Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистическое изучение результатов деятельности






ТЕМА 6. СТАТИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕБЕСТОИМОСТИ УСЛУГ СВЯЗИ

 

Статистическое изучение результатов деятельности

Оценка уровня эффективности функционирования организаций связи осуществляется с помощью показателей результатов деятельности, к которым относятся доходы, прибыль и рентабельность.

Информационной базой для изучения структуры и динамики доходов от услуг связи служат данные Федерального государственного статистического наблюдения формы №65-связь «Сведения о доходах от услуг связи», осуществляемого ежемесячно всеми организациями связи.

В зависимости от характера потребления (категории потребителей) доходы от услуг связи группируются на доходы от населения, от организаций, с разделением последних на коммерческие и бюджетные (финансируемые за счет федерального, региональных и местных бюджетов) организации.

В зависимости от характера образования доходы связи подразделяются на доходы от основного вида деятельности и неосновной деятельности (например, оказание услуг, не связанных с передачей сообщений, таких как продажа товаров народного потребления). Поскольку главная цель деятельности связи состоит в предоставлении потребителям услуг связи, статистика наиболее подробно изучает доходы от основного вида деятельности – доходы от услуг связи.

Доходы от услуг связи представляют собой выручку от реализации пользователям услуг связи по установленным тарифам и определяются умножением тарифа на количество реализованных услуг: Д = Spi·qi,

где: qi – количество услуг связи i-го вида; pi – тариф на услугу i-го вида.

Для планирования и прогнозирования доходов от услуг связи используют специфические показатели, называемые средними доходными таксами, которые выражают средний тариф на определенный вид услуги, сложившийся в том или ином периоде времени или регионе. Средняя доходная такса определяется делением суммы денежных поступлений на количество услуг определенного вида:

= Д / q,

где: q – количество услуг данного вида; Д – доходы от данного вида услуг.

Наряду с показателями реализации плана доходов анализируются и показатели динамики в сравнении с показателями прошлого периода.

Факторный анализ изменения суммы доходов от услуг связи осуществляется индексным методом. Абсолютное изменение суммы доходов от услуг связи происходит:

а) за счет изменения средней доходной таксы:

= ()·q1,

где: 1, 0 – средние доходные таксы отчетного и базисного периода соответственно; q1 – объем (количество) услуг в отчетном периоде.

б) за счет изменения объема реализованных услуг:

= (q1 – q0,

где: q1, q0 – объем услуг в отчетном и базисном периоде соответственно; 0 – средняя доходная такса базисного периода.

Следовательно, общее изменение суммы доходов от услуг связи за счет двух факторов определяется следующим образом:

DД = + .

В отрасли связи используется несколько показателей прибыли, основным из них является прибыль от реализации услуг (прибыль от продаж) Пр, определяемая как разность между доходами от услуг связи Д и затратами на производство (расходами) Э:

Пр = Д – Э.

Рост прибыли от реализации услуг обеспечивается как за счет увеличения объема реализуемых услуг, так и экономии производственных (материальных, финансовых и трудовых) ресурсов.

Поскольку кроме основного вида деятельности по производству услуг связи организации осуществляют и другие виды работ коммерческого характера, то их общая прибыль включает также результаты от операционной деятельности и внереализационных операций. Величина прибыли, полученная в результате всех видов хозяйственной деятельности, называется прибылью до налогообложения ПО.

Чистая прибыль ПЧ организации связи, остающаяся в ее полном распоряжении, определяется как разница между прибылью до налогообложения и суммой налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.

При анализе прибыли особое внимание уделяется прибыли от реализации услуг, на размер которой влияют три фактора:

• изменение объема услуг;

• изменение себестоимости услуг;

• изменение средней доходной таксы.

Оценка влияния этих факторов на величину прибыли от реализации услуг позволяет выявить дополнительные источники ее увеличения. Изменения суммы прибыли от реализации услуг по каждому фактору составляют:

1) за счет изменения объема услуг:

= (q1 – q0)·( 0 – с0),

где: с0 – себестоимость услуг базисного периода;

2) за счет изменения себестоимости услуг:

= (с1 – с0)·q1,

где: с1 – себестоимость услуг отчетного периода;

3) за счет изменения средней доходной таксы:

= ( 1 0)·q1.

Таким образом, общее абсолютное изменение прибыли от реализации услуг за счет всех факторов определяется по формуле:

= + + .

Наряду с абсолютными показателями прибыли для определения эффективности производства, сопоставления полученного эффекта с теми ресурсами, которые были затрачены для получения прибыли, используется относительный показатель – рентабельность, являющийся обобщающим критерием экономической эффективности производства. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности труда, снижения себестоимости и др.

В статистике связи при оценке результатов деятельности различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность производственных затрат, рентабельность собственного капитала.

Общая рентабельность определяется по формуле:

, %,

где: ПО – прибыль до налогообложения; – средняя за период стоимость основного капитала; – средняя за период стоимость оборотного капитала.

Рентабельность производственных затрат отражает эффективность текущих затрат и определяется отношением прибыли от реализации услуг связи (или чистой прибыли) к расходам:

Рэ = (Пр / Э)·100, %.

 

Рентабельность собственного капитала – это отношение чистой прибыли к средней за период величине собственных средств организации (сумме уставного, добавочного, резервного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет):

РСК = (Пч / )·100, %.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.