Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Статистическое изучение результатов деятельности






    ТЕМА 6. СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ СВЯЗИ

     

    Статистическое изучение результатов деятельности

    Оценка уровня эффективности функционирования организаций связи осуществляется с помощью показателей результатов деятельности, к которым относятся доходы, прибыль и рентабельность.

    Информационной базой для изучения структуры и динамики доходов от услуг связи служат данные Федерального государственного статистического наблюдения формы №65-связь «Сведения о доходах от услуг связи», осуществляемого ежемесячно всеми организациями связи.

    В зависимости от характера потребления (категории потребителей) доходы от услуг связи группируются на доходы от населения, от организаций, с разделением последних на коммерческие и бюджетные (финансируемые за счет федерального, региональных и местных бюджетов) организации.

    В зависимости от характера образования доходы связи подразделяются на доходы от основного вида деятельности и неосновной деятельности (например, оказание услуг, не связанных с передачей сообщений, таких как продажа товаров народного потребления). Поскольку главная цель деятельности связи состоит в предоставлении потребителям услуг связи, статистика наиболее подробно изучает доходы от основного вида деятельности – доходы от услуг связи.

    Доходы от услуг связи представляют собой выручку от реализации пользователям услуг связи по установленным тарифам и определяются умножением тарифа на количество реализованных услуг: Д = Spi·qi,

    где: qi – количество услуг связи i-го вида; pi – тариф на услугу i-го вида.

    Для планирования и прогнозирования доходов от услуг связи используют специфические показатели, называемые средними доходными таксами, которые выражают средний тариф на определенный вид услуги, сложившийся в том или ином периоде времени или регионе. Средняя доходная такса определяется делением суммы денежных поступлений на количество услуг определенного вида:

    = Д / q,

    где: q – количество услуг данного вида; Д – доходы от данного вида услуг.

    Наряду с показателями реализации плана доходов анализируются и показатели динамики в сравнении с показателями прошлого периода.

    Факторный анализ изменения суммы доходов от услуг связи осуществляется индексным методом. Абсолютное изменение суммы доходов от услуг связи происходит:

    а) за счет изменения средней доходной таксы:

    = ()·q1,

    где: 1, 0 – средние доходные таксы отчетного и базисного периода соответственно; q1 – объем (количество) услуг в отчетном периоде.

    б) за счет изменения объема реализованных услуг:

    = (q1 – q0,

    где: q1, q0 – объем услуг в отчетном и базисном периоде соответственно; 0 – средняя доходная такса базисного периода.

    Следовательно, общее изменение суммы доходов от услуг связи за счет двух факторов определяется следующим образом:

    DД = + .

    В отрасли связи используется несколько показателей прибыли, основным из них является прибыль от реализации услуг (прибыль от продаж) Пр, определяемая как разность между доходами от услуг связи Д и затратами на производство (расходами) Э:

    Пр = Д – Э.

    Рост прибыли от реализации услуг обеспечивается как за счет увеличения объема реализуемых услуг, так и экономии производственных (материальных, финансовых и трудовых) ресурсов.

    Поскольку кроме основного вида деятельности по производству услуг связи организации осуществляют и другие виды работ коммерческого характера, то их общая прибыль включает также результаты от операционной деятельности и внереализационных операций. Величина прибыли, полученная в результате всех видов хозяйственной деятельности, называется прибылью до налогообложения ПО.

    Чистая прибыль ПЧ организации связи, остающаяся в ее полном распоряжении, определяется как разница между прибылью до налогообложения и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.

    При анализе прибыли особое внимание уделяется прибыли от реализации услуг, на размер которой влияют три фактора:

    • изменение объема услуг;

    • изменение себестоимости услуг;

    • изменение средней доходной таксы.

    Оценка влияния этих факторов на величину прибыли от реализации услуг позволяет выявить дополнительные источники ее увеличения. Изменения суммы прибыли от реализации услуг по каждому фактору составляют:

    1) за счет изменения объема услуг:

    = (q1 – q0)·( 0 – с0),

    где: с0 – себестоимость услуг базисного периода;

    2) за счет изменения себестоимости услуг:

    = (с1 – с0)·q1,

    где: с1 – себестоимость услуг отчетного периода;

    3) за счет изменения средней доходной таксы:

    = ( 1 0)·q1.

    Таким образом, общее абсолютное изменение прибыли от реализации услуг за счет всех факторов определяется по формуле:

    = + + .

    Наряду с абсолютными показателями прибыли для определения эффективности производства, сопоставления полученного эффекта с теми ресурсами, которые были затрачены для получения прибыли, используется относительный показатель – рентабельность, являющийся обобщающим критерием экономической эффективности производства. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности труда, снижения себестоимости и др.

    В статистике связи при оценке результатов деятельности различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность производственных затрат, рентабельность собственного капитала.

    Общая рентабельность определяется по формуле:

    , %,

    где: ПО – прибыль до налогообложения; – средняя за период стоимость основного капитала; – средняя за период стоимость оборотного капитала.

    Рентабельность производственных затрат отражает эффективность текущих затрат и определяется отношением прибыли от реализации услуг связи (или чистой прибыли) к расходам:

    Рэ = (Пр / Э)·100, %.

     

    Рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к средней за период величине собственных средств организации (сумме уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет):

    РСК = (Пч / )·100, %.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.