Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение на рынке с возможностью входа и выхода






: ассмотрим, что происходит в ситуации, когда фирмы имеют возможность свобод-
D входить на рынок и покидать его. Предположим, что все фирмы имеют доступ к
дной и той же технологии производства продукции и к одному и тому же рынку
есурсов производства. То есть все фирмы, как существующие на рынке, так и
этенциальные его участники, имеют одни и те же кривые издержек.


Рис. 14.6

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
НА РЫНКЕ
С ПОСТОЯННЫМ
ЧИСЛОМ ФИРМ
Когда число фирм
на рынке постоянно,
рыночная кривая
предложения
(график (б)) воспро-
изводит, только в
ином масштабе,
кривую предложения
фирмы (график (а)).


 


'-) Предложение отдельной фирмы


(б) Предложение рынка в целом


 


Предложение

.ена

'200

100


Цена

$200

100


 


0 100


200 Объем выпуска
(фирма)


0 100000


200000


Объем
выпуска
(рынок)



Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рынк


 


Рис. 14.7

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
НА РЫНКЕ
СО СВОБОДНЫМ
ВХОДОМ
И ВЫХОДОМ
Фирмы будут входить
на рынок или поки-
дать его до тех пор,
пока на нем
не установится
нулевая прибыль.
Таким образом,
в долгосрочном
периоде цена равна
минимуму средних
совокупных издержек
(график (а)). Количе-
ство фирм устанавли-
вается на уровне,
гарантирующем
удовлетворение
всего объема спроса
при данной цене.
Кривая предложения
в долгосрочном
периоде
при данной цене
горизонтальна
(график (б)).


Решение о вступлении на рынок (или уходе) зависит от стимулов, наличествн|
ющих у владельцев существующих фирм и у предпринимателей, которые имеи|
возможность создать новые производства. Прибыль, которую получают действую-
щие на рынке фирмы, стимулирует к входу новых конкурентов, вступление кото-
рых увеличит число фирм на рынке, приведет к повышению общего объема пред-
ложения и снижению цены и прибыли. И наоборот, если фирмы на рынке терпят
убытки, некоторые компании покидают его, что ведет к снижению количества
участников, уменьшению общего объема предложения и, следовательно, повыше-
нию цены и прибыли. Итог этого процесса входа и выхода — получение остав-
шимися фирмами нулевой экономической прибыли.
Вспомним, что мы может
выразить прибыль фирмы следующим образом:

Прибыль = (P - АТС) х Q.

Из этого равенства следует, что фирма, функционирующая на рынке, имеет
нулевую прибыль тогда и только тогда, когда цена продукции равна средний
совокупным издержкам ее производства. Если цена выше средних совокупны!
издержек, прибыль положительна, что побуждает новые фирмы к вступлению Ki
рынок. Если цена ниже средних совокупных издержек, прибыль отрицательна, чти
вынуждает некоторые фирмы покидать рынок. Процесс входа и выхода заверши?
ется лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Анализ приводит нас к неожиданному выводу. Ранее в этой главе мы отметг-
ли, что конкурентная фирма производит объем продукции, при котором цен!
равна предельным издержкам. С другой стороны, как только что мы установили
возможность свободного входа и выхода с рынка устанавливает цену равно»
средним совокупным издержкам. Но если цена равна как предельным, так и сред-
ним совокупным издержкам, два вида издержек также должны быть равны друг-
другу. Однако предельные издержки равны средним совокупным только топи
когда фирма производит объем продукции, средние совокупные издержки котор: -
го минимальны. Следовательно, долговременное равновесие на конкурентном,
рынке со свободным входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбиря
ют наиболее эффективную технологию и масштаб производства.


 


(а) Условие нулевой прибыли фирмы


(б) Предложение рынка в целом


 


Цена

P =

minimum


АТС


Объем выпуска
(фирма)


 


Цена


Объем выпуск
(рыке*


-■ ава 14. Фирмы на конкурентных рынках


Узелок на память

ПОЧЕМУ КОНКУРЕНТНЫЕ ФИРМЫ

ОСТАЮТСЯ В БИЗНЕСЕ, ДАЖЕ ЕСЛИ

ОНИ ПОЛУЧАЮТ НУЛЕВУЮ ПРИБЫЛЬ?

. первый взгляд может показаться странным, что в долгосроч-
■ ■: периоде конкурентные фирмы получают нулевую прибыль,
конце концов, именно ради нее люди начинают дело. Если
-.пление на рынок новых фирм снижает прибыль до нуля,
г; ет показаться, что продолжение бизнеса бессмысленно.
Вспомним, что прибыль равна разности валового дохода
ювокупных издержек, а совокупные издержки включают в
'я все альтернативные издержки фирмы. В частности, со-
: -: упные издержки включают в себя альтернативную сто-
эсть времени и денег, которые собственники вкладывают в


бизнес. В случае равенства прибыли нулю доход фирмы ком-
пенсирует владельцам вложенные время и деньги.

В качестве примера представим себе фермера, который
должен вложить в дело S 1 млн, оставив работу, на которой
он получал S 20 тыс. в год. Издержки упущенных возмож-
ностей фермерства включают в себя как процент, который
он получил бы, положив на банковский депозит S 1 млн, так
и $ 20 тыс. зарплаты, которой он лишился. Даже если его
прибыль упадет до нуля, доход от фермерства компенсирует
ему альтернативные издержки.

Имейте в виду, что бухгалтеры учитывают издержки не
так, как экономисты. Бухгалтеры отслеживают только вхо-
дящие и исходящие денежные потоки и, следовательно, не
учитывают всех альтернативных издержек (гл. 13). В рыноч-
ном равновесии, характеризующемся нулевой прибылью, рав-
на нулю именно экономическая прибыль, бухгалтерская же
прибыль положительна.



< < Мы некоммерческая

организация, потому

что не получаем

прибыли. Хотя

первоначально это и

не входило в наши

намерения».


На графике (а) рис. 14.7 — на рынке установилось равновесие в долгосроч-
ном периоде. Цена P равна предельным издержкам MC, следовательно, фирма
: аксимизирует прибыль. Цена также равна средним совокупным издержкамЛГС,
: ледовательно, фирмы имеют нулевую прибыль. У новых фирм отсутствуют сти-
мулы к входу на рынок, а существующие не имеют стимулов покидать его.

Наш анализ поведения фирмы дает возможность вывести кривую долгосроч-
ного предложения рынка в целом. На рынке со свободным входом и выходом
: лшь одна цена соответствует условию нулевой прибыли — а именно цена, равная
минимуму средних совокупных издержек. Вследствие этого кривая предложения
: - долгосрочном периоде должна быть горизонтальной, совпадающей с линией этой
пены (график (б) рис. 14.7). Любая цена выше этого уровня порождала бы
прибыль, побуждающую новые фирмы к вступлению на рынок и вызывающую
повышение общего объема предложения. Любая цена ниже этого уровня порож-
дала бы убытки, приводящие к уходу фирм с рынка и снижению общего объема
предложения. В итоге число фирм на рынке достигает такого уровня, когда цена
: тановится равной средним совокупным издержкам, а количество фирм — доста-
точным для удовлетворения всего объема спроса при данной цене.


___________________________ Часть 5. Поведение фирмы и теория организации рыят

Изменение спроса в краткосрочном
и долгосрочном периодах

Так как фирмы входят на рынок и покидают его в долгосрочном периоде,
но не в краткосрочном, на разных временных интервалах изменение спроса имеет
различный эффект. Чтобы убедиться в этом, проследим за последствиями измене-
ния спроса. Анализ покажет динамику реакции рынка, а также то, как свободный
вход и выход фирм приводит рынок в состояние равновесия в долгосрочной
периоде.

Рассмотрим в качестве примера рынок молока, а за отправную точку анализ»
примем равновесие в долгосрочном периоде. Фирмы получают нулевую прибыль,
так что цена равна минимуму средних совокупных издержек (график (а) рис. 14.8).
Точка равновесия рынка в долгосрочном периоде — точка А, которой соответ-
ствуют объем продаж Q1 и цена P1.

Представим себе, что ученые сделали открытие — молоко обладает некими
чудодейственными целительными силами. Вследствие этого кривая спроса на мо-
локо сдвигается вверх с D1 до D2 (график (б) рис. 14.8). Точка равновесия
в краткосрочном периоде смещается из точки А в точку В, в результате чел»
объем продаж повышается с Q1 до Q2, а цены — с P1 до P2. Все существующие Bi
рынке фирмы реагируют на повышение цены увеличением объема выпуска. Так
как кривая предложения отдельной фирмы совпадает с ее кривой предельны!
издержек, увеличение объема предложения всеми фирмами определяется их кри-
выми предельных издержек. В новом равновесии в краткосрочном периоде цен»
молока превышает средние совокупные издержки, следовательно, фирмы получагаг
положительную прибыль.

По прошествии некоторого времени положительная прибыль побуждает к вхо^у
на рынок новые фирмы (например, на производство молока переключаются ферме-
ры, производившие другую сельскохозяйственную продукцию). Поскольку числе
фирм возрастает, кривая предложения в краткосрочном периоде сдвигается вправе
с S1 до S2 (график (в) рис. 14.8), что вызывает снижение цены молока. В конечной
итоге цена уменьшается до значения минимума средних совокупных издержек
прибыль становится нулевой, а приток новых фирм на рынок прекращается. Таких
образом, рынок приходит в новое состояние равновесия в долгосрочном периоде i
точке С. Цена молока снизилась до P1, но объем производства возрос до Q.
Производство каждой фирмы находится на уровне максимально эффективной тех-
нологии, но поскольку число фирм на рынке молока увеличилось, объем выпуска н
объем продаж стал выше.

Почему кривая предложения в долгосрочном периоде
может иметь положительный наклон

Мы установили, что при условии свободного входа и выхода с рынка крива*
предложения в долгосрочном периоде может быть горизонтальной. Существен-
ный момент нашего анализа — допущение существования множества фирм,
имеющих одинаковые издержки производства и потенциально готовых
к вступлению на рынок. Результатом этого является горизонтальная криваш
рыночного предложения в долгосрочном периоде на уровне минимума средних
совокупных издержек. Когда спрос на товар возрастает, в долгосрочном пери-
оде рынок реагирует увеличением числа фирм и общего объема предложения
без изменения цены.


" лава 14. Фирмы на конкурентных рынках



Начальное состояние



О Объем выпуска

(фирма)
Реакция в краткосрочном периоде


О Q1 Объем выпуска

(рынок)


 



 


 



Объем выпуска
(фирма)


О Qi Q2


Объем выпуска
(рынок)


в) Реакция в долгосрочном периоде




О Объем выпуска

(фирма)


Qi Q2 Оз Объем выпуска

(рынок)


Рис. 14.8

ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДАХ

Рынок начинает функционировать в точке равновесия в долгосрочном периоде (точка А на графике (а)).
Фирмы получают нулевую прибыль, так что цена равна минимуму средних совокупных издержек. График (б)
показывает, что происходит в краткосрочном периоде, когда спрос возрастает с D1 до D2. Равновесие сдвигает-
ся из точки А в точку S, цена возрастает с P1 до P2, а объем продукции возрастает с O1 до O2. Поскольку цена
превышает средние совокупные издержки, фирмы получают прибыль, которая со временем побуждает к входу
на рынок новых конкурентов. Приток фирм вызывает сдвиг кривой предложения в краткосрочном периоде
вправо с S1 до S2 (график (в)). В новом состоянии равновесия в долгосрочном периоде в точке С цена верну-
лась в P1, а объем продаж возрастает до O3. Прибыль равна нулю, цена равна минимуму средних совокупных
издержек, но на рынке функционирует большее число фирм, удовлетворяющих возросший спрос.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.