Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие дидактики, история ее развития




Лекция № 1. Теория обучения. Процесс обучения.

Основные дидактические концепции.

 

1. Понятие дидактики, история ее развития.

2. Основные категории дидактики ее объект и предмет исследования.

3. Основные функции и задачи дидактики, ее методологическая основа.

4. Основные дидактические концепции (системы).

 

Понятие дидактики, история ее развития

Педагогика – многоотраслевая наука, т.к. она изучает человека всесторонне, при этом решая комплексную задачу обучения, воспитания и развития.

Кроме того, педагогика занимается организацией и управлением образования и воспитания.

Для более целенаправленного и предметного решения каждого из этих компонентов, педагогика делится на подразделы (составные части): общие основы педагогики, дидактику, теорию и методику воспитания, организацию управления и др.

Дидактика – это отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию образования и обучения.

Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Она должна дать ответ на два наиболее общих вопроса: «Чему учить?» и «Как учить?».

Однако при решении этих вопросов возникает и много других, среди которых есть и такие: «Как протекает обучение, какие ему свойственны закономерности?», «Кого учить?», «Для чего учить?» и «Где учить?».

Итак, дидактика – это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.

Знание дидактики необходимо каждому педагогу, т.к. в педагогической деятельности нельзя решить ни одной практической задачи обучения без опоры на науку, на теоретические знания.

Термин «дидактика» – греческого происхождения. Греческий глагол «didaskein» обозначает учить, объяснять, доказывать, а также учиться («didaktikos» означает «поучающий», a «didasko» - «изучающий»). Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения, то есть практической деятельности.

Аналогичным образом как «универсальное обучение всех всему» трактовал это понятие Ян Амос Коменский (1592-1670), автор опубликованного в 1632 г. труда под названием «Великая дидактика». Вместе с тем Я.А.Коменский рассматривал дидактику как единственную педагогическую дисциплину, которая занимается формированием человека в период детства и юношества. Но эти представления выдающегося чешского педагога о статусе дидактики как педагогической науки не получили широкого распространения.

Известный немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), который после Я.А. Коменского оказал наибольшее влияние на дидактику, рассматривая ее как часть педагогики. Эта точка зрения нашла в последующем отражение в работах многих зарубежных и отечественных педагогов.



По мере развития педагогической науки дидактика начинает концентрировать свое внимание на вопросах теории образования и обучения и приобретает статус самостоятельной отрасли научного знания. Сегодня дидактика понимается как наука об образовании и обучении человека.

Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И.Ф. Гербарт (1776 - 1841), И.Г. Песталоцци (1746 - 1827), А. Дистервег (1790 - 1816), К. Д. Ушинский (1824 - 1870), Д. Дъюи (1859 -1952), Г. Кершенштейнер (1854 - 1932), В. Лай (1862 - 1926) и др.

На развитие отечественной дидактики в конце XIX — начале XX в. большое влияние оказали своими трудами П.П. Блонский, А.К. Гастев, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и др.

Известность дидактике социалистического периода принесли работы П.Н. Груздева, Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голанта, М.А. Данилова, JI.B. Занкова, Б.П. Есипова, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Значительный вклад в определение объекта и предмета дидактики, научное обоснование обучения и разработку методологии и методики дидактических исследований внесли Ю. К. Бабанс-кий, Б.С. Гершунский, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, J1.B. Занков, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.

Большое значение для дидактики имеют работы таких психологов, как П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.

Определенную роль в развитии современной дидактики выполняет обобщение передового, в том числе новаторского опыта (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов и др.), а также разработка проблемы инновационных процессов в практике обучения (М.В. Кларин, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Е.Н. Шиянов и др.). Их вклад в дидактику, как и вклад многих других исследователей, позволяет осмыслить современные пути развития педагогической теории и практики, находить ответы на многие актуальные вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал