Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монополия и конкуренция






Коренное различие между конкурентной фирмой и монополией заключается
; способности монополии определять цену продукции. Масштабы конкурентной
эпрмы в сравнении с размерами рынка, на котором она функционирует, незначи-
тельны, следовательно, она принимает цену на продукцию как данную, определяе-
мую сложившимися на рынке условиями. Напротив, поскольку монополия —
динственный поставщик рынка, она имеет возможность изменять цену на продук-
цию, варьируя объем предложения.


' 1 Зак. № 524

Рассмотрим кривые спроса, с которым сталкиваются на рынке конкурентная
фирма и монополия. Когда мы анализировали максимизацию прибыли конкурент-
ной фирмой, мы изображали цену рынка горизонтальной прямой (гл. 14). Конку-
эентная фирма может продать по этой цене столько продукции, сколько она поже-



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынж


лает. В самом деле, так как продукция фирмы конкурирует с множеством совер-
шенных заменителей (каковыми являются товары остальных фирм), кривая спрос»
для каждого производителя абсолютно эластична (рис. 15.2 (а)).

Так как монополия — единственный поставщик на рынке, кривая спрош
на предлагаемый товар — это кривая спроса всего рынка, имеющая отрицателиг-
ный наклон вследствие обычных причин (график (б) рис. 15.2). Если монополист
поднимет цену на предлагаемый товар, покупатели сократят закупки. С другой
стороны, уменьшая количество реализуемой продукции, монополист тем самьш
поднимает цену.

Ограничение на возможности монополиста реализовать власть над рынка»
в форме извлечения дополнительной прибыли накладывает кривая рыночного
спроса. Иначе, монополист желал бы назначить высокую цену и продать макси-
мально возможный объем продукции. Однако рыночная кривая спроса делает
невозможным подобное развитие событий, так как предлагает все возможные дли
фирмы-монополиста комбинации цены и объема выпуска. Регулирование монопо-
листом объема выпуска относительно цены (или, что равносильно, назначаемо*
цены относительно объема выпуска) позволяет ему оказаться в любой выбранной
точке рыночной кривой спроса, но никак не вне ее.

Какую же точку на кривой спроса предпочтет монополист? Как и в случае
конкурентной фирмы, мы предполагаем, что целью монополиста является максж-
мизация прибыли. Так как прибыль фирмы равна разности ее валового дохода
и совокупных издержек, следующая наша задача — изучение дохода монополиста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.