Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема предпочтений






В этой главе мы рассматриваем процесс выбора потребителем некоего товара.
Вопрос о бюджетном ограничении — только часть проблемы: ответ на него позво-
ляет определить возможный набор товаров, который может позволить себе приоб-
рести потребитель при существующем уровне цен и доходов. Однако выбор поку-
пателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по
отношению к различным товарам. Этой теме и будет посвящен следующий этап
нашего исследования.


Кривая
безразличия

кривая, определяю-
щая различные
наборы товаров, в
равной степени
удовлетворяющие
потребителя.

Предельная норма
замещения

пропорция, в которой
потребитель готов
заменить один товар

другим.


Представление потребительских предпочтений
с помощью кривых безразличия

Предпочтения потребителя позволяют ему выбирать между различными наборами
Pepsi и пиццы. Если вы предложите ему два варианта наборов, покупатель выбе-
рет тот, который наилучшим образом соответствует его вкусам. Если же одинако-
во приемлемы оба варианта, это будет означать, что потребитель безразличен к их
выбору:

Подобно бюджетным ограничениям потребителя, его предпочтения также могут
быть представлены графически с помощью кривых безразличия. Кривые без-
различия
отражают различные наборы товаров, которые в одинаковой степени
удовлетворяют потребителя. В нашем примере они представляют комбинации
Pepsi и пиццы, которые в равной степени радуют нашего любителя сладкого и
мучного.

На рис. 21.2 представлены две из возможных кривых безразличия. Потребите-
ля одинаково устраивают варианты, определяемые точкамиЛ, В и С, поскольку они
находятся на одной кривой. Поэтому уменьшение потребления пиццы, допустим
при переходе от точки Л к точке В, предполагает возрастание потребления Pepsi.
Если потребность в пицце будет снижаться и дальше (при переходе от точки В к
точке С), потребление Pepsi увеличивается еще больше.

Наклон каждой точки кривой безразличия отражает пропорцию, в которой по-
требитель готов заменить один товар другим, или предельную норму замещения.
В нашем примере предельная норма замещения показывает, сколько пинт Pepsi
потребуется покупателю для компенсации снижения потребления пиццы на одну
единицу. Обратите внимание на то, что, поскольку кривые безразличия не имеют
прямолинейных отрезков, в каждой их точке предельная норма замещения имеет


Глава 21. Теория потребительского выбора



 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.