Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Младшего школьника






Общая гипотеза исследования (Пупырева, 2007) состояла в том,

что особенности эмоциональной привязанности ребенка к матери

оказывают влияние на становление его автономии, рассматриваемой в

качестве одной из основных линий личностного развития. В онтогенезе

автономия никогда не бывает первичной. Ей всегда предшествует этап

совместного со взрослым действия. Поэтому в качестве важнейшего

опосредствующего звена рассматривалось сорегулирование поведения,

понимаемое как процесс согласования намерений, усилий и действий

ребенка и матери.

Исследование велось на основе комплекса методик (наблюдение,

беседа, проективные методики), в том числе с помощью специально

разработанного полустандартизированного опросника, в структуру

которого вошло 8 смысловых блоков, отражающих основные структур-

ные компоненты автономии в младшем школьном возрасте: 1) само-

стоятельность в учебе; 2) самостоятельность в бытовой сфере; 3) само-

стоятельность в выборе занятий; 4) свобода в высказывании своего

мнения; 5) свобода в выборе друзей; 6) предпочтение самостоятельной

либо совместной деятельности со взрослым; 7) общая оценка ребенком

своей самостоятельности; 8) отношение матери к самостоятельности

ребенка (с точки зрения ребенка). В исследовании приняли участие

ученики начальных классов средних общеобразовательных школ

г. Москвы, а также дошкольники (всего 126 детей от 5 лет 4 месяцев до

11 лет 5 месяцев).

Полученные результаты показали, что большинство младших

школьников: 1) воспринимают матерей как источник помощи и под-

держки; 2) обнаруживают высокую потребность в участии матерей

в освоении ими различных аспектов социальной жизни вне дома (в

контексте школы, внеучебного общения и др.); 3) продолжают ис-

пытывать потребность как в присутствии матери, так и в ее помощи

в учебе. Большинство (две трети) выборки обследованных младших

школьников составили дети с надежной привязанностью к матери

(В), треть детей имели ненадежные типы (А и С) привязанности. По-

следние считают матерей недостаточно чуткими и внимательными; не

воспринимают мать как источник поддержки в стрессовой ситуации; не

чувствуют эмоциональной близости с матерями и поэтому предпочита-

ют не открывать им свой внутренний мир. При этом если отношения с

матерями детей с избегающей привязанностью часто характеризуются

равнодушием или даже пресыщенностью общением, то дети с амбива-

лентной привязанностью испытывают недостаток близких отношений

с матерью.

По уровню автономии были выделены три группы детей: с низким

(12%), средним (75%) и высоким уровнем автономии (13%). Интересно,

что общая оценка детьми собственной автономии, т.е. «чувство само-

стоятельности», названное так нами по аналогии с понятием «чувство

взрослости» (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова) и выражавшее ощущение

себя субъектом действий и отношений, заметно опережала их оценку

своей самостоятельности в реальной деятельности и конкретных аспек-

тах отношений с матерью. Острую неудовлетворенность отношением к

ним как к несамостоятельным выразили 26% выборки.

Математический анализ данных показал наличие значимого (хотя

и умеренного по величине) влияния эмоциональной привязанности

к матери на уровень автономии ребенка. В частности, влияние типа

привязанности на уровень автономии подтвердилось результатами

дисперсионного анализа данных (F=2.70 при р=0.07). Мы также обна-

ружили связь между степенью надежности привязанности (ненадежная,

условно надежная и надежная) и уровнем автономии (низкий, средний,

высокий).

В то же время по своему качественному характеру установленная

связь между степенью надежности привязанности и уровнем автономии

детей оказалась обратно пропорциональной (r= –0.25 при p=0.05): чем

выше дети оценивали надежность своей привязанности к матери, тем

ниже было их субъективное ощущение автономии и наоборот. Наиболее

высокую автономию демонстрировали дети с ненадежными типами

привязанности (А и С), а наиболее низкую — дети с надежной при-

вязанностью (тип В). Анализ результатов показал, что б о льшая само-

стоятельность у детей с ненадежными типами привязанности прежде

всего отражает их стремление дистанцироваться от матери, поскольку

взаимодействие с ней часто сопряжено с эмоциональным напряжением.

В этом случае автономия оказывается как бы преждевременной и вы-

нужденной. В то же время в группу детей с надежной привязанностью

попадают дети, сохраняющие высокую потребность в совместной дея-

тельности и тесном эмоционально-личностном общении с матерью.

Тенденция к большей автономии у них также появляется, но несколько

позже — к началу подросткового возраста.

Помимо различий в уровне автономии детей отмечались и особен-

ности в структуре проявления самостоятельности. Независимо от типа

привязанности у всех детей наблюдаются высокие значения по шкалам

«Общая оценка ребенком своей самостоятельности» и «Отношение

матери к самостоятельности ребенка», т.е. субъективное чувство своей

самостоятельности у детей значительно опережает ее реальное вопло-

щение в учебе и других конкретных сферах деятельности и взаимоотно-

шений. В то же время самые низкие значения у всех детей отмечаются

по шкалам «Самостоятельность в учебе» и «Свобода в высказывании

своего мнения». Данные проявления самостоятельности младших

школьников в значительной мере носят возрастно-специфический

характер и в меньшей степени обусловлены влиянием особенностей

привязанности: учеба — это та новая и трудная для большинства детей

сфера, где они чувствуют неуверенность в себе и зависимость от помо-

щи взрослых. Вместе с тем дети с надежной привязанностью уступают

своим сверстникам с избегающей привязанностью по степени свободы

в выборе друзей (p=0.04), в высказывании своего мнения (p=0.01) и (на

уровне статистической тенденции) в выборе занятий (p=0.07), а также

в предпочтении самостоятельной (в отличие от совместно-разделенной

со взрослыми) деятельности (p=0.03).

Таким образом, надежная привязанность создает предпосылки для

относительно умеренного развития автономии именно при сохранении

тесной эмоциональной связи ребенка с матерью и добровольном при-

нятии ее регуляции и контроля основных жизненных сфер. Совместную

деятельность с матерью детей с надежной привязанностью отличает

эмоциональная вовлеченность, удовольствие от процесса. Подчер-

кнем, что полноценная автономия требует наличия достаточного и

успешного опыта действия в разнообразных жизненных ситуациях, и

обрести такой опыт ребенок может лишь в процессе сотрудничества и

согласования своих усилий с близким взрослым — главным образом с

матерью. Характер процесса сорегулирования зависит от типа привя-

занности ребенка к матери. Согласование действий с матерями у детей

с избегающей привязанностью протекает напряженно и соответствует

наименее благополучному варианту эмоционально-личностного раз-

вития. Процесс согласования действий и усилий с матерями у надежно

привязанных детей обычно носит добровольный характер и осущест-

вляется охотно и легко.

Автономия младшего школьника имеет сложную динамику и

структуру, разные компоненты (аспекты) которой формируются не

одновременно. При этом общее субъективное чувство самостоятель-

ности у большинства младших школьников опережает развитие многих

конкретных проявлений самостоятельности (в бытовой сфере, выборе

друзей, досуга и др.), образуя своего рода «зону ближайшего развития»

в становлении автономии личности младшего школьника. Наименее

самостоятельными дети ощущают себя в учебной деятельности. Хотя к

концу младшего школьного возраста самостоятельность в этой сфере

несколько возрастает (преимущественно у детей с надежной привя-

занностью), тем не менее и у третьеклассников учеба остается слабым

местом, т.е. сферой минимальной самостоятельности. Это тревожное

положение лишний раз свидетельствует о неблагополучии в сфере ор-

ганизации начального обучения.

Таким образом, дети с разными типами привязанности имеют раз-

ные особенности самостоятельности в отношениях с матерями. В целом

дети с ненадежными типами привязанности демонстрируют б о льшую

автономию, чем дети с надежной привязанностью. Тем не менее главное

различие выражается не в степени автономии, а в ее качественных осо-

бенностях: в случае надежной привязанности за самостоятельностью

ребенка стоит чувство компетентности и уверенности, почерпнутое в

опыте сорегулирования деятельности с матерью, т.е. в результате добро-

вольного и гибкого согласования действий и хорошего эмоционального

контакта. В случае ненадежной привязанности за субъективно высокой

самостоятельностью ребенка стоит внутренне отстраненное отношение

к матери или напряженное отстаивание своей позиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.