Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Стратегическое исследование в целях международной модернизации Китая






Модернизация, включая и международную ипостась, началась в Китае в середине XIX в. В начале этого века Китай был одной из ведущих мировых держав, но позднее деградировал до полуфео­дального и полуколониального состояния. Если основной вызов, с которым Китай столкнулся в ХХ веке, заключался в спасении нации и борьбе за выживание, то в ХХ! веке главной задачей будет восстановление и развитие. Если главной международной стратегией в ХХ веке была стра­тегия выживания, то в XXI веке ее место займет стратегия развития. В XXI веке модернизация Китая будет проектом, реализация которого займет целое столетие. Требуется регулярный ана­лиз стратегии международной модернизации Китая. В настоящем докладе принята 8-факторная модель, базовые принципы которой, совместно с международной обстановкой, объективными условиями, стратегическими целями, правилами, структурой, стратегически важными точками и мерами позволят провести стратегический анализ и развить идею стратегии «Голубя мира» для международной модернизации Китая в XXI в.

Ученые, занимающиеся исследованием дипломатии, международных отношений и меж­дународной политики, провели большую работу для формирования международной страте­гии Китая на XXI век. В настоящем докладе международные стратегии Китая анализируются с позиций международной модернизации, дополняя работу вышеупомянутых ученых. Содер­жание этой части является научно-теоретическим исследованием, но не эмпирическим анали­зом, и научные идеи, высказанные в ней, отражают только знания, которыми обладает научно- исследовательская группа.

1. История и состояние международной модернизации Китая на данный момент

Международная модернизация Китая является взаимодействием между его модернизацией и международной обстановкой. Ее историю можно отследить до самых начал. Если включить первую Опиумную войну (1840 г.), то на данный момент международную модернизацию Китая можно условно разделить на три периода: последняя в истории Китая династия Цин, Китайская республика и Новый Китай.

Фактически, международная модернизация Китая была начата международными войнами. Первая Опиумная война в 1840 г. не смогла пробудить эту древнюю аграрную страну с тыся­челетней историей. До зарождения индустриальной цивилизации, династия Цин, население которой составляло около 400 млн, пала перед английской армией, насчитывавщей не более 4 тысяч солдат. Эта война показала всю мощь возникающей индустриальной цивилизации. Некоторые ученые мужи по-новому взглянули на мир и начали изучать условия, в которых пре­бывали другие страны. Они выдвинули и развили идею о том, что необходимо учиться у Запада, дабы укрепить страну и превзойти его, заложив таким образом основы для модернизации (в том числе, международной) Китая. К сожалению, правители династии Цин не осознали, что мир изменился, и по-прежнему были ослеплены иллюзией, что они правят самой могущественной страной под этим солнцем и небом. За последующие сто лет, в ходе неравных вооруженных конфликтов, наша великая страна неоднократно оказывалась побеждена и много меньше раз побеждала, оказавшись вынуждена выплатить огромные суммы победившим странам, что было унижением и бесспорной потерей для нее. В период Китайской республики страна все еще находилась под гнетом иноземных захватчиков, и только с возникновением Нового Китая (Китайской Народной Республики) она начала свое независимое и самостоятельное развитие.

В большой степени начало модернизации в Китае стало ответной реакцией на внешнее дав­ление и бросаемые стране вызовы. В начале XIX в. индустриальная модернизация внешнего мира была внове для Китая, и люди много спорили о борьбе с внешними угрозами. Международную стратегию поздней династии Цин можно охарактеризовать тремя словами: изматывать, терпеть, продавать. После поражения в первой Опиумной войне правители избрали тактику изматыва­ния, всячески замедляя развитие международных отношений в надежде, что захватчики попро­сту устанут от этого. Поражение во второй Опиумной войне привело к попытке вестернизации, в надежде на укрепление страны и армии западными технологиями. После неудачи в первой Японо-китайской войне была взята на вооружение тактика воздействия на одну страну через другую, в результате чего Китай оказался, по сути, продан ради краткосрочной выгоды, а дина­стия Цин укрепила свое феодальное правление. Главнейшим итогом международных отноше­ний тех лет было неравенство.

Международная стратегия времен Китайской республики включала три аспекта. Во-первых, требовалось признание республики международным сообществом. Во-вторых, была сделана ставка на пересмотр международных договоров, чтобы избежать внешней угрозы и частично вернуть стране ее права. В-третьих, страна нуждалась в зарубежной помощи и потому участво­вала во всемирном антифашистском Альянсе, чтобы спастись от японских захватчиков. После победы во Второй мировой войне Китай стал одним из инициаторов учреждения ООН.

Международная стратегия Нового Китая заключается в независимой внешней политике мира, основанной на пяти принципах: взаимное уважение к территориальному единству и суве­ренности, взаимное отсутствие агрессии, невмешательство в чужие политические отношения, равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование. Страна принимает участие в междуна­родном сотрудничестве и обмене, подняла международный авторитет и постепенно выправляет свое международное положение.

На настоящий момент Китай по-прежнему следует пяти принципам мирного сосущество­вания и независимой политике мира, концентрируясь на экономическом развитии и поддер­жании дипломатических отношений и стремясь к мирному объединению и гармонии со всем миром. Вокруг трех основополагающих отправных точек экономического роста, национального объединения и стремления к мировому спокойствию Китай выстроил международные связи с разными странами и развивает международные отношения во всех областях и на разных уров­нях. Основная модель международной модернизации Китая уже сформирована.

Китай является одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. На данный момент он находится в дипломатических отношениях с 168 странами. На 2004 г. Китай является членом 6297 международных организаций, включая 234 межправительственные; 17 китайцев стоят во главе международных организаций, китайцы входят и в состав правлений 21 междуна­родной организации; штаб-квартиры или секретариаты 55 международных организаций также находятся в Китае.

По состоянию на 2004 г., международное положение Китая выглядит следующим образом: интегрированный индекс модернизации и ИРЧП соответствуют уровню предварительно разви­тых стран; объективная мощь и влиятельность страны соответствуют уровню мировых держав; экономическая мощь соответствует странам среднего уровня; объективная конкурентоспособ­ность соответствует уровню предварительно развитых стран; конкурентоспособность в расчете на душу населения и степень интернационализации соответствуют уровню отсталых стран.

2. Стратегические выборы международной модернизации Китая

Стратегии международной модернизации Китая являются частью общих модернизационных стратегий страны. Стратегические цели модернизации Китая включают в себя следующее: достижение уровня среднеразвитых стран и осуществление модернизации к 2050 г.; достижение уровня развитых стран и полномасштабное завершение модернизации к концу XXI в. Конечно, стратегии международной модернизации Китая должны служить стратегическим целям модер­низации в целом, разрешать основные ситуации, возникающие в ее ходе, справляться с меж­дународной обстановкой и подчиняться базовым принципам международной модернизации. Люди должны привносить в стратегии международной модернизации разные идеи, а разные ученые должны приходить к разным мыслям по поводу этой модернизации, изучая ее в разных аспектах. Кроме того, международная стратегия должна развиваться с течением времени.

Основываясь на знаниях о 300-летнем опыте и базовых принципах международной модер­низации, а также на информации о ее истории и положении дел на данный момент, мы считаем, что СГМ (стратегия «Голубя мира») для международной модернизации Китая может оказаться наилучшим стратегическим решением для нее в XXI в.

СГМ в основном включает в себя стратегические цели, принципы, структуру, формы кон­троля, ключевые моменты и общие меры. Пришло время представить стратегическую концеп­цию, прежде чем обсуждать стратегические ключевые точки. Все содержание настоящей части является научными данными, представляющими справочную ценность.

(1) Концепция СГМ для международной модернизации Китая

Прежде всего, коснемся стратегической и политической целей СГМ.

Стратегическая цель международной модернизации Китая в XXI веке заключается в сле­дующем: улучшение международного положения Китая и вступление в число развитых стран; повышение способности Китая к международному взаимодействию, рост значений ключевых индексов до уровня лучших в мире, улучшение нашей международной обстановки, дабы сде­лать шаг в сторону мировых спокойствия и развития.

Политическая цель международной модернизации Китая в XXI веке заключается в следую­щем: к 2050 году уровень страны должен соответствовать уровню среднеразвитых стран; объ­ективные национальная и экономические мощи, а также объективное влияние должны быть в числе лучших в мире; степень интернационализации, объективная конкурентоспособность и конкурентоспособность в расчете на душу населения должны достигнуть среднего уровня по мировым стандартам; международные отношения должны быть гармоничными, а между­народная обстановка благоприятной. К 2100 г. уровень страны должен соответствовать уровню развитых стран, способность к международному взаимодействию должна быть наивысшей в мире, а международная обстановка и отношения — удовлетворительными, чтобы китайцы могли передвигаться по миру без больших затруднений. Китайские товары и культура к этому моменту распространятся по всему миру и отношение к стране везде будет дружественным.

Рассмотрим стратегическую структуру и основные черты СГМ.

Схематически в виде рисунка стратегию «Голубя мира» можно представить следующим образом: «тело» «Голубя» — Ассоциация азиатских стран (Азиатская ассоциация, еще не учреж­дена), восточное «крыло» — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), западное — Азиатско-Европейское экономическое сотрудничество (АЕЭС — плод эволюции Форума «Азия — Европа»/АСЕМ), хвост «на юге» составляют Южная Америка, Африка и Океа­ния; ООН служит «головой» «Голубя» (таблица XI.2, рисунок XI.4, рисунок XI.5).


Таблица XI.2. Структура стратегии «Голубь мира» для международной модернизации Китая [2]

СГМ Составляющие Характерные черты Секретариат
Голова ООН Функции ООН Нью-Йорк
Тело Азиатская ассоциация (АА) Новое экономическое сотрудничество в Азии Неизв. (О-в Хайнань)
Восточное крыло Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) Технологическое и рыночное сотрудничество в Тихоокеанском регионе Сингапур
Западное крыло Азиатско-Европейское экономическое сотрудничество (АЕЭС) Технологическое сотрудничество между Азией и Европой Неизв. (Нью-Йорк)
Хвост Африка, Океания, Южная Америка Рыночное сотрудничество  
Примечание. Азиатская ассоциация будет основана на Азиатском форуме в Боао и Диалоге азиатского сотрудничества. АЕЭС будет основываться на АСЕМ.

 

Рисунок XI.4. Схематическая концепция СГМ

фоЬ

" аеэс   Азиатская   АТЭС."............
    ассоциация    

 

           
Африка-.   Океания   . Южная Америка

 

Рисунок XI.5. Структура СГМ на карте мира


 

Основная концепция СГМ заключается в следующем: следовать уставу и работать над уста­новлением мира; базироваться в Азии, но быть открытой всему миру; соблюдать баланс между

востоком и западом, попутно сотрудничая с югом на взаимовыгодных для всех участников усло­виях; быть взаимовыгодной и прогрессивной.

Для следования уставу и работы над установлением мира необходимо соблюдать Устав ООН и всячески пропагандировать мир и прогресс.

Для того чтобы базироваться в Азии, но быть открытой всему миру необходимо способство­вать содружеству в Азиатской ассоциации и развивать межрегиональное экономическое сотруд­ничество во всем мире.

Для соблюдения баланса между востоком и западом и сотрудничества с югом исполнять функции АТЭС на востоке и АЕЭС на западе, усиливать сотрудничество с Европой и США; поощрять сотрудничество с южными странами, включая страны Африки, Океании и Южной Америки.

Для взаимной выгоды и прогресса: страны, входящие в сотрудничество, должны мирно сосуществовать и взаимными усилиями осуществлять общее развитие.

Стратегическая структура СГМ такова: есть стратегии на пяти уровнях и стратегии в пяти областях. Уровни: международная система, международная подсистема, страна, регион, инди­виды. Области: политика, экономика, общество, культура и экология.

Стратегические черты СГМ: расположение в Азии, но открытость всему миру, баланс между востоком и западом в ходе сотрудничества и сотрудничество с югом, баланс между Европой и США в ходе экономического и политического сотрудничества, взаимная выгода и прогресс, влияние на функции ООН и продвижение азиатских цивилизаций.

Структурные черты СГМ: основой является сотрудничество в Азии; сотрудничество с АТЭС на востоке и АЕЭС на западе, экономическое сотрудничество с Южной Америкой, Африкой и Океанией на юге; формирование общей стратегической линии для Европы, Азии и Северной Америки, тремя частями Африки, Океанией и Южной Америкой — основными ключевыми узлами на этой линии послужат связки «Китай — Азия», «Китай — Америка» и «Китай — Евросоюз».

В-третьих, динамический мониторинг и оценка СГМ.

Применение данной стратегии требует постоянного мониторинга и оценки, дабы сообразно их результатам своевременно вносить коррективы. В целом, эта система состоит из четырех слагаемых: мониторинг и оценка проводятся на уровнях международной системы и ее подси­стемы, на уровне страны и в разных областях. Система индексов может включать в себя ключе­вые индексы национальных черт международной модернизации Китая и ключевые индексы международной обстановки. Что касается системы индексов, относящихся к разным областям, она включает в себя ключевые индексы, имеющие отношение к последним.

Мониторинг и оценка на уровне международной системы в основном включают в себя отслеживание и оценку всемирной модернизации, международной обстановки и целей между­народной модернизации Китая. Мониторинг и оценка всемирной модернизации в первую оче­редь касаются ее тенденций, структуры и уровня. В «Докладах о модернизации Китая» оценки по этим аспектам проводятся ежегодно. Мониторинг и оценка международной обстановки каса­ются прежде всего международных отношений, международной структуры, институтов и идей, для чего требуется проведение отдельных исследований. Мониторинг целей международной модернизации Китая включает в себя 16 индексов.

В-четвертых: ключевые моменты и меры СГМ.

Согласно СГМ, основными стратегическими моментами для международной модернизации Китая в ближайшие 20—50 лет могут стать стратегическое планирование, повышение нацио­нальной способности Китая к проведению международной модернизации, улучшению между­народной обстановки. Во время достижения каждой из этих точек, мы можем выбирать другие стратегические точки и меры.

(2) Оптимизация стратегического планирования международной модернизации Китая

Оптимизация стратегического планирования — одна из ключевых точек СГМ. В наше время это возможно осуществлять пошагово. Корректировка плана будет осуществляться постепенно в ходе самого планирования на уровнях международных системы и подсистемы, страны, регио­нов и индивидов, а также корректировки плана в пяти областях.

Во время этой корректировки следует учитывать пять факторов. Во-первых, ориентация на цель — план должен служить стратегическим целям страны. Во-вторых, чтобы осуществлять то, что нам по силам, план должен учитывать объективные условия. В-третьих, дабы иметь оди­наково полномасштабное представление о себе и оппонентах, в плане должны быть учтены изменения международной обстановки. В-четвертых, план должен удовлетворять стратегиче­ским принципам Китая, что является данью объективным законам. В-пятых, что логично, план должен быть максимально рациональным.

В корректировке плана имеются четыре ключевых пункта: во-первых, создание и опти­мизация стратегической платформы для международного взаимодействия; во-вторых, оценка и выбор партнеров по этому взаимодействию и идентификация с оценкой стратегических кон­курентов; в-третьих, оценка и рациональное применение стратегических ресурсов международ­ного взаимодействия; в-четвертых — создание и применение средств международного взаимо­действия.

Стратегические меры корректировки плана включают в себя рациональную оценку суще­ствующей стратегической структуры, создание путеводителя по СГМ, оптимизация планов согласно СГМ. Во-первых, требуется активно принимать участие в реформе ООН и добиться вли­яния на нее. Во-вторых, добиться создания Азиатской ассоциации и прогресса азиатской цивили­зации. В-третьих, осуществить трансформацию Форума «Азия — Европа» в АЕЭС, что позволит быть уверенным в полноценном сотрудничестве между Европой и Азией и, отдельно — между Китаем, Россией, Германией, Италией, Францией и Великобританией. В-четвертых, добиться существенного влияния на деятельность АТЭС, чтобы развить обмен и сотрудничество между Китаем, Южной Кореей, Японией, Канадой, США и Мексикой. В-пятых, усилить сотрудниче­ство с югом, с развивающимися странами. В-шестых, укрепить сотрудничество и обмен Китая с развитыми странами и в перспективе стать членом ОЭСР, если будут позволять условия.

(3) Повысить способность Китая к международной модернизации

Повышение способности Китая к международной модернизации является долгосрочной целью СГМ.

Прежде всего, необходимо повысить способность к интегрированному международному взаимодействию. Во-первых, требуется укрепить материальные основы международной модер­низации Китая, включая повышение уровня страны, ускорение модернизации в сфере техноло­гий и образования, интенсификацию стратегических ресурсов для международного взаимодей­ствия. Во-вторых, требуется довести до совершенства систематические основы международного взаимодействия Китая, включая совершенствование международных институтов на уровнях страны, округов и областей. В-третьих, требуется повысить качество человеческого ресурса, для чего в первую очередь потребуется повышение квалификации дипломатических работников; отдельно следует развивать профессиональную квалификацию специалистов по международ­ным отношениям; необходимо также добиться того, чтобы китайские специалисты были вос­требованы за рубежом, для чего необходимо повсеместное преподавание иностранных языков и общее повышение квалификации работников различных сфер.

Во-вторых, следует развивать способность к международному взаимодействию на пяти уровнях и в пяти областях. Пять уровней включают в себя уровни международной системы и подсистемы, страны, областей и индивидов. Пять областей — политика, экономика, общество, культура и экология.


В-третьих, есть три предложения по повышению национальной способности Китая к про­ведению международной модернизации.

Первое — всячески способствовать созданию Ассоциации азиатских стран (Азиатской ассо­циации) для повышения уровня регионального сотрудничества в Азии. На данный момент реги­ональное международное сотрудничество в Европе, Африке и Америке состоит из трех уровней: трансрегионального, регионального и субрегионального. На региональном уровне существует ЕС в Европе, АС в Африке и ОАГ в Америке. Только в Азии сотрудничество на региональном уровне не установлено в форме организации. Согласно международному опыту и предположе­ниям азиатских правительств и ученых, возможны три модели регионального сотрудничества в Азии: модель Евросоюза, модель сообщества и модель ассоциации. На данном этапе наиболее предпочтительной выглядит именно последняя.

Будущее Китая как азиатской страны, тесно связано с будущим самой Азии. Китай может активно способствовать установлению Азиатской ассоциации и взять на себя еще большую ответственность, например, обязавшись сформировать секретариат ассоциации. В период под­готовки базой для этого может послужить Азиатский форум в Боао. Сам секретариат может быть расположен на китайском острове Хайнань. Китай может соблюдать все необходимые для этого дипломатические условия, и в случае успешного осуществления плана, Азиатская ассоциация может возникнуть уже в 2009 г.

Второе предложение заключается в создании зоны открытой торговли на острове Хайнань, чтобы сделать еще один шаг в сторону международного сотрудничества между Китаем и осталь­ной Азией. Если секретариат Азиатской ассоциации также будет расположен на острове Хай­нань, имеет смысл превратить весь остров в специальную экономическую зону.

Международная политика в этой зоне может включать в себя, во-первых, свободную тор­говлю (без пошлин на импорт и экспорт), во-вторых, свободные инвестиции (предприятия из азиатских стран, инвестирующие в экономику Хайнаня, освобождаются от налогов и пошлин), в-третьих — свободное перемещение (при путешествиях, граждане азиатских государств, посе­щающие Хайнань, моментально получали бы визы), в-четвертых — свободу от таможенных пошлин для граждан азиатских государств, совершающих покупки на Хайнане, в-пятых, сво­бодное обучение (граждане азиатских стран могли бы содержаться за счет страны при обучении в учебных заведениях на Хайнане). Таким образом, будущее острова Хайнань выглядит следую­щим образом: полностью свободная экономическая зона, идеальное место для базирования Ази­атской ассоциации и жемчужина моря в Азии.

Третье предложение состоит в поддержке превращения Форума «Азия — Европа» в Азиатско-Европейское экономическое сотрудничество для установления прочного сотрудни­чества между Европой и Азией. В 2008 г. Седьмой Форум «Азия — Европа» будет проводиться в Пекине, и Китай может использовать эту возможность, выступив с инициативой о реоргани­зации Форума и превращении его в АЕЭС, с дальнейшим расположением секретариата органи­зации в стране.

Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре; секретариат АЕЭС может быть расположен в Гонконге, который является высокоразвитым свободным портом. Подготовка к организации секретариата может быть отдана администрации Гонконга, а китайское правительство может оказывать любую необходимую помощь в ее ходе.

(4) Улучшение международной обстановки для международной модернизации Китая

Международная обстановка в данном случае может иметь отношение непосредственно к модернизации Китая. Для улучшения обстановки международной модернизации необходимо сначала создать благоприятную внешнюю обстановку для модернизации вообще, продвигая идеи мира и развития. Это не только важная цель СГМ и международной модернизации Китая, но и ключевой стратегический момент и стратегическая мера.

Во-первых, следует улучшить международную обстановку для модернизации Китая. Эта обстановка в основном зависит от характеристик всемирной модернизации, международной системы и международного взаимодействия. Очевидно, на данном уровне развития Китай едва ли может оказать существенное влияние на всемирную модернизацию и структуру мировой системы. Основными путями улучшения внешней обстановки являются: создание международ­ных институтов, идей и структуры международного взаимодействия для развития в позитивном русле; создание условий для формирования и развития позитивного отношения и положитель­ных установок глобальных международных организаций по отношению к Китаю; развитие идей мира, а также демократических международных отношений.

Во-вторых, следует улучшить региональную окружающую обстановку для модернизации Китая. В целом, это относится к уровню национальной модернизации, системе стран Азии и международным отношениям со странами, окружающими Китай. Основными путями улуч­шения региональной обстановки являются: развитие региональной структуры, международных институтов и идей в Азии, а также укрепление международного взаимодействия для благопри­ятствования развитию Азии и стран-соседей; создание условий для формирования и развития позитивного отношения и положительных установок региональных азиатских организаций и стран-соседей по отношению к Китаю.

В-третьих, требуется улучшить международные отношения в стратегическом смысле. Согласно СГМ, Китай должен укреплять отношения с шестью типами стран. Они включают в себя: инновационные страны; страны, изобилующие ресурсами; страны с высокой числен­ностью населения; страны с высоким уровнем культуры, дружественно настроенные страны и страны-соседи. Отношения Китая с этими шестью типами стран имеют стратегическое зна­чение. Улучшение международных отношений с ними значительно укрепит позиции Китая на международной арене и благоприятно скажется на его уровне.

(5) Десять рекомендаций по повышению национальной способности Китая к международной модернизации

1. Создание дорожной карты по СГМ и оптимизация стратегической структуры междуна­родной модернизации.

2. Создание Азиатской ассоциации и сотрудничество с азиатскими странами.

3. Содействие трансформации Форума «Азия — Европа» в Азиатско-Европейское экономи­ческое сотрудничество для полноценного сотрудничества между Европой и Азией.

4. Активное развитие сотрудничества с развитыми странами с перспективой принятия в ОЭСР.

5. Активное участие в реформе ООН и оказание влияния на нее.

6. Укрепление сотрудничества с шестью вышеупомянутыми типами стран и улучшение международных отношений с ними.

7. Создание Управления международными инвестициями для облегчения инвестиций в Китай из-за рубежа и обратного процесса.

8. Увеличение бюджета национального образования и улучшение возможности обучаться в Китае.

9. Создание Фонда международного сотрудничества и поддержка исследований в области международных взаимодействий.

10. Создание зоны свободной торговли на острове Хайнань.

Согласно теории международной модернизации, она может оказать влияние на взлеты и падения страны. В XXI веке стратегические варианты международной модернизации Китая обязательно повлияют на модернизацию Китая в целом и будут способствовать возрождению страны. Но для этого нам необходимо действовать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.