Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обращение к Аллаху посредством дозволенного шариатом тавассуля[38].






Сущесвуют разрешённые и запрещённые виды тавассуля.

Разрешённые виды тавассуля:

А. Тавассуль к Аллаху взыванием Его именами и атрибутами. Например, взывать: «О, Аллах, я прошу Тебя тем, что Ты – нет божества кроме Тебя – Милостивый и Милосердный, чтобы Ты помиловал меня и простил мне». Или говорить: «О, Милостивый, помилуй меня, о, Щедрый, одари меня». Или говорить: «Я прошу Тебя посредством Твоей милости, которая вместила всё. Посредством Твоей милости обращаюсь я к Тебе за помощью».

Доказательством на такой вид тавассуля является слово Аллаха:

و َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ا ل ْ أ َ س ْ م َ ا ء ُ ا ل ْ ح ُ س ْ ن َ ى ف َ ا د ْ ع ُ و ه ُ ب ِ ه َ ا

У Аллаха – самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их. (7: 180)

Б. Тавассуль к Аллаху посредством благих дел. Например, это когда мусульманин говорит: «О, Аллах, я прошу тебя посредством моей веры в Тебя, любви к Тебе, моим следованием за Твоим пророком и т.п. …» и он так упоминает свои благие дела, а затем просит у Аллаха о своей нужде.

Доказательством этому служит слово Всевышнего Аллаха:

ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ ق ُ و ل ُ و ن َ ر َ ب ّ َ ن َ ا إ ِ ن ّ َ ن َ ا آ م َ ن ّ َ ا ف َ ا غ ْ ف ِ ر ْ ل َ ن َ ا ذ ُ ن ُ و ب َ ن َ ا و َ ق ِ ن َ ا ع َ ذ َ ا ب َ ا ل ن ّ َ ا ر ِ

Которые говорят: «Господь наш! Воистину, мы уверовали. Прости же нам наши грехи и защити нас от мучений в Огне». (3: 16) а также слово Аллаха:

ر َ ب ّ َ ن َ ا إ ِ ن ّ َ ن َ ا س َ م ِ ع ْ ن َ ا م ُ ن َ ا د ِ ي ً ا ي ُ ن َ ا د ِ ي ل ِ ل ْ إ ِ ي م َ ا ن ِ أ َ ن ْ آ م ِ ن ُ و ا ب ِ ر َ ب ّ ِ ك ُ م ْ ف َ آ م َ ن ّ َ ا ر َ ب ّ َ ن َ ا ف َ ا غ ْ ف ِ ر ْ ل َ ن َ ا ذ ُ ن ُ و ب َ ن َ ا و َ ك َ ف ّ ِ ر ْ ع َ ن ّ َ ا س َ ي ّ ِ ئ َ ا ت ِ ن َ ا و َ ت َ و َ ف ّ َ ن َ ا م َ ع َ ا ل ْ أ َ ب ْ ر َ ا ر ِ

Господь наш! Мы услышали глашатая (Мухаммада), который призывал к вере: «Уверуйте в вашего Господа», – и мы уверовали. Господь наш! Прости нам наши грехи, отпусти нам наши прегрешения и упокой нас вместе с благочестивыми. (3: 193)

Доказательством также служит история о людях пещеры, каждый из них совершил тавассуль к Аллаху посредством благого дела, и Аллах ответил на их мольбы.

Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь (и шли) до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них (выход из) неё. Тогда они сказали: “Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой (о том, чтобы Он избавил вас от него) за ваши благие дела! ” [39]

После этого) один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до (тех пор, пока не приносил молока) им. Однажды поиски деревьев[40] увели меня далеко (от дома), а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, [41] то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня! ” И после этого (камень сдвинулся с места, открыв) проход(, но не настолько, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше (кого бы то ни было из) людей…”

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

- “…и я любил её так сильно, как только могут мужчины любить женщин, и желал её, но она противилась мне. (Так продолжалось до тех пор), пока не выдался (засушливый) год. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это, когда же я получил возможность (овладеть) ею…”

В другой версии этого хадиса сообщается, что он сказал:

А когда я уселся меж ног её, она сказала: ``Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву! `` И тогда я покинул её, (несмотря на то, что) любил её больше всех, оставив то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались! ” И после этого камень (опять сдвинулся с места, но проход был всё ещё недостаточно широк, чтобы) они могли выбраться оттуда.

Третий сказал: “О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил (всем) им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, [42] и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: “О раб Аллаха, отдай мне мою плату.” Тогда я сказал ему: “Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь.” Он сказал: “О раб Аллаха, не насмехайся надо мной! ” Я сказал: “Я не насмехаюсь над тобой”, - и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались! ”, - и после этого камень (сдвинулся настолько, что они смогли) выбраться наружу и уйти [43]. (Аль-Бухари: Муслим)

В. Тавассуль посредством мольбы живого присутствующего праведного человека:

Доказательством на это служит хадис, который сообщают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Однажды) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, людей поразила засуха. (Как-то раз,) когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносил пятничную проповедь, (со своего места) поднялся один бедуин и сказал: “О посланник Аллаха! (Наше) имущество пропало, а дети голодают, так обратись же к Аллаху с мольбой за нас! ” [44] − и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воздел руки к небу. [45] В это время на небе не было ни одного облачка, но, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не успел ещё он, да благословит его Аллах и приветствует, опустить руки, как собрались тучи, подобные горам, и не успел ещё он сойти с минбара, как я увидел (капли) дождя, катившиеся по его бороде [46]».

Также известно, что сподвижники делали тавассуль после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует) посредством аль-Аббаса (да будет доволен им Аллаха)[47].

Му’авия совершал тавассуль посредством Язида ибн аль-Асвада аль-Джурши (да смилуется над ним Аллах)[48]. Сообщается, что тавассуль делали также посредством Уайса аль-Карани (да смилуется над ним Аллах)[49].

Г. Демонстрация нужды и смирения, признание грехов и недостатков: это, когда раб, например, говорит: «О, Аллах, я Твой бедный раб с недостатками в душе, я прошу Тебя, чтобы Ты простил меня».

Доказательством этому служат слова пророка Йунуса (мир ему), о которых сообщил Всевышний Аллах:

ف َ ن َ ا د َ ى ف ِ ي ا ل ظ ّ ُ ل ُ م َ ا ت ِ أ َ ن ْ ل َ ا إ ِ ل َ ه َ إ ِ ل ّ َ ا أ َ ن ْ ت َ س ُ ب ْ ح َ ا ن َ ك َ إ ِ ن ّ ِ ي ك ُ ن ْ ت ُ م ِ ن َ ا ل ظ ّ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ

Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (21: 87) Всевышний Аллах также поведал о мольбе Мусы (мир ему):

ر َ ب ّ ِ إ ِ ن ّ ِ ي ل ِ م َ ا أ َ ن ْ ز َ ل ْ ت َ إ ِ ل َ ي ّ َ م ِ ن ْ خ َ ي ْ ر ٍ ف َ ق ِ ي ر ٌ

«Господи! Воистину, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлешь мне». (28: 24)

4. Воздержание от поспешности: т.е. раб не должен делать поспешных выводов по поводу принятия мольбы, и не должен роптать, если ответ на мольбу задерживается. Ведь поистине поспешность лишает мольбу результата.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне! ” (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(, сообщается, что (однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности.” (Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность? ” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу(, чтобы) Он (хотел) мне ответить! ”, - и он оставляет мольбу».

Ибн Хаджар сказал: «Т.е. после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от этого. В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование, и признание своего бессилия [50]».

Ибн аль-Кайим сказал: «Одной из распространенных бед, которая лишает мольбу воздействия – это спешка раба и нетерпение с принятием мольбы. Ему всё это становится в тягость, и он перестаёт взывать с мольбой. На самом деле мольбу можно сравнить с посевом зёрнышка или семечки, за котором потом нужно ухаживать и поливать. Если проявить нетерпение к времени созревания зёрнышка то, скорее всего это дело придётся забросить полностью [51]».

Мольба с добром: дабы мольба была принята Аллахом, следует, чтобы она была о добре и не была о грехе и разрыве родственных связей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мольба раба принимается, пока он не взывает с мольбой о грехе и разрыве родственных связей[52]».

6. Хорошее мнение об Аллахе:

Сообщают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молите Аллаха, будучи уверенными, в (Его) ответе [53]».

Сообщают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть каждый из вас умирая, думает об Аллахе только хорошее [54]».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Говорит Всевышний Аллах: Я такой, каким Меня представляет раб Мой, и Я с ним, когда он Меня поминает [55]».

Хорошее мнение толкает на деяния того, кто желает принятия своей мольбы и ответа на неё, прощения грехов, когда он просит прощения, кто желает награды за деяния.

По поводу мнения о прощении грехов и принятия мольбы при продолжительном совершении грехов и недостатках в деяниях – то это нельзя назвать хорошим мнением об Аллахе, скорее это обольщение, возникшее из-за невежества и самообман.

Имам аш-Шаукани сказал по поводу слова Аллаха в священном хадисе: «Я такой, каким Меня представляет раб Мой» - «В этом хадисе Аллах побуждает Своих рабов хорошо думать о Нём, Он также сообщает, что будет обращаться с ними в соответствии об их представлении о нём. Тому, кто думает хорошо о Нём, Он воздаст наилучшим образом, прольёт на Него из Своей милости и щедрости, озолотит его Своими дарами.

С тем, у кого не было таких представлений, Аллах не будет обращаться таким образом. Это и есть смысл слов Аллаха: Я такой, каким Меня представляет раб Мой. Поэтому раб должен иметь хорошее мнение об Аллахе во всех ситуациях. Чтобы достичь такого состояния, он должен обращаться за помощью к доказательствам, указывающим на широту милости Аллаха Всевышнего [56]».

7. Присутствие сердца: сердце взывающего с мольбой должно присутствовать при мольбе и понимать то, что он говорит, ощущать величие Того, к Кому взывают. Ведь не подобает низкому рабу обращаться к своему Господу со словами, которым он сам не придаёт значения, повторять их многократно, даже не задумываясь над их смыслом, не понимая того, что сходит с его языка, как сейчас это принято.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знайте, что Аллах не принимает мольбу, исходящую из небрежного сердца [57]».

Имам а-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Знайте, что цель мольбы – это присутствие сердца, как мы уже разъяснили. На это существует бессчетное количество доказательств, а знание по этому поводу, ясно настолько, что его не стоит упоминать [58]».

8. Мольба тем, что узаконено шариатом: взывающий с мольбой должен обращаться к Аллаху посредством узаконенных шариатом молебен, имеющих основу в Коране и Сунне. Минимум, не следует хотя бы смешивать узаконенные мольбы с нововведенными мольбами, например, совершать тавассуль посредством авторитета пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или мольбы и виды тавассуля, содержащие ширк (многобожие). Также не следует взывать к кому-то кроме Аллаха, будь то мертвецы или отсутствующие и т.п.

9. Очищение пищи: это одно из условий принятия мольбы. Всевышний Аллах сказал:

إ ِ ن ّ َ م َ ا ي َ ت َ ق َ ب ّ َ ل ُ ا ل ل ّ َ ه ُ م ِ ن َ ا ل ْ م ُ ت ّ َ ق ِ ي ن َ

«Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных». (5: 27)

В хадисе, переданном Муслимом говорится:

«Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого». А потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу(повторяя): " О Господь, о Господь! ", - однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ? [59] "

10. Воздержание от чрезмерности в мольбе:

Всевышний Аллах сказал:

ا د ْ ع ُ و ا ر َ ب ّ َ ك ُ م ْ ت َ ض َ ر ّ ُ ع ً ا و َ خ ُ ف ْ ي َ ة ً إ ِ ن ّ َ ه ُ ل َ ا ي ُ ح ِ ب ّ ُ ا ل ْ م ُ ع ْ ت َ د ِ ي ن َ

Взывайте к Господу своему со смирением и в тайне. Воистину, Он не любит преступающих. (7: 55) Мы приведём хадис о чрезмерности в разделе об ошибках при мольбе по воле Аллаха.

11. Мольба не должна отвлекать от обязанности или своевременного выполнения предписания: например, мольба не должна отвлекать от своевременного выполнения обязательной молитвы – утренней, обеденной, предвечерней и т.д.

Также не следует увлекаться мольбой, когда человека посещает гость и нужно проявить гостеприимство.

Не следует по причине мольбы оставлять помощь родителям, если они нуждаются в ней.

Т.е. в общем не следует отвлекаться на мольбу от своевременного выполнения обязанностей и предписаний.

Возможно в истории о набожном Джурайдже это хорошо объяснено и выражено.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

Никто не говорил в колыбели за исключением троих, [60] (одним из которых был) Иса бин Марйам. (Что касается второго, то им был младенец, с которым говорил) Джурайдж. Джурайдж был человеком(, посвятившим себя поклонению Аллаху). Он (построил себе) келью и (постоянно) находился в ней. (Однажды,) когда он совершал молитву, к нему пришла его мать и сказала: “О Джурайдж! ” Он сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя! ”[61], - после чего продолжил молиться, а она ушла. На следующий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: “О Джурайдж! ”, - и он (снова) сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя! ”, - после чего продолжил молиться. На третий день она (снова) пришла к нему, когда он молился, и сказала: “О Джурайдж! ”, - и он (снова) сказал: “О Господь мой, мать моя и молитва моя! ”, - после чего продолжил молиться. Тогда она сказала: “О Аллах, не дай ему умереть, пока он не посмотрит на лица блудниц! ” И после этого сыны Исраиля стали говорить о Джурайдже и его поклонении, а (среди них) была одна блудница, красоту которой приводили в пример. Она сказала: “Если хотите, я обязательно совращу его! ” И она явилась к нему, но он (даже) не повернулся к ней. Тогда она пришла к пастуху, укрывавшемуся в его келье, [62] позволила ему овладеть собой и забеременела, а когда она родила, то сказала: “Он от Джурайджа.” И тогда люди пришли к нему, заставили его спуститься вниз, разрушили его келью и принялись избивать его. Он спросил: “Что с вами? ” Они сказали: “Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей и она родила от тебя! ” Он спросил: “Где этот ребёнок? ”, - а когда они принесли его к нему, (Джурайдж) попросил: “Дайте мне помолиться.” И он совершил молитву, закончив же (молиться), подошёл к ребёнку, ударил его в живот и сказал: “О мальчик, кто твой отец? ” (Ребёнок) ответил: “Такой-то пастух.” (Услышав это, люди) стали подходить к Джурайджу, целовать его и дотрагиваться до него[63], а (потом) сказали: “Мы построим тебе келью из золота! ”, - но он сказал: “Нет, стройте её из глины, какой она и была! ”, - и они сделали это. (Что же касается третьего младенца, то) как-то раз, когда он сосал грудь матери, мимо (них) на великолепном[64] коне проехал всадник прекрасного вида, [65] и мать (ребёнка) сказала: “О Аллах, сделай моего сына таким же, как этот (всадник)! ” Тогда ребёнок бросил грудь, повернулся к (этому всаднику), посмотрел на него и сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему! ”, - после чего снова принялся сосать грудь.

Абу Хурайра сказал:

- И у меня до сих пор стоит перед глазами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывавший о том, как (этот младенец) сосал грудь, и положивший в рот свой указательный палец, который он стал сосать. [66] А потом (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- А (спустя некоторое время люди) провели мимо (них) какую-то рабыню, которую они избивали, крича: “Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу! ”, - она же говорила: “Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель! ” (Увидев это,) его мать сказала: “О Аллах, не делай моего сына таким, как эта (рабыня)! ” Тогда (ребёнок снова) бросил грудь, посмотрел на неё [67] и сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей! ” И тогда они стали разговаривать друг с другом и (женщина) сказала: “(Почему) когда мимо проехал человек (столь) прекрасного вида и я сказала: “О Аллах, сделай моего сына таким же, как он! ”, - ты сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему! ”, - а когда провели эту невольницу, которую (люди) избивали, крича: “Ты совершила прелюбодеяние! Ты совершила кражу! ”, - и я сказала: “О Аллах, не делай моего сына таким, как она! ”, - ты сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей! ”? ” (На это ребёнок) ответил: “Поистине, этот человек является притеснителем, и поэтому я сказал: “О Аллах, не делай меня подобным ему! ”, - (что же касается) этой (рабыни,) то о ней говорят: “Ты совершила прелюбодеяние! ”, - а она (этого не делала, и о ней говорят): “Ты совершила кражу! ”, - а она (ничего) не украла, и (поэтому) я сказал: “О Аллах, сделай меня подобным ей! ” [68] (Аль-Бухари; Муслим)

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот хадис: «Учёные сказали, что это является доказательством того, что ему правильнее было бы ответить на призыв матери, т.к. он совершал добровольную молитву. Продолжительное выполнение добровольных деяний не является обязательным в то время, как ответить на призыв матери и благодеяние по отношению к ней является обязательным, а ослушание её запретным. Ему следовало укоротить молитву и ответить на её призыв, а затем вернуться к молитве. Возможно, он опасался, что ему придётся выйти из своей кельи, вернуться к миру сему, привязаться к его красотам, а его намерение и обеты ослабли бы при этом [69]».

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.