Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЛЕКЦИЯ № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии






Малая группа — немногочисленная по составу группа, участ" ники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, группо вых норм и групповых процессов. Малая группа — это группа, реально действующая не в ваа кууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности.

 

Распространены классификации деления малых групп на:

 

1) «первичные» и «вторичные»; 2) «формальные» и «неформальные»; 3) «группы членства» и «референтные группы». Деление малых групп на первичные и вторичные было предло жено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделе ние первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей.

Деление групп на формальные и неформальные было предло жено Э. Мэйо.

Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы

 

Выделяют три основных направления в исследовании малых групп:

 

1) социометрическое; 2) социологическое; 3) школа «групповой динамики»

 

Социометрия — это и психологическая теория общения и внут ригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений

 

Каждый индивид в группе имеет свой социометрический ста тус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов.

 

Самыми высокостатусными являются социометрические звез ды — члены группы, имеющие максимальное количество поло жительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов.

Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатус ные члены группы, определяемые по числу положительных выбо ров и не имеющие большого числа отрицательных.

1) На более низкой ступени межгрупповых отношений находят" ся изолированные — субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные.

2) Далее идут отверженные — такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений.

3) На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои — члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных

Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы.

Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вы" вод о неблагополучии ее интегральных психологических характеристик.

Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. Основная проблематика сводилась к следующему:

1) какова природа групп;

2) каковы условия их формирования;

3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами;

4) каковы условия их успешного функционирования.

 

ЛЕКЦИЯ № 12. Лидерство + понятие и классификация

Лидерство и руководство рассматриваются в социальной психологии как групповые процессы, связанные с социальной властью в группе

В социально психологическом смысле лидерство и руководство — это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя.

Выделяют два аспекта власти — формальный и психологический — в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей.

Различия между лидером и руководителем:

1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель — формальные. Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации

2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более вы соком уровне социальных отношений;

3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство;

4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только не" формальные санкции;

5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений.

 

 

Теория черт включает идею о том, что лидерство — феномен, рождаемый специфическими чертами лидера.

Харизма — исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей

Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. Лидер — функция ситуации.

Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов.

1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера;

2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях;

3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные нормы. Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера

4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей);

5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы

Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей. Лидерство — функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы

Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий

Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых)

Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком — руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании

Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы

При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчинен" ным полной информации о ходе дел, что может вызывать фру" страцию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп.

При демократическом стиле руководитель имеет больше ин" формации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации

Попустительский стиль встречается реже. При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.