Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Культурология: основные школы и направления___ 23 2 страница






\ На втором уровне исследования предметом анализа выступают культурные системы, такие, как, например, язык, мораль, этничность. Для их изучения создаются такие направления исследования, как:

социокулътурология, изучающая культуру классов, сословий, со­циальных групп, политических и конфессиональных структур и т.д.;

этнокультурология, исследующая культурные системы, склады­
вающиеся по этническому признаку; |
историческая культурология, изучающая различные историче-
ские варианты социокультурных систем (индо-буддийский тип куль-
туры, исламскую культуру и т.п.).

Третий уровень исследования связан с анализом культурных

форм — базовых образцов, воспроизводимых в каждой конкретной
культуре. Примерами таких культурных форм могут служить: нормы и
стереотипы сознания и поведения людей в разных стандартных ситуаци-

ях (традиция приветствовать знакомых при встрече), эталонные образцы
и стили (например, господствующие художественные стили) и т.д. Имен-

но культурные формы служат базовой единицей, «клеточкой» культуры. Некоторые культурные формы распространены по всему миру столь ши­роко, что их называют культурными универсалиями.

И наконец, четвертый уровень исследования выводит нас на анализ собственно фактов культуры, их принято называть артефактами. Они представляют собой частные случаи реализации культурных форм, варь­ирующихся в зависимости от конкретных обстоятельств места и време­ни. Так, традиционный свадебный или похоронный обряд является куль­турной формой. Но конкретная свадьба или похороны реальных лю­дей — это артефакт культуры. Так что артефакты представляют собой продукты массового использования данного, исходного образца. Но изу­чение артефактов уже выходит за рамки собственно культурологии и вводит нас в историю культуры, представляющую собой более или менее систематизированное описание множества артефактов.

Психология культуры. Реальным творцом культуры является чело­век. Поэтому нельзя рассматривать культуру только в ее коллективном аспекте. Не менее важно изучать проблемы личности как субъекта и объ­екта культуры, процессы, в ходе которых человек становится личностью, овладевает навыками жизни в конкретной культуре.

На первом уровне исследования психология культуры имеет своей целью изучение личности как носителя и интерпретатора культуры.


?

А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

В результате этого выдвигается общая социокультурная теория личности позволяющая понять, как детерминируется поведение человека в куль­туре, а также проанализировать причины нарушения этой регуляции, выявить общие закономерности формирования культурно обусловлен­ных черт личности.

Второй уровень исследования можно назвать психологией группово­го взаимодействия и социального воспроизводства личности. На этом уровне разрабатываются теории и методики воспитания личности. Ос­новное внимание уделяется изучению:

— механизмов социализации — овладение общими знаниями и на­
выками жизни в обществе, освоение человеком различных видов соци­
альной практики;

—механизмов инкулыпурации — овладение «азбукой» своей куль­туры, усвоение ее норм и ценностей, стереотипов поведения, что делает человека культурно компетентным в обществе, в котором он живет;

— механизмы социокультурной самоидентификации личности
самоопределение человека, осознание своей принадлежности к опреде­
ленным политическим, этнической, социальной и другим группам.

Поскольку все процессы, которые изучаются на втором уровне пси­хологии культуры, осуществляются в ходе социального взаимодействия, важнейшим направлением исследования становится также изучение коммуникации (общения) и взаимодействия людей в обществе.

Третий уровень исследования связан с изучением механизмов ис­пользования обретенных культурных знаний и навыков. При этом изуча­ются комплексы устойчивых социокультурных стереотипов в сознании людей Речь идет о совокупности определенных социокультурных уста­новок сознания и поведения, усвоенных в процессе социализации и ин-культурации и работающих без участия сознания, так сказать, автомати­чески. Эти установки можно назвать ментальностью. По сути дела, ментальность представляет собой культурные формы, усвоенные отдель­ным человеком. Это — те «кирпичики», из которых складывается ком­плекс черт, нравов и обычаев, присущих целому народу. Иногда совокуп­ность таких черт называют национальным характером.

Четвертый уровень исследования предполагает анализ творческой деятельности, в ходе которой создаются все новации в культуре. При этом речь идет не только о гениях, чьи открытия становятся частью ми­ровой культуры, но и об обычных людях, для которых процесс усвоения новых знаний тоже является творчеством. Иными словами, на этом уров­не изучается, как человек способен преодолеть традиционные культур­ные нормы и стереотипы, создавая что-то новое.

Культурная семантика изучает знаковую и коммуникативную функцию культуры. Любой процесс, происходящий в культуре, невозмо-


\


КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА


жен без постоянного общения людей между собой. Поэтому культуроло­гия закономерно изучает механизмы обмена информацией между людь­ми. Общение людей невозможно без единого языка, понятного для всех членов данного общества. При этом важно помнить, что язык — это не только слова, но и другие системы символов — рисунки, знаки, эмблемы, материальные предметы, обряды и ритуалы. Исследование всех многооб­разных языков социальной коммуникации, механизмов их действия, принципов формирования и функционирования является задачей куль­турной семантики.

На первом уровне исследования культурная семантика создает об­щую теорию семантических порядков в культуре, которая описывает процессы накопления, фиксации и трансляции социокультурного опыта различных обществ. При этом важно выявить общую структуру семан­тического поля культуры, проследить динамику процессов социальной коммуникации, создать типологию семантических объектов, разрабо­тать методологию исследований.

Второй уровень ориентирован на изучение семантических систем, в их числе:

система межличностного информационного обмена, обеспечи-вающая взаимодействие между людьми в обществе. Это происхо­дит на основе использования вербальных (словесных) и невербаль­ных средств общения;

система массовой информации, которая обеспечивает одновре­менную передачу социально значимой информации большому чис­лу людей;

система социальной идентификации представляет совокупность индивидуальных имен и названий, символов, эмблем, а также сим­волических действий (обрядов и ритуалов), с помощью которых обозначаются люди, вещи, территории и т.д.;

• система хранения и передачи информации в виде материальных памятников, текстов и других форм.

На третьем уровне анализируются семантические формы. Речь идет о том, что все культурные формы в большей или меньшей степени обла­дают семантическими характеристиками, так как любая вещь, создан­ная руками человека, непременно обладает чертами знака. Поэтому най­денный археологами черепок от глиняного горшка способен сообщить довольно много информации о том обществе, в котором использовался этот горшок. Семантические формы представляют собой те образцы, ко­торые воплощают в себе тот или иной семантический образ, способ сим­волизации каких-то смыслов, идей или ценностей.

Эти формы воплощаются в конкретных объектах, артефактах куль­туры. Изучением семантических признаков отдельных артефактов, выяв-


 


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

лением их индивидуальных признаков занимаются на четвертом уров­
не
исследований.

Прикладная культурология. Основной задачей прикладной культу­
рологии является изучение и формирование технологий целенаправ­
ленного управления культурными процессами. Для этого прежде всего
нужно решить, какими сферами культуры нужно управлять, опреде­
лить цели, объекты воздействия, используемые методы и средства воз­
действия.

Решением прикладных проблем традиционно занимаются так назы­ваемые культурные институты: государственные учреждения полити­ко-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные обще­ственные организации (политические партии, профсоюзы), воспитатель­ные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать цен­ностные ориентации людей.

Важнейшей задачей при этом является выработка общей культур­ной политики государства и общества. Для этого нужно разработать цен­ностные ориентиры общества, социальные нормы взаимодействия меж­ду людьми, сформулировать конкретные цели для каждого культурного института. Результатом становится принятая национальная и религиоз­ная политика государства, узловые моменты национально-государствен­ной идеологии.

Целью культурной политики является систематизация и регулирова­ние процессов инкультурации и социализации людей. Цель эта достига­ется через образование, просвещение, досуговые, научные, религиозные, творческие, издательские и иные государственные и общественные ин­ституты. Число культурных институтов довольно велико, и все они могут быть разбиты на несколько основных групп:

1) институты, занимающиеся непосредственной работой с населени­
ем, в их числе можно выделить:

• просветительские институты — библиотеки, музеи, лектории и т.д.;

• институты эстетического воспитания — художественные музеи и выставки, концерты, кинопрокат, организация зрелищных меро­приятий;

• досуговые институты — клубы, дворцы культуры, детские досуго­вые учреждения, самодеятельное творчество;

2) творческие институты — театры, студии, оркестры, ансамбли,
съемочные группы, другие художественные коллективы и творческие
союзы;


\

\ КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

3) культуроохранные институты — организации и учреждения по охране памятников, реставрационные мастерские.

Итак, структура культурологии достаточно сложна и еще оконча­тельно не сформировалась. Тем не менее большая часть культурологи­ческого знания вписывается в приведенную классификацию и подроб­нее будет рассмотрена в последующих темах и разделах данного посо­бия.

Методы культурологии

Любая наука предполагает наличие своего организующего начала, которым обычно выступает исследовательский инструментарий, или ме­тод познания, т.е. совокупность приемов теоретического освоения дейст­вительности. Содержание знаний во многом зависит от правильно из­бранного метода исследования.

Следует отметить, что в науке не существует единого универсального, пригодного для решения любых задач, метода. Каждый из общенаучных методов имеет как достоинства, так и недостатки и может решать только соответствующие ему научные проблемы. Отсюда выбор правильного метода и составляет одну из важных задач любой науки.

В отличие от частнонаучных дисциплин культурология ставит своей целью понять как отдельные сферы, составляющие культуру, так и ос­мыслить сущность культуры в целом. Решение такого рода задач предпо­лагает применение самых различных общенаучных методов познания — наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов.

Но наряду с методами, используемыми любыми науками, существу­ют и собственно культурологические исследовательские методы и подхо­ды. Эти методы познания можно отнести к нескольким основным ти­пам.

1. Генетический — позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Иными словами, это прин­цип научного историзма, без которого объективный анализ культуры не­возможен. Его использование позволяет сделать диахронный «срез» изу­чаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до угасания или гибели.

2. Компаративный — требует сравнительно-исторического анализа различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в оп­ределенном временном интервале. При этом обычно сравниваются схо­жие элементы разных культур, что дает возможность показать их специ-


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

фику. Компаративный и генетический подходы тесно взаимосвязаны, часто выступая в качестве единого метода познания культуры.

3. Системный — предлагает рассматривать культуру как универса
ное свойство общества. Культура в целом, а также любой культурный фе­
номен с точки зрения системного подхода представляются целостными
образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов
и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Системный подход позволяет осмыслить культуру, показав ее в настоя­
щий момент времени во всей полноте ее связей и отношений. Этот ме­
тод ориентирован на изучение конечного результата культуры —
материальных и духовных ценностей. Кроме того, анализируя культуру
как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социаль­
ными явлениями, оценить ее роль в жизни общества.

4. Структурно-функциональный — рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выступает носителем ценностных отношений и выполняет слу­жебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Это по­зволяет вычленить все структурные элементы, все сферы культуры, по­нять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры. Кро­ме того, появляется возможность выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечить специфически человеческий способ жизни и удовлетворить все потребности человека.

5. Социологический — изучает культуру и ее феномены как социаль­ный институт, придающий обществу системное качество и позволяю­щий рассматривать культуру с точки зрения конкретной целесообразно­сти для тех или иных социальных слоев или социальных групп. При та­ком подходе любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и его способности выражать ее интересы.

6. Деятелъностный — понимает культуру как специфический спо­соб творческой человеческой деятельности, который реализуется в созда­нии разнообразных предметов культуры и в развитии самого человека. В рамках этого подхода изучаются процессы духовного прогресса обще­ства, саморазвития человека как субъекта культурно-исторического про­цесса, механизмы сохранения и воспроизведения культуры.

7. Аксиологический (ценностный) — заключается в выделении той сферы жизнедеятельности человека, которую можно назвать миром цен­ностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится дан­ное общество. В этом случае культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей, сложная иерархия идеалов, смы­слов, имеющих соответствующее значение для какого-то конкретного


 


КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА

общества. При данном подходе все изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация целей человека, имеющих значение для его жизни.

8. Семиотический — исходит из понимания культуры как внебиоло-гического знакового механизма передачи опыта от поколения к поколе­нию, как символической системы, обеспечивающей социальное наследо­вание. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духов­ной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание — текст, который и должен быть прочитан исследователем.

9. Герменевтический — характерен для большинства гуманитарных наук, поскольку отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, так как знание и понимание отлича­ются друг от друга Только понимание тех или иных культурных феноме­нов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначаль­но герменевтика была связана с навыками толкования сложных, много­значных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

 

10. Биосферный — характеризуется глобальным пониманием про­блем культуры. Он рассматривает нашу планету как единую всеохваты­вающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и че­ловеческое общество. При таком рассмотрении культура предстает зако­номерным результатом развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во Вселенной.

11. Просветительский (гуманитарный) — основывается на пред­ставлении о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельно­сти, имеющей решающее значение дляобщества. Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизни человека, предстает как процесс созидания человеком своих чело­веческих качеств. Культура рассматривается как духовное богатство об­щества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодоле­вает свою природную ограниченность и однократность своего существо­вания, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.

Применяя названные выше методы к исследованию культурных форм, следует помнить, что серьезное исследование не должно базиро­ваться на слепом преклонении перед авторитетами, на механическом за­учивании их идей и взглядов. Только творческое, критическое отношение к любой из исследуемых концепций позволяет понять тот или иной фе-


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

номен. Отсюда — необходимость знать не одну, а несколько различных точек зрения на интересующий нас вопрос, только так можно сформи­ровать свое собственное к нему отношение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология исследований культуры: В 2 т. СПб., 1997. Т. 1.

2. Гуревич П.С. Культурология: Уч. пособие. М., 2000.

3. Иконникова СИ. История культурологии. СПб., 1996.

4. Кармин А. С. Культурология. СПб., 2003.

5. Кононенко Б. И. Основы культурологии: Курс лекций М: ИНФРА-М, 2002.

6. Культурология: Учебник / Под ред. ЮН. Солонина, М.С Кагана М., 2005.

7. Культурология: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический про­ект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.


Культурология:

основные школы

Раздел

и направления


 


ГЛАВА 1

ПРЕДЫСТОРИЯ

Несмотря на то что культурология — молодая наука, она оперирует богатейшим фактическим материалом, накопленным многовековой ев­ропейской традицией анализа культуры. При этом развитие культуры постоянно сопровождалось становлением ее самосознания. Мыслители всегда стремились понять и оценить различные явления культуры, и по­этому в науке о культуре сложился целый ряд концептуальных устано­вок, каждая из которых представляет интерес, поскольку раскрывает од­ну из сторон этого сложного феномена

Современная культурология не просто сводит в одно целое эти пред­ставления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыду­щие теории и гипотезы. Поэтому важно проследить логику возникнове­ния и развития культурологических концепций и теорий, понять причи­ны включения тех или иных проблем в круг исследовательских интересов культурологии, а следовательно, попытаться представить весь историче­ский процесс развития представлений о культуре.

Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по раз­ным основаниям. Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, можно выделить следующие периоды развития культурологии:

• доклассический (античность, Средневековье);

• классический (Возрождение, Новое время, XIX в.);

• неклассический (конец XIX — первая половина XX в.);

• постнеклассический (вторая половина XX в.).

Данная периодизация непосредственно соотносится с развитием не только науки, но и с развитием человечества, в истории которого тради­ционно выделяются названные исторические этапы. Поскольку культу­рология является детищем только европейской традиции познания ми­ра, постольку принято рассматривать ее становление только в рамках ев­ропейской цивилизации, хотя зачатки представлений о культуре существовали и у других народов, правда, без использования каких-либо понятий, аналогичных понятию «культура».


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

1.1. Античные представления о культуре

Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существова­ния цивилизации и закрепились в мифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые историки и систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Именно нравственность из­начально понималась как главное человеческое качество, которое отлича­ет людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Само же слово «культура» латинского происхождения, оно появи­лось в эпоху римской античности. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «возделывание», «обработку», «уход». В этом значении его использовал римский политик Марк Порций Катон (234— 149 до н. э.), написавший трактат «De agri cultura». И в наши дни мы го­ворим о культивировании сортов растений, например, используем тер­мин «культура картофеля», а среди помощников земледельца есть маши­ны, которые называются «культиваторами».

Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать трактат римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106—43 до н. э.) «Тускуланские беседы». В этом сочи­нении, написанном в 45 г. до н. э., Цицерон применил агрономический термин «культура» метафорически, т.е. в ином, переносном смысле. Под­черкивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он предложил обозначать этим словом все созданное чело­веком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию — «натура» (природа). Им начали именовать все предметы человеческой деятельности и качества человека, способного их создавать. С тех пор мир культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат деятельности самих людей, направленной на обра­ботку и преобразование того, что создано непосредственно природой.

При этом культура по-прежнему продолжала пониматься как возде­лывание и обработка земли. Но отныне считалось, что объектом такой об­работки может быть не только земля, но и сам человек Цицерон полагал, что дух, разум человека необходимо возделывать, так же как возделывает землю крестьянин. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина, в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых остается физиче­ский труд — обработка земли. Важным аспектом Цицеронова понимания культуры было осознание ее как идеального единства личности и государ-


ПРЕДЫСТОРИЯ

ства. Историческим оправданием и смыслом культуры он считал воспита­ние в человеке потребности быть идеальным гражданином, четко осо­знающим свой долг по отношению к обществу и государству.

Это представление Цицерона, а вслед за ним и других античных авто­ров целиком укладывается в русло традиционных античных представле­ний о культуре, восходящих еще к эпохе образования древнегреческих полисов, но получивших свое теоретическое осмысление лишь в эллини­стически-римские времена

Античное понимание культуры — гуманистично, в его основе лежал иде­ал человека, т.е. человек-гражданин, подчинявший законам своего полиса и выполнявший все гражданские обязанности, человек-воин, защищавший его от неприятеля, человек, способный наслаждаться прекрасным. В этом и со­стояла цель культуры: развивать в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, чтобы позволить ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных.

Достоверно известно, что такая система воспитания и образования су­ществовала в Древней Греции, она называлась «пайдейя». Ее результатом бы­ло не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствова­ние человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос — универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежал закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.

Такое положение дел казалось ему незыблемым, он верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» — необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам. Так что не случайно слово «куль­тура» означает не только «возделывание», но и «почитание», т.е. поклонение богам (религиозный культ). Ведь античные боги — это природные стихии в человеческом облике. Земля в представлении греков — это богиня Гея, ее воз­делывание, обработка одновременно становится и ее почитанием.

Этим представлениям соответствовало циклическое переживание вре­мени, свойственное античности. Для греков было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих зако­нов, независимых от специфики общества. Это приводило к циклической схеме развития истории и культуры, в соответствии с которой считалось, что развитие общества представляет некий временной цикл от золотого века к серебряному, медному и, наконец, железному веку. Золотой век в такой мо­дели находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характер­на обращенность в прошлое, считающееся идеалом, современное же состоя­ние культуры — лишь определенная степень отклонения от него. Макси­мальное отклонение от идеала железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золо­той век, после чего начнется новый цикл развития.


А.П. Садохин КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Однако уже в период эллинизма, а затем и в эпоху Римской империи прежние идеалы культуры разрушаются. Общество переставало нуж­даться в гражданах, в условиях социальной и политической нестабильно­сти актуальны были другие человеческие качества. О них говорили фило­софы-стоики и эпикурейцы, предлагая воспитывать в человеке скепсис (сомнение во всем), невозмутимость духа и веру в судьбу. Античный чело­век все более настойчиво испытывал потребность в чуде. Появление хри­стианства, давшего человеку эту веру, последовавший кризис и разруше­ние античного мира лишь завершили развитие этих тенденций, отразив­шихся в средневековых представлениях о культуре.

1.2. Средние века

Долгая и упорная борьба с язычеством придала специфический об­лик средневековому христианству и всей основанной на нем средневеко­вой культуре. Средневековье, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранило многие достижения античной культуры. При этом политеизму (многобожию) античности оно противопоставило моноте­изм (единобожие), интересу к предметному миру — духовность, гедо­низму (стремлению к чувственным наслаждениям) — аскетизм, позна­нию мира с помощью разума — книжное знание, опирающееся на Биб­лию и ее толкования.

Если в основе античной культуры лежало признание вечности космо­са, существующего на основе универсального космического закона, обес-

печивавшего стабильность мирового порядка, стоявшего выше богов,

также подчинявшихся ему, то Средневековье потеряло эту уверенность

и целиком обратилось к Богу. Отныне Бог считается творцом мира, един-

ственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же создан-

ной. Античное единство природы и богов уходит в прошлое. Смысл мира

заключается отныне только в Боге, а сам мир видится огромным хранили-

щем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна — это символ божественной Церкви, ветер — символ Святого Духа. Знающий человек мог таким образом «прочесть» весь окружающий мир. Например, в Сред­ние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры. Задача человека состояла в умении понять и прочесть эту книгу. По­этому культура вновь предстала перед ним как необходимость «возделы­вания» собственных способностей. Но цели культуры существенно изме­нились по сравнению с античностью. Если там все силы направлялись на воспитание идеального гражданина, гармоничного человека, то в Средние






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.