Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мольба как просьба и мольба как поклонение – связь между ними






 

 

Любая мольба, которая приводится в Коране или в сунне заключает в себе два типа или подразумевает их:

1. мольба как просьба;

2. мольба как поклонение;

Шейх Абдур-Рахман ас-Саади (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Всё, что в Коране касается мольбы, запрета мольбы кому-то помимо Аллаха, похвалы возводящим мольбы – всё это заключает в себе мольбу как просьбу и мольбу как поклонение. Это полезное правило потому, что многие люди при слове ا ل د ّ ُ ع َ ا ء «мольба» подразумевают лишь мольбу как просьбу, и не подозревают, что мольба содержит в себе все виды поклонения. И эта ошибка толкнула их на ещё более грубые ошибки. Ведь в аятах прямо говорится о том, что мольба это просьба и одновременно поклонение [8]».

Определение мольбы как просьбы:

 

Это когда возводящий мольбу требует того, что полезно ему и того, что может отвратить от него то, что причиняет ему вред[9]. Т.е. то, что может содержать в себе просьба или требование, например, слова: дай мне, даруй мне, и т.п.

Этот тип заключает в себе три вида:

1. Просьба к Аллаху и мольба к Нему. Например: «О, Аллах, помилуй меня и прости меня». Это является поклонением Аллаху.

2. Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что не под силу спрашиваемому. Например, требовать у мертвеца или отсутствующего человека, чтобы тот накормил, даровал победу, ниспослал помощь или исцелил его болезнь. Это является большим ширком (многобожием).

3. Просьба к кому-то помимо Аллаха того, что под силу спрашиваемому. Например: попросить у живого, присутствующего и имеющего на то возможность человека накормить его или обратиться к нему за помощью. Это дозволительно[10].

Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Из Сунны известно, что у живого человека можно попросить мольбу так же, как и что-нибудь другое, что ему под силу. Но у отсутствующего или мёртвого творения нельзя просить ничего [11]».

Это подобно слову Аллаха в истории о Мусе (мир ему):

ف َ ا س ْ ت َ غ َ ا ث َ ه ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي م ِ ن ْ ش ِ ي ع َ ت ِ ه ِ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي م ِ ن ْ ع َ د ُ و ّ ِ ه ِ

И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов. (28: 15)[12]

 

Определение мольбы как поклонения:

 

Мольба как поклонение содержит в себе все виды приближения к Аллаху – скрытые и явные потому, что поклоняющийся Аллаху человек просит у Него и требует словами и посредством определённых действий принять эти поклонения и наградить его за них. Это и есть поклонение в полном смысле.

«И если спросить у верующего набожного человека: «С какой целью ты молишься, постишься, совершаешь паломничество и выполняешь все остальные права Аллаха и права творений?», сердце верующего заговорило бы прежде, чем он ответил бы тебе языком: «Моя цель во всём этом – довольство Аллаха, получение Его награды и избежание Его наказания». Поэтому намерение является условием правильности совершения деяний, принятия их и получения от них хороших плодов в этой и в последней жизни [13]».

Именно поэтому посвящение поклонения мольбы кому-то помимо Аллаха считается большим ширком (многобожием). Ведь тот, кто возводит мольбу кому-то помимо Аллаха, хочет приблизиться к нему тем самым, дабы тот принял его мольбу и наградил его за это.

«Мольба или просьба, обращённая к живому, присутствующему творению, способному удовлетворить эту просьбу не является поклонением. Доводом на это служит история с Мусой (мир ему), упомянутая в суре «Рассказ»:

ف َ ا س ْ ت َ غ َ ا ث َ ه ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي م ِ ن ْ ش ِ ي ع َ ت ِ ه ِ ع َ ل َ ى ا ل ّ َ ذ ِ ي م ِ ن ْ ع َ د ُ و ّ ِ ه ِ

И взывал к нему о помощи тот, что из его партии, против того, что из врагов. (28: 15)[14]

Два типа мольбы взаимосвязаны: из всего вышесказанного нам становится ясным, что оба этих типа мольбы взаимосвязаны. Т.к. мольба к Аллаху о достижении блага и во избежание вреда, является просьбой, а мольба со страхом и надеждой является поклонением, то каждый тип мольбы взаимосвязан с другим типом. Мольба как просьба взаимосвязана с мольбой в качестве поклонения[15].

Примеры их взаимосвязи[16]:

1. Всевышний Аллах сказал:

و َ ق َ ا ل َ ر َ ب ّ ُ ك ُ م ُ ا د ْ ع ُ و ن ِ ي أ َ س ْ ت َ ج ِ ب ْ ل َ ك ُ م ْ

Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам». (40: 60) – т.е. отвечу на вашу просьбу и приму ваше деяние.

Именно поэтому затем Аллах сказал:

إ ِ ن ّ َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ س ْ ت َ ك ْ ب ِ ر ُ و ن َ ع َ ن ْ ع ِ ب َ ا د َ ت ِ ي س َ ي َ د ْ خ ُ ل ُ و ن َ ج َ ه َ ن ّ َ م َ د َ ا خ ِ ر ِ ي ن َ

«Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (40: 60).

Аллах назвал мольбу поклонением потому, что возводящий мольбу как просьбу человек, просит своим языком, а поклоняющийся Господу просит у Аллаха принятия, награды и прощения грехов языком своих действий.

3. Всевышний Аллах сказал:

و َ ا د ْ ع ُ و ه ُ م ُ خ ْ ل ِ ص ِ ي ن َ ل َ ه ُ ا ل د ّ ِ ي ن َ

И взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. (7: 29).

Слово «вера» здесь означает «поклонение», такие сочетания очень часты в Коране. Это доказывает, что мольба это мозг религии и дух поклонения.

Смысл этого аята: т.е. будьте искренними, когда вы просите свои нужды, и очищайте ваши деяния и поклонение.

4. Всевышний Аллах сказал:

و َ إ ِ ذ َ ا م َ س ّ َ ا ل ْ إ ِ ن ْ س َ ا ن َ ا ل ض ّ ُ ر ّ ُ د َ ع َ ا ن َ ا ل ِ ج َ ن ْ ب ِ ه ِ أ َ و ْ ق َ ا ع ِ د ً ا أ َ و ْ ق َ ا ئ ِ م ً ا

Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. (10: 12)

В слове Аллаха د َ ع َ ا ن َ ا - он взывает к Нам – подразумевается мольба как просьба, т.к. человек продолжает упрашивать языком, дабы отвратить от себя вред.

Здесь также подразумевается мольба как поклонение, т.к. в момент мольбы сердце этого человека надеется на Аллаха, потеряв надежду на всех кроме Него, зная, что отвратить от него беду может только Аллах. Это и есть поклонение в мольбе.

5. Всевышний Аллах сказал:

ا د ْ ع ُ و ا ر َ ب ّ َ ك ُ م ْ ت َ ض َ ر ّ ُ ع ً ا و َ خ ُ ف ْ ي َ ة ً

Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. (7: 55)

Слово Всевышнего Аллаха ا د ْ ع ُ و ا (Взывайте) – подразумевает два типа мольбы. Для совершенства мольбы как просьбы требуется смиренность, демонстрирование бедности и нужды, скрытность при мольбе и искренность. Мольба как поклонение также будет полной и совершенной только при постоянном её совершении. При этом она должна сопровождаться смирением, набожностью, искренностью перед Аллахом, и должна совершаться скрытно.

6. Слово Всевышнего Аллаха:

ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ م َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ِ إ ِ ل َ ه ً ا آ خ َ ر َ

Не взывай к другим богам помимо Аллаха… (26: 213) также слово Аллаха:

و َ م َ ن ْ ي َ د ْ ع ُ م َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ِ إ ِ ل َ ه ً ا آ خ َ ر َ ل َ ا ب ُ ر ْ ه َ ا ن َ ل َ ه ُ ب ِ ه ِ

А кто призывает вместе с Аллахом и другого бога, - нет у него для этого доказательства. (23: 117) слово Аллаха:

ف َ ل َ ا ت َ د ْ ع ُ و ا م َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ح َ د ً ا

Посему не призывайте с Аллахом никого! (72: 18)

Во всех вышеперечисленных аятах подразумевается мольба как просьба и мольба как поклонение. Так же, как просьба у кого-то помимо Аллаха того, что он не в силах выполнить, является ширком, а совершающий такого рода мольбу становится неверным, тот, кто поклоняется кому-то помимо Аллаха, является многобожником и неверным.

7. Слово Аллаха:

و َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ْ أ َ س ْ م َ ا ء ُ ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى ف َ ا د ْ ع ُ و ه ُ ب ِ ه َ ا

У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним. (7: 180) – здесь также подразумевается мольба как просьба и мольба как поклонение.

По поводу мольбы как просьбы, то человек здесь просит у Аллаха о какой-то нужде посредством имени, соответствующему этой нужде. Так, например, кто просит у Аллаха милости и прощения, просит Его посредством Его имён ا ل غ َ ف ُ و ر ُ و ا ل ر ّ َ ح ِ ي م (Прощающий и Милостивый). Кто просит у Него удела, просит Его с именем ا ل ر ّ َ ز ّ َ ا ق ُ (Дающий удел) и т.д.

По поводу мольбы как поклонения, то это поклонение Аллаху посредством Его прекрасных имён. Так, например, при упоминании имени ا ل ك َ ر ِ ي م ُ (Щедрый), сердце верующего наполняется ожиданием даров от щедрости Аллаха, при упоминании имён, указывающих на величие Аллаха, сердце наполняется возвеличиванием Аллаха.

От имён, указывающих на Его милость и добродетель, сердце наполняется надеждой на милость Аллаха.

От имён, указывающих на Его любовь и совершенство, сердце наполняется любовью к Аллаху.

От имён, указывающих на широту Его знания и точности Его осведомлённости, ощущается постоянное наблюдение Аллаха, что порождает стыдливость и стеснение перед Аллахом и т.п.

Все эти моменты являются совершеннейшими моментами для сердец верующих. Верующий будет продолжать бороться со своей душой, пока его душа и сердце не станут привязанными с этими искренними мольбами. Подобные деяния сердца совершенствуют деяния тела.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.