Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизация парашютных систем






Интенсивная эксплуатация самолетов способствовала, к сожалению, и росту летных происшествий с вынужденным покиданием. Проблемы совершенствования средств спасения все усложнялись. Так например, до 1936 г. при покидании самолета летчики, преодолев трудности отделения от борта, должны были самостоятельно выдернуть кольцо и тем самым ввести в действие спасательный парашют, но это не всегда удавалось выполнить своевременно, особенно если прыгал новичок. Некоторые люди терялись, не находили вытяжное кольцо, просто забывали о его существовании, и каждая такая ошибка приводила к тяжелым последствиям.

На малой высоте, когда слишком поздно выдергивали кольцо, парашют иногда не успевал раскрыться. Жертвами этого становились порой не только летчики-профессионалы (прыгавшие до этого очень редко или совсем не прыгавшие), но и спортсмены-парашютисты. Это стало серьезной проблемой и тормозом для бурно развивающейся авиации и массового спортивного парашютизма.

Как в свое время гибель авиатора Л.М.Мациевича подействовала на Г.Е.Котельникова, занявшегося после этого созданием надежного парашюта, так гибель двух девушек-парашютисток, разбившихся в затяжных прыжках, подействовала на молодых братьев Дорониных, занявшихся после этого созданием прибора для автоматического ввода в действие парашюта. Их потрясло сообщение о гибели спортсменок Любы Берлин и Тамары Ивановой. Узнав о случившемся, братья буквально потеряли покой и все свое свободное время, выходные дни, отпуск и даже часть учебного времени в институте стали посвящать работе над средством, способным предотвратить повторение трагедии, изучению парашюта и устройств ввода его в действие.

Сведения о том, что парашютист может раскрыть парашют только вручную и только после прыжка, выдернув за кольцо шпильку, контрящую ранец, заставили братьев Дорониных задуматься о том, как создать прибор для замены действий парашютиста, способный в заданное на приборе время автоматически ввести парашют в действие. Мысль о необходимости создания такого прибора овладела умами многих людей, не только связанных с авиацией, но и не имевших к ней отношения. Проблема приняла острый характер.

Для ее решения Центральный совет ОСОАВИАХИМа в 1936 г. объявил общесоюзный конкурс, в котором приняли участие специализированные предприятия, научно-исследовательские институты и отдельные частные лица.

Требования к прибору были очень жесткие. Он должен был безотказно работать, не боясь толчков или ударов, при температурах от –60 до +40°С; срабатывать в строго установленное (заданное) на шкале прибора время и позволять парашютисту пользоваться существовавшим приспособлением для ручного раскрытия парашюта как дублирующим автоматику. Прибор должен был быть небольшим, чтобы не стеснять движений человека, не мешать ему при отделении от самолета и во время приземления, быть простым и дешевым в изготовлении.

На конкурс поступило более 300 работ. В результате тщательного разбора государственная комиссия из всех представленных работ лучшим признала прибор братьев Дорониных. Результаты конкурса были опубликованы в журнале «Вестник Воздушного флота» в номерах 5 и 6 за 1939 г.

Прибор братьев Дорониных состоял из часового механизма, размещенного в сварном металлическом корпусе (в дальнейшем корпуса изготовляли из алюминиевых сплавов) с застекленным окошком, через которое были видны стрелка и шкала. По ним устанавливалось задаваемое время срабатывания силового вытяжного устройства. Силовое устройство состояло из мощной спиральной пружины, развивавшей силу в 28...30 кг (при ручном раскрытии парашюта прикладывалась сила в 16 кг). Часовой механизм, освобождавший силовое устройство, стопорился специальной шпилькой.

В начальный период эксплуатации этого прибора для его срабатывания в заданное время перед прыжком парашютист должен был выдернуть шпильку. В дальнейшем к шпильке подсоединяли один конец фала, второй его конец заранее подсоединяли к устройству на борту самолета. После этого парашютисту уже не требовалось выдергивать шпильку перед самым прыжком. При защите своего прибора на конкурсной комиссии братья Доронины убедительно продемонстрировали его высокую надежность. Явившись на защиту, они принесли вместе со своим прибором некоторые, не свойственные для этой цели, предметы: доску, гвозди и фал, чем очень удивили членов комиссии.

Получив от председателя комиссии задание, по условию которого прибор должен был сработать через 114 с, Николай Доронин взвел прибор, установив заданное время. По команде председателя комиссии резким рывком была выдернута пусковая шпилька. Члены комиссии щелкнули секундомерами, приготовившись проверить время работы прибора, а тот начал отсчитывать секунды.

Как только прибор начал работать, второй брат — Анатолий — взял со стола прибор и вдруг с силой бросил его в угол комнаты. Прибор стукнулся об стенку, отскочил на пол, но остался цел. Анатолий на этом не успокоился. Он взял прибор и, привязав к нему фал, начал крутить его над головой. После этого испытатель стал прибором вбивать гвоздь в заранее приготовленную доску. Конечно, все эти манипуляции не укладывались в правила проведения испытаний, однако вера в надежность прибора у его авторов была велика, что и подтвердилось. В строго заданное время прибор сработал.

Неудивительно, что комиссия единодушно присудила этому прибору первую премию и после всесторонних испытаний его срочно запустили в производство. Создание этого прибора оказало большое влияние на повышение безопасности бурно развивающегося парашютного спорта и военного парашютизма. Вот как отозвался об этом приборе ныне всемирно известный заслуженный мастер спорта СССР по парашютизму и планеризму, лауреат Государственной премии, Герой Советского Союза С. Н. Анохин: «Маленькая серая коробочка, в которой заключался прибор, совершила настоящую революцию в парашютном деле. С этим прибором авиационные спортсмены, воины-десантники могли теперь прыгать с любых высот, в самых сложных условиях. Что бы с ними ни случилось после отделения от самолета (растерялся ли человек, потерял сознание, ранен и т. п.), парашютный прибор Дорониных, получивший наименование ППД-1, точно, секунда в секунду, раскрывал купол парашюта и обеспечивал благополучное приземление. За всю многолетнюю практику не было случая, чтобы прибор отказал в работе». Примечательно, что более пятидесяти лет прибор (с некоторыми модификациями) находится в производстве.

Вскоре после ППД-1 было создано еще несколько интересных автоматов и полуавтоматов такого же назначения. Один из них был сконструирован инженером Леонидом Савичевым. Он назывался парашютным автоматом Савичева (ПАС-1). Этот автомат срабатывал не на время, а на заданную высоту благодаря установленному в нем анероиду.

Если по какой-либо причине сброс парашютиста происходил не на заданной высоте, ночью или при плохой видимости, парашютист мог ошибиться в выборе момента для раскрытия купола вручную, ПАС-1 исправлял ошибки и раскрывал купол на заранее заданной высоте.

Вскоре после Великой Отечественной войны братья Доронины и Л. Савичев объединились и создали новый прибор для автоматического раскрытия купола парашюта. Этот прибор (ППУ) включал в себя часовой механизм и анероид.

Практически все парашюты (спасательные, спортивные, акробатические, грузовые и т. п.) имеют автоматы для команд по выполнению последовательных операций в зависимости от назначения парашюта и от условий его применения.

Однако если раньше все парашютные приборы-автоматы создавались на основе часовых механизмов и анероидов, то в последние годы автоматика создается на основе применения микроэлектроники, которая обеспечивает исключительно высокую точность и надежность срабатывания всех элементов парашютных систем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.