Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В этой главе ВЫ. • увидите, что бюджетная линия отражает варианты потребительского выбора






• Увидите, что бюджетная линия отражает варианты
потребительского выбора

• Научитесь использовать кривую безразличия для
представления потребительских предпочтений

• Проанализируете детерминанты оптимального потребительского
выбора

• Узнаете, как потребитель реагирует на изменения уровня
доходов и цен на товары _______

• Научитесь представлять влияние изменения иен как
взаимодействие эффекта дохода и эффекта замещения

• Используете теорию потребительского выбора для ответа
на 4 вопроса о поведении домашних хозяйств



В каждом универмаге покупателю предлагается огромное количество товаров.
Однако, ввиду ограниченности финансовых ресурсов он не имеет возможности
удовлетворить все свои запросы. Поэтому он прежде всего интересуется ценами и
на основании полученной информации приобретает набор товаров, наилучшим об-
разом соответствующий его желаниям и возможностям.

В этой главе мы познакомимся с теорией принятия потребителями решений о
том, какие товары им следует приобрести и в каком количестве. До сих пор мы
определяли их выбор с помощью кривой спроса, отражающей готовность потреби-
теля к покупке товара (гл. 4, 7). Нам известно, что при повышении цены на товар
потребитель ограничивает его закупки, что выражается в снижении спроса. В этой
главе мы познакомимся с другими факторами, воздействующими на решение поку-
пателя о выборе товара. Теория потребительского выбора, представленная в этой
главе, позволяет нам глубже осознать требования покупателей, так же как теория
конкурентного рынка (гл. 14) помогает нам полнее представить процессы, опреде-
ляющие рыночное предложение.

Один из Десяти принципов экономике гласит, что человек выбирает (гл. 1).
Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозмож-
но представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее количе-
ство некоего товара, ему придется ограничить закупки других.продуктов. Если
индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым сни-
жением доходов и ограничением других потребностей. Если человек в расцвете

', 5 Нак. № 524


Часть 7. Дополнительная тема для отличников

сил увеличит расходы на повседневные нужды, что приведет к снижению сбереже-
ний, он должен заранее приготовить себя к мысли о неизбежной суровой экономии
в старости. Итак, мы займемся описанием процесса принятия потребителем реше-
ний об альтернативных покупках и его реакции на изменение внешних обстоя-
тельств.

После рассмотрения основ теории потребительского выбора мы используем ее
для анализа конкретных ситуаций и поиска ответов на следующие вопросы:

• Все ли кривые спроса носят убывающий характер?

• Каким образом заработная плата влияет на предложение труда?

• Как уровень сбережений домашних хозяйств зависит от процентных ставок по
банковским вкладам?

• Как относятся малоимущие потребители к натуральным трансфертам и денеж-
ному воспомоществованию?

На первый взгляд может показаться, что эти вопросы никак не связаны. Но как
мы увидим в дальнейшем, теория потребительского выбора помогает найти ответ
на каждый из них.

Бюджетное ограничение: что может позволить себе

потребитель

Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных
товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного
отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресто-
рана? Однако мы вынуждены потреблять меньше, чем хотели бы, поскольку наши
расходы ограничены доходами. Мы начинаем наше изучение потребительского
выбора с исследования взаимосвязи доходов и расходов.

Для упрощения ситуации рассмотрим проблему выбора потребителя, приобрета-
ющего только два вида товаров: Pepsi и пиццу. Разумеется, в реальной жизни
ассортимент покупок потребителей гораздо шире, однако, сводя его к двум видам
продуктов, мы значительно облегчаем решение нашей задачи, не изменяя ее сути.

Прежде всего, мы проанализируем, как доходы потребителя ограничивают его
расходы на покупку Pepsi и пиццы. Предположим, что потребитель зарабатывает
$ 1 тыс. в месяц и закупает на эту сумму любимые продукты по цене $ 10 за пиццу
и $ 2 за пинту (1 пинта = 0, 47 л) Pepsi. B табл. 21.1 приведены различные
комбинации количества продуктов, которые потребитель имеет возможность при-
обрести за $ 1 тыс. В первой строке таблицы отражена ситуация, когда покупа-
тель на всю сумму своего дохода закупает только пиццу — 100 штук. Во второй
строке представлено другое сочетание потребительского набора: 90 шт. пиццы и
50 пинт Pepsi. Следующие строки содержат несколько других вариантов наборов,
суммарная стоимость которых равна $ 1 тыс.

На рис. 21.1 приведен график изменения возможного состава набора продуктов,
приобретаемого потребителем. По вертикальной оси откладывается количество пинт
Pepsi, а по горизонтальной — количество пиццы. На графике отмечены три точки
Точка А отражает покупку 100 шт. пиццы, точкаб — приобретение 500 пинт Pepsi.
точка С соответствует набору из 50 шт. пиццы и 250 пинт Pepsi. B точке С
находящейся на графике ровно посередине между точками Л и В, на каждый в л


Глава 21. Теория потребительского выбора



 


 

КОЛИЧЕСТВО PEPSI1 В ПИНТАХ КОЛИЧЕСТВО ПИЦЦЫ РАСХОДЫ НА PEPSI, B $ РАСХОДЫ НА ПИЦЦУ, В $ ОБЩАЯ СУММА РАСХОДОВ, В $
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Таблица 21.1

ВОЗМОЖНОСТИ
ПОТРЕБИТЕЛЯ
Таблица показывает,
какое количество
Pepsi и пиццы может
позволить себе
потребитель, имею-
щий доход в $ 1 тыс.
Цена одной пиццы —
$10,

цена одной пинты
Pepsi — $ 2.


 


товара расходуется одинаковая сумма — $ 500. Избранные нами точки отмечают
только три комбинации количества Pepsi и пиццы, которые имеет возможность
выбрать потребитель, однако ему доступна любая точка на линии AB. Эта линия,
называемая линией бюджетного ограничения, или бюджетной линией, показывает
гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потреби-
тель. В нашем случае она отражает его выбор между Pepsi и пиццей.

Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребите-
лем одного товара другим. Как отмечалось в приложении к гл. 2, наклон линии,
соединяющей две точки, исчисляется как частное от деления расстояния между
ними по вертикали на расстояние между ними по горизонтали. Расстояние между
точками Л и В по вертикали равно пятистам пинтам, а по горизонтали — ста


Линия бюджетного
ограничения
(бюджетная
линия)

ограниченный набор
товаров, который
может позволить
себе приобрести
потребитель.



Рис. 21.1

ЛИНИЯ БЮДЖЕТНО-
ГО ОГРАНИЧЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЯ
Бюджетная линия
отражает различные
по составу наборы
товаров, которые
потребитель может
приобрести при
заданном уровне
доходов. В нашем
примере рассматри-
вается приобретение
только двух видов
товаров: Pepsi и
пиццы. Чем больше
Pepsi покупает
потребитель, тем
меньше пиццы он
может себе позво-
лить.



Часть 7. Дополнительная тема для отличников


 


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Нарисуйте линию
бюджетного ограниче-
ния при доходе потре-
бителя в S 1 тыс.
Цена пинты Pepsi —
S
5, цена пиццы —
S 10. Каким будет ее
наклон?


единицам пиццы. Таким образом, наклон прямой составляет 5 пинт на одну пиццу.
(На самом деле из-за того, что бюджетная линия является нисходящей, ее наклон
имеет отрицательное значение. Однако в нашем примере это несущественно и мы
можем не принимать во внимание знак минус).

Обратите внимание на то, что наклон линии бюджетного ограничения равен
относительной стоимости двух товаров, то есть цены одного из них по отношению
к цене другого. Так, если одна пицца стоит в пять раз дороже одной пинты Pepsi,
потребитель имеет возможность заменить ее пятью пинтами Pepsi, что отражается
соответствующим значением наклона линии бюджетного ограничения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.