Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие Локус контроля и уверенность в себе 2 страница






- Проанализировать результаты исследования контрольной и экспериментальной групп после проведения тренинга;

- Сравнить результаты исследования по двум группам до и после проведения тренинга.

5. Заключительный этап.

Цель: составить рекомендации для педагогов и родителей по развитию уверенности в себе у юношей и девушек 14-15 лет ГОУ Гимназии №74.

1.2. Описание базы и выборки исследования

Исследование проводилось на базе ГОУ Гимназии №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Болотная, д. 6.

Гимназиями в Санкт-Петербурге традиционно являлись учебные заведения гуманитарной направленности, дающее в то же время широкое общее образование. Из этих учебных заведений всегда выходили выпускники с прочными знаниями, развитым интеллектом, высоким уровнем воспитанности. Эти люди прекрасно знали историю России, русскую и зарубежную литературу, писали стихи и прозу, свободно говорили на нескольких языках. ГОУ Гимназия №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга старается сохранить устоявшиеся традиции.

В Гимназии № 74 обучением и воспитанием 665 учащихся (25 классов) занято 77 сотрудников: учителя, психолог, методисты, социальный педагог, воспитатели группы продленного дня, ученые и преподаватели Санкт-Петербургского Государственного университета и РГПУ им. А.И. Герцена.

В числе педагогов гимназии в 2013/2014 учебном году:

• Доктора наук – 1 человек;

• Кандидаты наук – 7 человек;

• Учителей высшей категории – 49 человек;

• Учителей I категории – 9 человек;

• Учителей II категории – 2 человека.

В исследовании приняли участие 28 юношей и девушек (10 юношей и 18 девушек), все учащиеся 8А класса, 14 из которых (5 юношей и 9 девушек) приняли участие в представленном в данной дипломной работе психологическом тренинге (экспериментальная группа), а 14 (5 юношей и 9 девушек) других испытуемых не участвовали в психологическом тренинге и составили собой контрольную группу. Более подробные сведения о участниках дипломного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Характеристика выборки дипломного исследования .- только имена, фамилии убрать!

Экспериментальная группа Контрольная группа
ФИ Пол Возраст ФИ Пол Возраст
  Блинов Дима муж     Анучина Маша жен  
  Бухнин Коля муж     Бундакова Маша жен  
  Гудкова Саша жен     Виралайнен Катя жен  
  Зибина Катя жен     Гарбузова Лина жен  
  Касумова Дина жен     Добкович Вета жен  
  Костина Ира жен     Захаров Антон муж  
  Мочалов Кирилл муж     Иванова Полина жен  
  Окаминова Даша жен     Левицкий Даня муж  
  Парамонов Паша муж     Маколкин Женя муж  
  Пикалюк Кристина жен     Нужнов Ваня муж  
  Сахно Кристина жен     Павшукова Ира жен  
  Сингатова Настя жен     Папоян Сусанна жен  
  Томилина Аня жен     Самсоник Миша жен  
  Топников Саша муж     Соловьева Наташа жен  

 

Выборка двух групп представлена юношами и девушками в возрасте от 14-ти до 15 лет. При сравнении экспериментальной и контрольной групп существенных различий не было выявлено. Психологическое исследования было согласовано с администрацией Гимназии №74 и проводилось под контролем школьного психолога.

1.3. Описаниепсиходиагностическогокомплексаметодик, использованныхвдипломномисследовании

Первая методика, которая была применена в данном исследовании, это Тест «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер) (Приложение 1).

Тест состоит из 44 утверждений, с которыми обследуемый может согласиться (+) или не согласиться (-). Для исследовательских целей предусмотрен ответ по шестибалльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой " +3" означает «полностью согласен», а «-З» — «совершенно не согласен».

Методика, предназначена для диагностики интернальности-экстернальности. Возраст испытуемых без ограничений. С помощью опросника осуществляется измерение интернальности-экстернальности по следующим шкалам:

1. Шкала общей интернальности

2. Шкала интернальности в области достижений

3. Шкала интернальности в области неудач

4. Шкала интернальности в семейных отношениях

5. Шкала интернальности в области производственных отношений

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Область применения: рекомендуется использование в клинической психодиагностике, семейных консультациях, для изучения эффективности социально-психологического тренинга и групповой психотерапии.

Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.

В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.

Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5, 5 стенов). Показатель выше 5, 5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5, 5 — об экстернальном.

Вторая методика - Методика «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов) (Приложение 2).

Назначение данной методики – определение характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния.

Определение характеристик состояния осуществляется с помощью самооценок тестируемого.

Методика представляет собой опросник с набором утверждений, описывающих признаки, которые характеризуют состояние, поведение, отношение человека к различным явлениям. Оценка степени согласия обследуемого с каждым утверждением даётся по семибальной шкале. Это позволило сделать опросник многопараметрическим, но с небольшим количеством пунктов. Краткость опросника и отсутствие «неудобных» утверждений позволили использовать его в массовых обследованиях различных возрастных и социальных групп здоровых людей и имеющих нервно-психические расстройства.

Полный вариант методики имеет следующие шкалы:

шкала Ак: «активное/пассивное отношение к жизненной ситуации», характеризует степень активности отношения к жизненной ситуации; шкала Бо: «бодрость/уныние»;

шкала То: «тонус высокий/низкий»;

шкала Ра: «раскованность/напряжённость», шкала степени напряжения;

шкала Сп: «спокойствие/тревога»;

шкала Ус: «устойчивость/неустойчивость эмоционального тона»;

шкала Уд: «удовлетворённость/неудовлетворённость жизни в целом»;

шкала По: «положительный/отрицательный образ самого себя».

Обработка данных по этой методике заключается в суммировании написанных обследуемым баллов во всех пунктах, входящих в соответствующую шкалу.

Третья методика - Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) (Приложение 3).

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

- глобальное самоотношение;

- самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

- уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I – самоуважение.

Шкала II – аутосимпатия.

Шкала III – ожидаемое отношение от других.

Шкала IV – самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 – самоуверенность.

Шкала 2 – отношение других.

Шкала 3 – самопринятие.

Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 – самообвинение.

Шкала 6 – самоинтерес.

Шкала 7 – самопонимание.

Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»)

Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

При обработке данных показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).

1.4. Методыматематическойстатистики

Методы математической статистики представлены коэффициентом Колмогорова-Смирнова, который «считается наиболее состоятельным для определения степени соответствия эмпирического распределения нормальному», критериями U-Манна – Уитни и Т-Вилкоксона.

Коэффициент Колмогорова-Смирнова позволяет выяснить нормальность распределения данных. Он рассчитывается с помощью компьютерных программ, так как вычисление вручную является громоздким.

Критерий U-Манна – Уитни является самым популярным и чувствительным непараметрическим критерием. Он позволяет выяснить, насколько пересекаются два ряда значений, измеренных на двух независимых выборках. Для этого, полученные значения ранжируются и подставляются в формулу. Фактически, критерий U-Манна – Уитни – это общее число тех случаев, когда при попарном сравнении одни величины превосходят другие, и он отражает степень совпадения рангов вычисленных величин.

Критерий Т-Вилкоксона является наиболее чувствительным непараметрическим критерием для зависимых выборок. Он основан на ранжировании абсолютных разностей пар переменных, и расчёте вероятностей получения минимальной из этих разностей.

Для проведения расчётов методами математической статистики использована компьютерная программа IBM SPSS (PASW) Statistics 13 Fix Pack 1 + AMOS 13. Statistical Package for the Social Sciences («статистический пакет для социальных наук»), год выпуска: 2009. Это полнофункциональная аналитическая система, ориентированная для решения бизнес - и исследовательских задач, предназначенная для проведения прикладных исследований в социальных науках.

 

2.5. Описаниепсихологическоготренингапоразвитиюуверенностивсебеуюношейидевушек14-15 лет

Тренинг рассчитан на юношей и девушек 14-15 лет. Занятия распределены на 5 дней, каждый день юноши и девушки занимаются по 3 часа после уроков в классной комнате. Общая временная продолжительность тренинга – 15 часов.

Цель тренинга: развитие уверенности в себе.

Задачи:

- отработать навыки самопризентации;

- отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции;

- развить умение находить подход к людям;

- повысить самоуважение и аутосимпатию;

- снизить страх перед выступлениями через преодоления самообвинений и застенчивости.

План тренинга:

1 ДЕНЬ:

- Упражнение «Здравствуйте! Чаще всего я мечтаю….» (40 минут).

Цель: поддержать у старшеклассников позитивное принятие себя.

- Упражнение «Контраргументы» (1 час).

Цель: предоставить возможность юношам и девушкам по-новому взглянуть на свои недостатки и достоинства.

- Упражнение «Мое имя» (40 минут)

Цель: стимулировать принятие своего имени как своей «визитной карточки».

- Упражнение «Рукопожатие» (10 минут)

Рефлексия за день: 40 минут.

Общее время: 3 часа.

2 ДЕНЬ:

- Упражнение «Здравствуйте! Мне нравится быть…» (40 минут)

Цель: поддержать у старшеклассников позитивное принятие себя.

- Упражнение «Пиктограмма» (1 час)

Цель: стимулировать понимание своего «идеального» представления о себе в группе.

- Упражнение «Мой сосед справа» (40 минут)

Цель: дать возможность юношам и девушкам посмотреть на себя глазами своих одноклассников.

- Упражнение «Рукопожатие» (10 минут)

Рефлексия за день: 40 минут.

Общее время: 3 часа.

 

3 ДЕНЬ:

- Упражнение «Здравствуйте! А Вы не знаете, что я …» (40 минут)

Цель: поддержать у старшеклассников позитивное принятие себя и окружающих.

- Упражнение «Самохарактеристика» (1 час).

Цель: дать возможность юношам и девушкам посмотреть на себя глазами своих одноклассников.

- Упражнение «Открытые ассоциации» (40 минут)

Цель: Цель: дать возможность юношам и девушкам посмотреть на себя глазами своих одноклассников.

- Упражнение «Рукопожатие» (10 минут)

Рефлексия за день: 40 минут.

Общее время: 3 часа.

4 ДЕНЬ:

- Упражнение «Здравствуйте! У меня хорошо получается…» (40 минут)

Цель: отработать навык самопрезентации.

- Упражнение «Когда мои друзья со мной» (1 час 40 минут)

Цель: формирование уверенности в себе через ощущение поддержки, закрепить в системах восприятия.

- Упражнение «Рукопожатие» (10 минут)

Рефлексия за день: 40 минут.

Общее время: 3 часа.

5 ДЕНЬ:

- Упражнение «Здравствуйте! В будущем я хотел(а) бы…» (40 минут)

Цель: отработка умений найти аргументы в пользу своей позиции.

- Упражнение «Разные ответы» (1 час)

Цель: стимулировать понимание проблемы уверенности, упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

- Упражнение «По душам» (40 минут).

Цель: развить умение находить подход к людям.

- Упражнение «Рукопожатие» (10 минут)

Рефлексия за день: 40 минут.

Общее время: 3 часа.

Общее время за 5 дней: 15 часов.


 

 

Выводыпоглаве2:

1. Был разработан психологический тренинг по развитию уверенности в себе для юношей и девушек 14-15 лет общей продолжительностью 15 часов. Он был разделен на 5 дней по 3 часа.

2. Исследование проводилось на базе ГОУ Гимназии №74 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, ул. Болотная, д. 6.

3. В исследовании приняли участие 28 юношей и девушек в возрасте 14-15 лет (10 юношей и 18 девушек), все учащиеся 8А класса, 14 из которых (5 юношей и 9 девушек) приняли участие в представленном в данной дипломной работе психологическом тренинге (экспериментальная группа), а 14 (5 юношей и 9 девушек) других испытуемых не участвовали в психологическом тренинге и составили собой контрольную группу. При сравнительном анализе двух групп (экспериментальная и контрольная) отличий выявлено не было.

4. В данном исследовании применялась методика «Уровень субъективного контроля» (Дж.Роттер), предназначенная для диагностики интернальности-экстернальности. С помощью опросника осуществляется измерение интернальности-экстернальности по следующим семи шкалам:

1. Шкала общей интернальности

2. Шкала интернальности в области достижений

3. Шкала интернальности в области неудач

4. Шкала интернальности в семейных отношениях

5. Шкала интернальности в области производственных отношений

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

5. В исследовании также применялась методика «Доминирующее состояние» (Л.В. Куликов), предназначенная для определения характеристик психологического и социально-психологического уровней доминирующего психического состояния. Данная методика имеет восемь (?) шкал.

шкала Ак: «активное/пассивное отношение к жизненной ситуации», характеризует степень активности отношения к жизненной ситуации; шкала Бо: «бодрость/уныние»; шкала То: «тонус высокий/низкий»; шкала Ра: «раскованность/напряжённость», шкала степени напряжения; шкала Сп: «спокойствие/тревога»; шкала Ус: «устойчивость/неустойчивость эмоционального тона»; шкала Уд: «удовлетворённость/неудовлетворённость жизни в целом»; шкала По: «положительный/отрицательный образ самого себя».

6. С целью исследования (чего?) исследовании также применялся тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Тест опросник самоотношения (ОСО), построенный в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Опросник включает следующее шкалы: Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого. Шкала I – самоуважение. Шкала II – аутосимпатия. Шкала III – ожидаемое отношение от других. Шкала IV – самоинтерес.

 


 

 

Глава3. Исследованиеспособностипсихологическоготренингаразвитьхарактеристикиуверенностивсебеуюношейидевушек14-15 лет

3.1. Сравнительныйанализрезультатовисследованиявэкспериментальнойиконтрольнойгруппахдопроведенияпсихологическоготренинга

В таблице 2 представлены результаты исследования уровня субъективного контроля у юношей и девушек из экспериментальной группы до психологического тренинга.

Таблица 2.

Результаты исследования уровня субъективного контроля в экспериментальной группе до тренинга.

№ респ. Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Среднее 31, 2 8, 7 7, 4 5, 7 6, 8 3, 2 2, 9

 

Где:

Ио – общая интернальность

Ид – интернальность в области достижений

Ин – интернальность в области неудач

Ис – интернальность в семейных отношениях

Ип – интернальность в области производственных отношений

Им – интернальность в области межличностных отношений

Из – Интернальность в отношении здоровья к болезни

В таблице 3 представлены результаты исследования уровня субъективного контроля у юношей и девушек из контрольной группы до психологического тренинга.

Таблица 3.

Результаты исследования уровня субъективного контроля в контрольной группе до тренинга.

№ респ. Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
Среднее 32, 4 9, 9   5, 9 7, 9 3, 4  

 

Где:

Ио – общая интернальность

Ид – интернальность в области достижений

Ин – интернальность в области неудач

Ис – интернальность в семейных отношениях

Ип – интернальность в области производственных отношений

Им – интернальность в области межличностных отношений

Из – Интернальность в отношении здоровья к болезни

При проверке распределения результатов исследования уровня субъективного контроля использовался статистический Критерий для двух независимых выборок Колмогорова-Смирнова. Для подсчетов использовались «сырые» данные результатов исследования (Приложение 5).

Из полученных данных в результате проведенного исследования уровня субъективного контроля до тренинга по всем характеристикам, значение двух сторон р≥ 0, 05 из чего можно сделать вывод, что результаты по двум выборкам распределены нормально.

Для статистической проверки равенства средних значений в двух независимых выборках (экспериментальная и контрольная группа) был выбран статистический Т-Критерий Стьюдента.

В результате анализа полученных данных по статистическому Т-Критерию Стьюдента значение двух сторон р≥ 0, 05, из чего мы можем сделать вывод, что значимых различий между экспериментальной группой и контрольной по результатом исследования субъективного контроля нет (Приложение 6).

По шкале общей интернальности (Ио) в двух группах высокий показатель, соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Вопрос " как управлять жизнью? " перед ними не встает - потому что они понимают взаимосвязь приложенных усилий с полученными в итоге результатами.

По шкале интернальности в области достижений (Ид) среднее значение по двум группам ниже среднего. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам—везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

По шкале интернальности в области неудач (Ин) показатели выше среднего значения по двум группам. А высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях, что мы можем предположить, характерно испытуемым.

По шкале интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели по этой шкале означают, что испытуемые скорее посчитают себя ответственными за события их семейной жизни, чем кого-либо другого.

По шкале интернальности в области производственных отношений (Ип) в двух группах на высоком уровне. Высокий Ип свидетельствует о том, что девушки и юноши считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д.

По шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) в двух группах высокие показатели. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что девушки и юноши считают себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д.

По шкале интернальности в отношении здоровья к болезни (Из) в двух группах высокие показатели. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемые считают себя в немалом ответственными за свое здоровье: если они больны, то обвиняют в этом самих себя и полагают, что выздоровление в немалом зависит от их действий.

Наглядно результаты исследования уровня субъективного контроля в двух группах до тренинга представлены на следующей диаграмме (Рисунок 1).

 

Рис. 1. Результаты исследования уровня субъективного контроля в экспериментальной и контрольной группах до тренинга.

Где:

Ио – общая интернальность

Ид – интернальность в области достижений

Ин – интернальность в области неудач

Ис – интернальность в семейных отношениях






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.