Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.






Б) Глава 2. 1. Так как Христос выше Ангелов, то наша нравственная обязанность, говорит Св. Павел, быть особенно внимательными к Его учению, слышимому из уст Его благовестников-Апостолов, чтобы, в противном случае, при невнимании к нему, не отпасть от веры и не погибнуть. Далее, Св. Павел указывает основание к такому увещанию.

2-4. По Иудейскому преданию, закон дан был не непосредственно от Самого Бога, невидимого по Своему существу, но при посредстве Ангелов, так же, как и принят был народом при посредстве Моисея. Это выражает Св. Павел в своем послании к Галатам (3, 19): Закон преподан чрез Ангелов, рукою посредника. Тоже говорит и архидиакон Стефан в своей речи (Деян. 7, 53): «вы приняли закон при служении Ангелов». Та же мысль разумеется и здесь. Мысли приведенных стихов (2-4) такие: ибо если отступление, преступление и непослушание от ветхого – Моисеева закона, данного Богом, при посредстве Ангелов, сопровождалось наказаниями от Бога – праведным воздаянием, чем Он утверждал достоверность и истинность данного закона, то тем большего наказания от Бога заслужат отступники от Христова Евангелия, вознерадев о нем, как спасительном. Ибо Евангелие о спасении первоначально возвещено было не чрез Ангелов, как то, а самим Господом Иисусом Христом, во время Его земной жизни, Апостолам, а потом чрез них, - слышавших от Него, распространилось и утвердилось и между другими. Истинность Евангелия, кроме свидетельства Апостолов, подтверждается свидетельством Самого Бога, не чрез наказания, как Моисеев закон, но чрез чудеса, сверхестественные, поражающие ум человека, действия – внешние – знамения, (исцеления, изгнания бесов и проч.), внутренние чудесные действия (воскресение мертвых и пр.), приводящие к Богу, различные силы, совершающие эти чудеса, и излияние благодатных даров Св. Духа, для возбуждения и укрепления сил человека, сообразно с волею Господа (ср. 1 Кор. 12, 11).

В) Иисус Христос есть Ходатай и Глава нового завета (II, 5-9).

Показавши превосходство пред Ангелами Иисуса Христа, как Господа над слугами, как Творца Бога над тварью, Св. Павел далее показывает Его превосходство как человека идеального пред ними, как Основателя, Ходатая и Главы Нового Завета пред ветхозаветными ходатаями-Ангелами.

5. По идее Творца главою мира, сотворенного Господом, поставлен человек, как видимый представитель Господа на земле, сам непосредственно получая от Бога откровение воли Его и сообщая ее миру, потому что он до падения находился в непосредственном общении с Богом. Но он пал, отпал от этого общения и чрез это лишился части свой власти над миром. Бог стал сообщать ему Свою волю чрез посредников-Ангелов, которые, таким образом, и стали как-бы владыками мира. Но это только временное владычество. Новый мир, возрожденный, восстановленный в первое святое блаженное состояние, будущая вселенная, должен находиться не под властью Ангелов, а под властью возрожденного человечества, в мире Богочеловека, Господа Иисуса Христа. Это подтверждается свидетельством Писания.

6-8а. В приведенном месте Псалма изображается идеальный человек в своем величии и славе во вселенной. Великим и чудным является Бог в делах природы, и если рассмотреть великие чудеса нашего неба, луны и звезд, то в сравнении с ними человек, слабый житель земли, представляется совершенным ничтожеством, и почти даже становится непонятным, как Бог обращает на него внимание: помнит его, посещает его. И, однако человек есть чудо над всеми чудесами видимого творения Божия; только малым чем – на малое только время (ср. 9 ст.) Бог поставил его ниже Ангелов. Он облек его сиянием и славою образа Своего и все существующее в природе покорил под ноги его: природа, таким образом, есть служительница человека, по обетованию, данному Богом человеку в раю (Быт. 1, 28). Это изображение идеального человека Св. Павел прилагает к Иисусу Христу, Который, как Бог, принял на Себя чистое человеческое естество для того, чтобы в нем восстановить падшее человечество в утраченной им святости, славе и власти. И Он восстановил в Своем Лице - стал идеальным человеком, которому должен покориться весь мир, - все сотворенное, а, следовательно, и ангелы.

8б. 9. Итак не Ангелам Бог покорил будущий мир – новое домостроительство спасения, потому что в приведенном свидетельстве говорится, что Бог все покорил Сыну Человеческому, Иисусу Христу, следовательно, ясно, что Ему покорено все – и Ангелы, кроме Того, Который покорил Ему все (1 Кор. 15, 27). Правда, говорит Св. Павел, теперь еще не все покорено Ему: еще господствует в мире – смерть, дьявол, неверие. Но на короткое время униженного пред Ангелами Иисуса мы видим уже увенчанным славою и честью, именно, в Его воскресении, вознесении на небо и сидении одесную Отца. Этою славою Он увенчан был от Отца за претерпение смерти за всех, чтобы всем сообщить плоды этой смерти – воскресение, по благодати Божией. Если одна половина псалма: увенчание славою и честью исполнилась на Иисусе Христе, то это служит ручательством тому, что исполнится и то, что Бог все покорит под ноги Его. Выражение: по благодати Божией вкусить смерть – Феофилакт объясняет так: «не по долгу, а по благодати Бог отдал Сына Своего на смерть, и не за верующих только, а за весь мир. Хоть и не все спаслись, но Он исполнил Свой долг. Прекрасно сказал: вкусил. Ибо, действительно, Он малое только время оставался в смерти и тотчас воскрес. Подобно тому, как врач, видя больного, опасающегося принять приготовленное для него лекарство, прежде сам отведывает его, чтобы убедить больного решиться на принятие его, так и Господь Иисус Христос, видя нас боящихся смерти, Сам вкусил ее, хотя и не имел в том нужды» (Феофл., Св. Злат.).

Но чтобы страдания и смерть Иисуса Христа не могли смущать и возбуждать недоумения в Палестинских Христианах, Св. Павел объясняет значение их в новозаветном домостроительстве спасения людей.

Сыну Божию надлежало воплотиться и пострадать (II, 10-18).

10. Ибо такова была воля Бога Отца, Который, все сотворивши для вечной славы Своей, определил восстановить разрушенное грехом и, особенно, людей сделать снова Своими сынами. Но сыновства Божественного падший человек мог достигнуть только путем совершенно обратным тому, каким он потерял его. Он отпал от Бога чрез непослушание и преданность чувственности, следовательно, возвратиться к Богу он мог только посредством послушания и самоотречения, посредством страданий. Но так как человек не мог этого сделать собственными силами, то Бог Отец послал Сына Своего, чтобы Он, послушанием Богу, смирением, страданиями и крестною смертью (Филп. 2, 8-9) примирил человечество с Богом и, прославивши в Своем лице человека чрез послушание и страдания, снова тем возвратил к утраченной славе отпадших сынов Божиих, - к сыновству с Богом, как совершенный победитель греха и смерти, поэтому вождь людей ко спасению. – Очевидно, чтобы совершить такое дело спасения и стать действительным вождем для спасаемых, Сыну Божию нужно было воплотиться, что и доказывает далее Св. Павел.

11-13. Так как Бог Отец определил спасти людей чрез Сына Своего страданиями и смертью Его, то Он – освящающий – как Первосвященник за нас к Богу (ср. 5, 1), и освящаемые, за которых Он приносит освящающую жертву, должен быть от одного – происходить от семени Адамова, для этого Ему надлежало воплотиться. Поэтому Сын Божий принял плоть человеческую и стал наравне с людьми потомком одного Адама, поэтому Он, не смотря на Свое величие и святость, и их нищету, не стыдился называть людей братьями Своими. А что Христос называет людей своими братьями, Св. Павел доказывает ветхозаветными Писаниями. Так в Пс. 21, в котором предизображаются страдания и прославление Иисуса Христа (ст. 1-22), Он говорит Богу Отцу: Я буду возвещать имя Твое братии Моей – людям, буду воспевать Славу Твою в собраниях их (ст. 23). В другом месте (2 Цар. 22, 3), где опасности, победы и Царство Мессии предсказаны в образе царя Давида, Мессия говорит, как человек: подвластный Богу, Я буду уповать на Бога, как делают в подобных случаях Его братья – люди. И чрез прор. Исаию говорит: вот Я и дети, которых Ты дал Мне (Ис. 8, 18), - искупленных людей Он называет детьми Своими, которых дал Ему Бог – (Иоан. 17, 12). Мысль, что Иисус Христос для искупления людей Сам должен был сделаться человеком, Св. Павел объясняет еще ближе следующими словами.

14-15. Так как те, которых Бог хотел, как детей, приобщить Христу, имеют плоть и кровь – телесную природу, то и Христос, имевший сделаться вторым их Праотцом-Адамом, должен был так же принять плоть и кровь – человеческую телесную природу. Потому что, только как человек, Христос мог умереть и Своею смертью загладить грехи человечества, удовлетворив Правосудию Божию, осудившему людей на смерть за грехи и тем лишить силы имеющего державу смерти – дьявола, как виновника греха, следствием которого была смерть. Дьявол поддерживал в людях грех, а чрез грех – смерть, и тем, и другим, как властью и силою, пользовался для погибели человечества. Поэтому все люди во все время жизни своей были в рабстве греха и дьявола и трепетали смерти. От этого рабства греху и страха смерти и избавил людей воплотившийся Бог своею смертью и воскресением: смертью искупил от рабства греха, а воскресением разрушил смерть (2 Тим. 1, 10). Под смертью здесь, очевидно, разумеется телесная смерть, которую, по учению Св. Павла, упразднил или разрушил Господь Иисус Христос Своим воскресением. Пока она еще существует в людях, но в их возрождении духовном и в купели крещения, и в таинстве Евхаристии (Иоан. 6, 51и д.) полагается, как бы семя новой телесной жизни, которая в будущей жизни будет нетленной, ожидание чего и вложено в душу верующих. Что Иисус Христос должен был для искупления людей принять человеческую природу, Св. Павел доказывает и иным способом.

16-18. Господь Иисус Христос, по учению Св. Павла, должен был воплотиться и потому, что Он не Ангелов восприемлет, собственно, - берет за руку, чтобы помочь им, искупить их, а семя Авраама, которому дано было Богом обетование и его семени. Для этого Он должен был быть во все подобным людям-братьям, чтобы, таким образом, крестною смертью Своею, как праведной жертвой, быть вечным, - истинным, сильным, могущим избавить от грехов (Св. Злат.). Первосвященником пред Богом, - удовлетворить Божественной правде – для умилостивления за грехи народа, с другой стороны, быть к людям милостивым первосвященником, - оказать милосердие людям в их немощах. Он добровольно взял на Себя все страдания человечества, чтобы испытать их на себе, как-бы практически изучить их; и этим самым тем скорее Он будет помогать и искушаемым в их страданиях и скорбях (ср. Лук. 22, 28). Прекрасно объясняет Св. Златоуст. «Тот, Кто так велик, Кто есть сияние Славы Божией и образ существа Его, Кто сотворил веки и сидит одесную Отца, Тот потщился сделаться нашим братом во всем, а для того оставил Ангелов и горние силы, нисшел к нам и принял нашу плоть. И сколько Он доставил нам благ! Не только удостоил нас братства, но и восхотел быть нашим первосвященником пред Отцом небесным. Он принял плоть нашу, единственно, по человеколюбию, чтобы помиловать нас. Что значит – верен? Истинный, сильный; ибо один только Сын есть верный Первосвященник, который может избавить от грехов тех, которых Он есть первосвященник. Посему, дабы принести жертву, которая могла бы очистить нас, Он сделался человеком. Не было никого, кто бы принес за нас жертву, Он видел нас в таком положении и умилосердился, сделавшись Сам Первосвященником. В нем же он пострадал… Христос, пришедши, самым делом испытал то, что мы терпим; теперь Ему не безъизвестны страдания наши, ибо знает не только как Бог, но и как человек. Он пострадал, потому и нам может сострадать. Бог бесстрастен, но здесь Апостол говорит о воплощении, как бы так сказал: самая плоть Христова претерпела много страданий, поэтому Он с великою готовностью подает руку помощи».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.