Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 2 : характер личности






Личность — это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни

Социально+психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людьми социальной действительности, включенный во все отношения

последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально" психологическими особенностями

 

 

Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. Д .Анатомофизиологические особенности личности— характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на

его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно+географическая среда

и общество

. Макросреда — общество в совокупности всех его проявлений.

Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также

является важной детерминантой формирования личности.В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально" психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Социально " психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные

стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику

функционирования ее психических процессов, свойств, состояний.

Психические процессы — психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Социально+психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы

Американский психолог

Р. Кеттел

указывает на три аспекта

личности:

1) интересы;

2) способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн

рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

 

Существуют три социально " психологических типа: пикники,

атлетики и астеники.

Пикники отличаются высокой степенью межличностной кон" тактности и адаптируемости к социальной среде; стремлениемстроить определенным образом отношения со всеми другимилюдьми, что позволяет им отстаивать свои интересы и пристрастия, не входя в конфликты с окружающими.

Атлетики общительны и социально активны, стремятся бытьв центре внимания и завоевывать доминирующие позиции средидругих людей, отличаются кипучей экспрессивностью

Астеники малообщительны, сдержанны в сотрудничествес другими людьми, осторожны в активных взаимоотношенияхв группе, очень чувствительны к изменению своего статуса илисоциального положения, страдают клаустрофобией.Составляя социально" психологическую характеристику человека, следует принимать во внимание его принадлежностьк определенному типу высшей нервной деятельности: сангвиникам, флегматикам, холерикам, меланхоликам.

Сангвиники находятся в приподнятом настроении, отличаются быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью.

Флегматикам совершенно чужда тревога. Их состояние —спокойствие, тихая удовлетворенность.

Сангвиники и флегматики достаточно уравновешенны в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место. Действия холериков отличаются резкостью, порывистостью, ослаблен инстинкт самосохранения. Меланхоликов отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Холерики — наиболее конфликтные личности. В зависимости от типа высшей нервной деятельности люди изначально предрасположены к доминированию определенных эмоций.

Социально" психологические характеристики личности дополняются ее экстравертивностью или интровертивностью.

Экстраверсия указывает на такие психологические особенности индивида, когда он сосредоточивает свое внимание на внешнем мире, иногда за счет собственных интересов, принижая личную значимость.

Интроверсия характеризуется фиксацией внимания личности на своем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными

Истинкты — фиксированная в генетическим коде программа

приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и другим.

Из доминирования инстинкта вытекает первичное различие

людей.

Типы людей по доминированию инстинкта:

1) эгофильный тип— доминирует самосохранение;

2) генофильный тип— инстинкт продолжения рода;

3) альтруистический тип— инстинкт альтруизма;

4)исследовательский тип— инстинкт исследования;

5)доминантный тип— инстинкт доминирования;

6) либертофильный тип— инстинкт свободы;

7) дигнитофильный тип— инстинкт сохранения достоинства.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется.

Нужно помнить о движущих силах, факторах, предпосылках

и уровнях развития личности, что, с одной стороны, дает возможность их постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой активно влиять на процесс обучения и воспитания человека

Движущие силы психического развития— это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными

запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы психического развития— то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек,

внутренними— биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

Предпосылки психического развития— то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека,

внутренними— активность и желание совершенствоваться, а также мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах своего развития как личности

 

Уровни психического развития— степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности— показатель, характеризующий способность человека.

Он свидетельствует о том, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества развиты.

Уровень ближайшего развития личности— показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи

 

Развитие — всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.