Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Привязанность и формирование самосознания






Ряд работ данного цикла был направлен на изучение вклада привя-

занности к матери в формирование самосознания и самооценки детей.

Применительно к раннему и дошкольному возрасту в ряде работ было

установлено, что характер привязанности к матери оказывает влияние

на самовосприятие и самоотношение ребенка (Авдеева, Хаймовская,

2003; Cassidy, 1988 и др.). Нас интересовало, в какой мере такая связь

сохраняется в младшем школьном возрасте, когда дети становятся за-

метно более самостоятельными, субъективная значимость их общения

со сверстниками существенно возрастает, а отношения с родителями

начинают постепенно отходить на второй план.

Результаты исследования (Бурменская, Борисова, Пупырева, 2003)

обнаружили, во-первых, яркие качественные различия в самооценке у

детей с надежным (В) и ненадежными (А и С) типами привязанности.

Значимое снижение самооценки у детей с ненадежной привязанностью

отмечалось по таким ее параметрам, как популярность и успешность в

общении со сверстниками, умение правильно себя вести, а главное — по

уровню общего самопринятия. Иными словами, у детей с избегающей

и амбивалентной привязанностью отмечалась заметно меньшая субъ-

ективная удовлетворенность собой по сравнению с детьми с надежной

привязанностью. Во-вторых, самооценка детей с ненадежной привя-

занностью отличалась неустойчивостью и хрупкостью, была больше

подвержена негативным влияниям. Выступил и третий интересный

факт: для детей с амбивалентным типом привязанности была характерна

тенденция к неадекватному занижению своих способностей. В то же

время в группе детей с избегающей привязанностью встречались не

только низкие, но и неадекватно высокие самооценки, указывающие

на действие таких способов психологической защиты, как вытеснение

и идеализация себя.

Установленные различия получили подтверждение в работе

Л.И. Авдеевой (2005) в рамках шестилетнего лонгитюдного просле-

живания становления самооценки у воспитанников детского дома.

В контексте типологии привязанности эти дети представляют особый

интерес, поскольку условия формирования у них привязанности к

близкому взрослому резко нарушены, ведь, как известно, в настоящее

время большинство воспитанников детских домов — сироты при жи-

вых родителях, не способных по разным причинам выполнять свои

родительские функции, прежде всего психологические. Это значит, что

большинство воспитанников детдома растут в условиях ненадежной,

нарушенной привязанности к близким взрослым. Но что в таком случае

происходит с развитием их самосознания и самооценки, как сказывается

на них нарушение привязанности?

Оказалось, что самооценка воспитанников детдома достоверно

ниже по уровню, чем у детей из семьи. Это касается таких значимых для

младшего школьного возраста аспектов, как успешность в обучении, по-

пулярность у сверстников, поведенческая компетентность и даже внеш-

няя привлекательность. Кроме того, их самооценка менее адекватна и

более лабильна по сравнению с самооценкой сверстников, имеющих

семью. Одновременно выступила еще одна парадоксальная особенность:

сниженный уровень самооценки сочетался у воспитанников детдома с

относительно высоким уровнем самопринятия. Анализ этого явления

привел к выводу, что на поддержание субъективно приемлемого само-

принятия у детей-сирот работает целый комплекс защитно-адаптивных

механизмов: обесценивание, идеализация, вытеснение и другие. Благо-

даря напряженной работе этого комплекса их самоотношение приоб-

ретает черты своеобразной установки, суть которой выражается такой

формулой: «Да, я плохо учусь и не слишком хорошо себя веду, меня не

любят… но, несмотря ни на что, я хороший».

Однако это выстроенное на поверхности сознания «псевдопо-

зитивное» самоотношение оказывается крайне непрочным: низкая

имплицитная самооценка прорывается у детей в негативном пред-

ставлении о своей внешней привлекательности, низких притязаниях

на «счастье», «приземленном» видении своего будущего, готовности к

критическому отношению со стороны окружающих, в нестабильности

самооценки. Во многом это следствия главного недостатка социальной

ситуации развития в детдоме — отсутствия у детей привязанности и

близкого общения со взрослым, способным восполнить недостаток

стабилизирующего родительского принятия. По сути это не что иное,

как отдаленный результат нарушенной, деформированной, неполно-

ценной привязанности.

Более детальное изучение влияния привязанности ребенка к мате-

ри на формирование его самосознания в младшем школьном возрасте

стало предметом исследования И.А. Борисовой (2007). В данной работе

учитывалось то обстоятельство, что чувство собственной значимости

существует на двух уровнях — осознанном и неосознанном. В качестве

эксплицитной самооценки рассматривается осознаваемая и словесно

декларируемая оценка себя, а под имплицитной самооценкой понима-

ется неосознаваемая оценка себя — переживания и смутные ощущения,

связанные с отношением к себе, которые присутствуют у человека на

менее осознаваемых уровнях психического отражения и не подвергаются

коррекции со стороны сознания и социальных норм (своего рода непо-

средственное, «импульсивное» оценивание своего Я). Для определения

имплицитной самооценки был использован разработанный Э. Грин-

вальдом Имплицитный ассоциативный тест (Implicit Association Test),

процедура которого основана на измерении силы и скорости актуали-

зации автоматических ассоциаций между отдельными представлениями

человека (Greenwald et al., 1998, 2000).

С помощью данного теста помимо эксплицитной (осознаваемой и

вербализуемой) самооценки у большей части участников исследования

были установлены признаки наличия неосознаваемой имплицитной

самооценки. Среди обследованной выборки младших школьников (80

учеников 1-х и 3-х классов) 57% имели явные различия в уровне экс-

плицитной и имплицитной (неосознаваемой) самооценки, из них треть

характеризовалась низкой имплицитной самооценкой, а две трети —

высокой. У части детей самооценки на осознаваемом и неосознаваемом

уровнях совпадали или были близки (конкордантная структура самоо-

ценки), у других — расходились (дискордантная структура самооценки).

В целом анализ соотношения уровней эксплицитной и имплицитной

самооценки позволил выделить пять типов самооценки: конкордантно

высокую, дискордантно завышенную (или защитно высокую), дискор-

дантно заниженную и конкордантно низкую, а также среднюю (средние

значения обоих компонентов самооценки). Последняя имела место у

43% детей из общей выборки.

Установленные различия наглядно показали недостаточность и

приблизительность широко используемой характеристики самооценки

как «высокой» либо «низкой» на основе учета лишь ее эксплицитных

(вербализуемых) компонентов. Необходимо учитывать, что уже в млад-

шем школьном возрасте возможно существенное расхождение внешне

декларируемой и внутренне (бессознательно) ощущаемой самооценки.

При этом дискордантно завышенная самооценка не может считаться

позитивной, поскольку носит защитный характер, а дискордантно за-

ниженная самооценка скорее указывает на специфические критерии

самооценивания (например, ориентация на скромность и осуждение

гордости или намеренно высокая «планка» достижений), чем на не-

гативное самоотношение, всегда переживаемое как эмоционально-

личностное неблагополучие.

Исследование подтвердило также, что одним из мощных факто-

ров, оказывающих влияние на эксплицитную самооценку младших

школьников, является их привязанность к матери. Наиболее сильно

привязанность к матери влияет на такие аспекты эксплицитной са-

мооценки, как «внешняя привлекательность», «общее самопринятие»

и «компетентность в поведении». Уровень самопринятия детей с на-

дежной привязанностью оказался значимо выше общей самооценки

детей с амбивалентным (р=0.024) и избегающим (р=0.048) типами

привязанности. Однако привязанность к матери не выступает как

столь значительный фактор в отношении других аспектов конкретной

самооценки младших школьников. Самооценка детей в сфере школьной

успешности, физических данных (спортивных способностей), а также по

популярности среди сверстников формируется не столько под влиянием

отношения матери, сколько на основе оценок школьного окружения,

а также опыта собственного оценивания объективной успешности в

названных сферах.

Среди младших школьников с надежной привязанностью чаще

встречаются дети с высокой имплицитной самооценкой и позитивным

самовосприятием, чем среди детей с ненадежными типами привязан-

ности. Более половины надежно привязанных детей обладают кон-

кордантно высокой самооценкой, тогда как среди детей с избегающей

привязанностью этот показатель равняется лишь 20%, а среди детей

с амбивалентным типом привязанности — 12.5%. Наиболее неблаго-

приятная картина наблюдается в группе с тревожно-амбивалентной

привязанностью, где четверть детей характеризуются конкордантно

низкой самооценкой.

Обнаружились и так называемые поведенческие корреляты типа

привязанности и самооценки. Например, в ситуациях, связанных с

оценкой успешности действий по сравнению с другими людьми, дети с

надежным типом привязанности к матери значимо чаще (р=0.017) ис-

пользуют адекватные поведенческие стратегии, а дети с амбивалентной

и избегающей привязанностью придерживаются тактики «типичного

неудачника». Дети с избегающим типом привязанности, как правило,

эмоционально не включаются в игру, не огорчаются в случае проигры-

ша команды и демонстрируют сдержанное проявление радости в си-

туации успеха; для них характерно нейтральное состояние. Общим для

большинства детей с амбивалентной привязанностью является резко

повышенный уровень тревожности в ситуации неуспеха. В ситуации

выигрыша эти дети чаще приписывают заслугу успеха своему партнеру

и команде в целом; в ситуации проигрыша — себе. Такое поведение

свидетельствует о заниженной самооценке, неверии в свои силы и

способности. В то же время адекватное поведение детей характерно для

школьников с высокой общей самооценкой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.