Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка и интерпретация результатов






Показателями адаптированности (/+) служат высказывания 4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98; показателями дезадаптированности (/—) — высказывания 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100. Девять суждений (8, 34, 45, 48, 81, 82, 89, 92, 101) составляет «шкалу лжи».

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных (/+) высказываний, рассорти­рованных школьниками на 5, 6, 7-ю позиции шкалы, и негатив­ных (/-), попавших в позиции 1, 2, 3-я:

К = N(5, 6, 7) + N (1, 2, 3).
i + i -

Так как позитивных суждений в шкале — 36, а негативных — 37, то гипотетическая максимальная величина коэффициента — 73, минимальная — 1.

Иногда бывает полезным получить и показатель дезадаптиро­ванности, который рассчитывается как сумма позитивных выска­зываний, распределенных на 1, 2, 3-ю позиции, и негативных, занявших 5, 6, 7-ю позиции шкалы.

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (VIII— X классы), для которых в наибольшей степени предназначен дан­ный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39— 44 баллов. Сопоставление коэффициентов СПА с объективными показателя­ми — успеваемостью, позицией ученика в системе межличност­ных отношений в классе — крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных. Од­ной и той же величины индексы, скажем, очень высокие, тяготе­ющие к 50, могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся) или завышенными, свидетельствующими об особенностях лично­стного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реаль­ную практику деятельности и отношений с окружающими, о ком­пенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности.

За низкими индексами СПА, тяготеющими к 30, также могут стоять совершенно различные причины. Они могут быть адекват­ной реакцией на неуспех в учении, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях сугубо в сфере субъективных переживаний.

Высказывания сгруппированы по 6 факторам, отвечающим кри­териям адаптированности и дезадаптированности (в скобках ука­заны номера составляющих их суждений):

1) приятие — неприятие себя (соответственно суждения 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 и 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99, т.е. 11 и 9 высказываний);

2) приятие других — конфликт с другими (9, 14, 22, 26, 53, 97 и 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76, в целом, 6 и 7 высказываний);

3) эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) — эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство, или, на против, апатия) (23, 29, 41, 44, 47, 78 и 6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85, т.е. 6 и 8 суждений);

4) ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что дости­жение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются лич­ная ответственность и компетентность) — ожидание внешнего конт­роля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач) (4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 и 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77, ' итого 13 и 9 высказываний);

5) доминирование —ведомость (зависимость от других) (58, 61,
66 и 16, 32, 38, 69, 84, 87 — 3 и 6 суждений);

6) «уход-» от проблем (17, 18, 54, 64, 86 — 5 высказываний).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ СТОТТА

Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особен­ностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Может ис­пользоваться для различного возраста.

Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требова­ний вследствие нежелания, неумения, или неспособности учени­ка. Среди дезадаптированных выделяют два основных типа уча­щихся. Во-первых, это те ученики, которые создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, техперсона­ла) — так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые сами страдают от трудностей, но не доставляют окружающим осо­бых неприятностей — «страдающие» ученики.

Можно выделить три формы школьной дезадаптации: 1) пре­имущественно внешнюю — поведенческую; 2) преимущественно внутреннюю — психологическую и 3) смешанную.

Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер дез­адаптации школьника, состоит из 16комплексов-симптомов — об­разцов поведения, или симптолюкомплексов (СК). СК представ­лены в виде перечней и пронумерованы I—XVI. В каждом СК образ­цы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты на­блюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведе­ния у обследуемого отмечается знаком «+», а отсутствие знаком «—». Эти данные заносятся в специальную таблицу:

 

 

I-НД П-О 111-У IV-TB V-HI3 VI-ТД VII-А VIII-КД IX-H Х-ЭН Х1-НС.
1-я
2-я

Примечание. 1-я итоговая строка — результаты суммы «сырых» оценок (бал­лы); 2-я итоговая строка — выраженность СК от максимально возможной (%).

 

 

Перевод первичных эмпирических показателей в «сырые оценки»

1-НД H-Q HI-У IV-TB V-HB VI-ТД VI I -A VII I- КД IX-H Х-ЭН XI-HC X1I-C Х1П-УР XIV-CP XV- Б XVI-Ф
1-1 1-1 1-1 1-1 1-1 1-2 1-1 1-1 1-1 1-1 1-2 1-1 1-1 1-1 1-1 1-1
2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1 2-1
3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-1 3-2 3-1 3-2
4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1 4-1   4-1
5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-1 5-2 5-1 5-1   5-1 5-1
6-1 6-1 6-1 6-1 6-1 6-1 6-1 6-2 6-1 6-2 6-2 6-1 6-2   6-1  
7-1 7-1 7-1 7-1 7-1 7-1 7-2 7-2 7-1 7-2 7-2 7-1 7-2   7-1  
8-1 8-2 8-2 8-2 8-1 8-1 8-1 8-2 8-1 8-2         8-1  
9-1 9-1 9-2 9-1 9-1 9-1 9-1 9-2 9-1 9-1         9-1  
10-1 10-1 10-2 10-2 10-2 10-1 10-1 10-2 10-1 10-1         10-1  
11-1 11-2 11-2 11-1 11-2 11-2 11-1   11-1 11-2         11-1  
12-2 12-2 12-2 12-2 12-2 12-2 12-2     12-2         12-1  
13-2 13-2 13-2 13-1 13-2 13-2 13-2               13-2  
14-2 14-2   14-2 14-2 14-2 14-2               14-2  
15-2 15-2   15-1 15-2 15-2 15-2                  
16-2 16-2   16-2 16-2   16-2                  
17-2 17-2     17-2                      
  18-2     18-2                      
  19-2     19-2                      
  20-2     20-2                      
        21-2                      
        22-2                      
        23-2                      
        24-2                      

 

Примечание. Слева – номер утверждений, справа – балл.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.