилей, задвижек и пено –
смесителя.
Обслуживание насоса на пожаре (учении)
Следить за показаниями вакуумметра и тахометра.
Для временного прекращения подачи воды убавить частоту вращения насоса.
Периодически проверять утечку воды через соединения насоса, сальники и вентили.
При работе насоса через каждый час смазывать его под –
шипники и сальники поворотом на 2 – 3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых кранах.
Закончив работу на пожаре открыть сливной краник насоса и вакуумный кран, слить полностью воду из на –
соса, после чего краник и все краны закрыть.
- 13 -
Техническое обслуживание по возвращениис пожара (учения)
В случае подачи пены промыть чистой водой все внут –
ренние полости насоса и каналы пеносмесителя для чего:
- отвернуть заглушку на штуцере для забора пенообра –
зователя из посторонней емкости;
- присоединить к штуцеру шланг, свободный конец которого опустить в емкость с водой;
- включить насос от цистерны, водоема или гидранта;
- установить стрелку пеносмесителя на деление «5», дать
поработать насосу 3... 5 мин., затем остановить насос;
отсоединить шланг, навернуть заглушку на штуцер и закрыть краны трубопроводов от пенобака и цистерны.
- заправить колпачковую масленку насоса смазкой.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Выполнить все работы ежедневного технического обслу –
живания (ЕО).
Проверить работу вакуумного затвора, состояния пру –
жин клапанов и их посадочных мест.
Проверить исправность краников, патрубков, задвижек (венитлей), мановакуумметров, тахометра, счетчика нара –
ботки моточасов пожарного насоса (при наличии), надеж –
ность крепления рабочего колеса на валу.
Проверить отсутствие посторонних предметов в полости насоса, состояние переднего подшипника и червячной па –
ры привода тахометра.
Разобрать и прочистить пеносмеситель, проверить состо –яние его трубопроводов, кранов, обратного клапана.
Проверить герметичность соединений давлением. Места неплотностей соединений насоса и водопенных коммуни –
каций выявить путем опрессовки за счет давления 1, 2... 1, 4 МПа, развиваемого насосом при работе «на себя».
Краны напорных патрубков, а также кран коллектора должны быть закрыты. Воду при этом можно забирать из цистерны, водоема или гидранта.
Проверить работоспособность вакуумной системы по ве –личине создаваемого разряжения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разряжения в единицу времени.
Проверить работу пеносмесителя от посторонней емкос –
ти, заливая в емкость воду вместо пенообразователя, при двух выкидных линиях Ø 77 мм со спрысками Ø 28 мм
при напоре перед пеносмесителем 0, 75 МПа и подпоре за пеносмесителем во всасывающем патрубке насоса 0, 25 МПа.
Минимальный расход воды из посторонней емкости при положении стрелки на делении:
" 1 " - 22, 2 л/мин;
" 2" - 44, 4 л/мин;
" 3" - 66, 6 л/мин;
" 4" - 88, 8 л/мин;
" 5" - 111 л/мин.
- 14 -
VIII
ВОЗМОЖНЫЕ
НЕИСПРАВНОСТИ
И
СПОСОБЫ
ИХ
УСТРАНЕНИЯ
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Выполнить все работы технического обслуживания № 1.
Проверить работоспособность контрольно – измеритель –
ных приборов насосной установки, указателя уровня воды в емкости.
Произвести разборку, очистку и проверку технического состояния пеносмесителя, патрубков и кранов на трубо –проводе от пенобака или цистерны, вакуумного затвора, вакуумного аппарата.
Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за норматив –
ное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени.
Проверить техническое состояние пожарного насоса и пеносмесителя забором и подачей воды из водоема, сог –ласно типовой технологии ТО пожарных автомобилей.
Произвести смазку дополнительной трансмиссии органов управления специальными агрегатами, элементов пожар –
ного насоса и другого пожарного оборудования в соот –
ветствии с инструкцией завода – изготовителя пожарной техники.
Сезонное техническое обслуживание (СО)
(Производится весной и осенью)
Проводятся все работы по техническому обслуживанию
№ 2.
Отключается весной (включается осенью) система подогрева насосного отсека и емкости для воды.
Вывод по вопросу 8.
Правильное и своевременное проведение технического обслуживания обеспечивает бесперебойную и длительную работу насоса, его узлов и систем
Табл. 1
Неисправность
Причина
Способ устранения
Насос не запол –
няется водой при включенной ваку –
умной системе
Высота всасыва –
ния превышает 7 м;
не закрыты слив –
ной краник насоса и запорная арматура водопенных комму –
никаций;
недостаточно пог –
ружена в воду
всасывающая сетка;
расслоение всасы –
вающих рукавов;
подсос воздуха во всасывающей линии;
подсос воздуха
через соединения
вакуумной системы;
Уменьшить высо –
ту всасывания;
закрыть краник и запорную арматуру;
погрузить всасы –
вающую сетку в
воду не менее чем на 300 мм;
заменить неис –
правные рукава;
подтянуть гайки соединения всасы –
вающих рукавов;
устранить негер –
метичность;
подсос воздуха
через уплотнения насоса;
подсос воздуха
через соединения
трубопроводов во –
допенных комму –
никаций;
не полностью пе –
рекрывается зас –
лонкой выпускное отверстие вакуум –
ного насоса;
засорен диффузор или сопло газо –
струйного вакуум –
ного насоса.
запрессовать в манжеты смазку.
При необходимости замените манжеты;
устранить негер –
метичность;
отрегулировать длину тяг привода газоструя;
очистить диффузор или сопло.
Частота вра –
щения двигателя
не регулируется из насосного отсека.
Погрузить всасы –вающую сетку в воду;
Очистить всасыва –
ющую сетку;
поставить новую шпонку;
очистить каналы рабочего колеса насоса.
При работе насоса наблюда –
ются стуки и вибрации.
Ослабло крепле –
ние насоса к под –
рамнику;
износ шеек вала рабочего колеса насоса;
износ подшипников насоса;
поломка рабочего колеса насоса;
попадание в насос посторонних пред –
метов.