Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сильный антропный принцип






Более серьезное содержание заложено в сильном антропном принципе.

Сильный антрошшй прющнп — Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некоторой стадии эволюции мог существовать на­блюдатель.

По существу, в нем идет речь о случайном илизакономерном

происхождении «тонкой подстройки» Вселенной. Признание шко-номерпого устройства Вселенной влечет за собой признание прин­ципа, организующего ее. Вели же считать «тонкую подстройку» случайной, то приходится постулировать множественное рождение вселенных, в каждой из которых случайным образом реализуются случайные значения физических постоянтк, физические законы и т.п. В какой-то из них случайно возникнет «тонкая подстройка», обеспечивающая появление па определенном этапе развития на­блюдателя, и он увидит вполне благоустроенный мир, о случайном возникновении которого первоначально не будет подозревать. Иными словами, в ансамбле вселенных реализуются все логически представимые типы физического устройства, а значит, сушмлвова-ние хотя бы одного мира с благоприятным для эволюции жизни и

разума набором параметров становится вполне тривиальным. Наше появление в любом другом мире исключено.

Интересно отметить, что данная интерпретация сильного ан-тропного принципа напоминает слабы*! антропный принцип. Дей­ствительно, в слабом принципе идет «отбор» эпохи и места во Все­ленной, пригодных для жизни. А в сильном случае из ансамбля ми­ров «отбирается» подходящая для жизни Вселенная.

Если мы признаем «тонкую подстройку» изначально заложен­ной во Вселенной, то линия ее последующего развития предопреде­лена, а появление наблюдателя на соответствующем этапе — неиз­бежно. Ич этого следует, что в родившейся Вселенной потенциаль­но было заложено ее будущее, а процесс развития приобретает це­ленаправленный характер. Появление разума не только заранее «за­планировано», но и имеет определенное предназначение, которое проявит себя в последующем процессе развития. Это — телеологи­ческая интерпретация сильного антропного принципа, возрождаю­щая старые теолсн ические споры о божественном замысле.

Фи на л истеки и антропный принцип

Существует фнналистский антропный принцип, предложенный Ф. Типлером.

Фнналнстский антропный ирннцш — во Вселенной должна воз­никнуть разумная обработка информации, и, раз возникнув, она никогда не прекратится.

Это очень необычное для физика предсказание, основанное на идее, что природе небезразлична судьба разума. В таком случае можно допустить, что существуют некие, пока неизвестные нам природные механизмы, обеспечивающие успешное' прохождение Вселенной через все ключевые пункты эволюции вплоть до'образо­вания в ней Сознания. Данный принцип является еще более жест­ким, чем сильный антропный принцип. Ведь в соответствии с ним устройство Вселенной должно обеспечивать необходимые условия' не только для возникновения жизни и разума, но и для их вечного существования. А ведь мы помним, что все существующие космо­логические модели говорят о неизбежности гибели жизни и разума или в конечной сингулярности накрытая модель), или в холоде почти пустого пространства (открытая модель).

Пока мы еще слишком маю знаем о Вселенной, ведь земная жизнь — это только малая часть гигантского целого. Но мы имеем право строить любые догадки, если они не противоречат познан-

411

 

 

ным законам природы. И вполне возможно, если человечество должит свое существование, решив современные глобальные блемы, если его способность познавать себя и окружающий сохранится, то одной из главных задач будущего научного пов станет осознание своего предназначения во Вселенной.


Литература для самостоятельного изучения

1. Антропный принцип в структуре научной картины мира тория и современность). Л., 1989.

2. Бережной СА., Романов В.В., Седов Ю.И. Экология. Тверь, 1993|

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 198Й

4. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли окружение. М., 1987.

5. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987.

6. Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985.

7. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и н сфере. Новосибирск, 1989.

8. Комов С.В. Введение в экологию. Десять общедоступных л ций. Екатеринбург, 2001.

9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

10. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1997.

11. Урсул АД., Урсул ТА. Эволюция, космос, человек. Кишинев, 15

12. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

13. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.


Заключение

Содержание нашей работы показывает, что естествознание пред­ставляет собой весьма разветвленную область научного знания, затра­гивающего широкий спектр вопросов о самых разных аспектах жизне­деятельности природы. Природа как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменя­ется и находится в постоянном движении. Соответственно это много­образие нашло свое отражение в большом количестве концепций, по­священных практически всем природным процессам и явлениям. Вни­мательное их изучение показывает, что Вселенная регулярна и предска­зуема; материя состоит из атомов и элементарных частиц; свойства ма­териальных объектов зависят от того, какие атомы входят в их состав и как они там расположены; атомы состоят из кварков и лептонов; звез­ды рождаются и умирают, как и все остальное в мире; Вселенная воз­никла в далеком прошлом и с тех пор она расширяется; все живое со­стоит из клеток, а все организмы появились в результате естественного отбора; природные процессы на Земле происходят циклами; на ее по­верхности' постоянно происходят изменения и нет ничего вечного и др. В целом мир одновременно един и удивительно многообразен, он ве­чен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних систем в другие, при этом каждая его часть относительно самостоя­тельна, будучи неизбежно зависимой от общих законов бытия.

В то же время общее состояние знаний о мире логично ведет к вы­воду, что он еще далеко не познан. Многие явления природы не полу­чили научного объяснения и поэтому носят загадочный, таинственный характер. Так, например, не исследованы в достаточной мере основные оболочки Земли: гидросфера, атмосфера и литосфера. Это вполне есте­ственно, так как было бы наивно полагать, что естествознание может решить все проблемы познания. В своем современном состоянии оно образно представляет незавершенное, недостроенное здание, в котором все непознанное будет исследовано и объяснено в будущем, когда для этого сложатся соответствующие предпосылки. Но и в этом случае

процесс познания не остановится, поскольку на смену одним непо­знанным вопросам придут другие, не менее интересные и загадочные, ведь природа безгранична и бесконечна.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.