Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные функции и задачи дидактики, ее методологическая основа






 

Дидактика является теоретической и одновременно нормативно-прикладной наукой. В связи с этим она выполняет две основные функции:

– научно-теоретическую, когда выявляются знания о реализованном или реализуемом процессе обучения, т.е. это знания о сущном (главным образом диагностическую и прогностическую);

– конструктивно-технологическую, когда ученый переходит от отображения обучения к конструированию его новых моделей (практическую, инструментальную, нормативно-прикладную). Обе функции неразрывно связаны между собой. Следовательно, дидактика, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления (образование и обучение человека), с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать, моделировать и прогнозировать учебный процесс.

Дидактика как наука об образовании и обучении охватывает в своих исследованиях обучение по всем предметам и все уровни учебной работы. В связи с этим ее называют общей дидактикой или общей теорией процесса обучения. На этот общий характер дидактики обратил внимание еще Я.А. Комен- ский, отразив его в названии своего труда — «Великая дидактика» (1632) и определив дидактику как универсальное искусство учить всех всему.

Кроме общей дидактики существуют также дидактики частные (предметные) или так называемые методики обучения по отдельным учебным предметам, например методика обучения химии, географии, математики и др. Методики обучения, используя теоретические идеи дидактики, исследуют организацию обучения по отдельным учебным предметам. Естественно, что дидактика и методики обучения развиваются в тесной взаимосвязи между собой и обогащают друг друга.

Современная дидактика активно взаимодействует со многими науками: с философией, социологией, кибернетикой, физиологией человека, педагогической психологией, частными методиками, теорией воспитания, педагогической технологией.

Задачи дидактики:

1. Проектирование целей и задач обучения, ориентированных на будущие потребности общества.

2. Выявление законов процесса обучения, разработка дидактических принципов.

3. Разработка научно обоснованного содержания образования, насыщение его общечеловеческими ценностями.

4. Разработка общедидактических условий формирования научного мировоззрения школьников.

5. Совершенствование традиционных и конструирование новых форм организации и методов обучения. Совершенствование классно-урочной системы обучения.

6. Разработка и внедрение новых педагогических технологий.

7. Разработка путей гуманизации и дифференциации учебного процесса и другие.

Методологической основой дидактики является раздел философии – гносеология (теория познания). В свете этой теории дидактика рассматривает человеческое познание как сложный противоречивый процесс, идущий от незнания к знанию, от неполных знаний к более полным, от познания предметов и явлений к познанию их сущности. Сердцевиной теории познания является ленинская теория отражения. Развивая учение Маркса и Энгельса о трёхступенчатом характере общего хода человеческого познания (непосредственное созерцание – анализ – синтез), Ленин указал, что общий путь познания истины идёт “ от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…” ( т.29, c.152-153).

Итак, познание начинается с живого созерцания, т.е. с чувственного восприятия предметов и явлений, которое происходит благодаря тому, что у человека имеются органы чувств, с помощью которых устанавливается связь его с внешним миром. Воздействие внешнего мира на органы чувств приводит к образованию ощущений, восприятий и представлений. Однако чувственное познание отражает преимущественно внешнюю сторону явлений. Познание было бы крайне примитивным, если бы оно останавливалось лишь на данном, первом этаже, носящем исключительно чувственный (сенсорный) характер. При этом не постигается сущность предметов и явлений.

Движение от явления к сущности связано с переходом от конкретного (чувственного) восприятия к абстрактному мышлению. Обобщая данные чувственного познания, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и постепенно проникает в их сущность. Таким образом, поскольку не всё доступно ощущениям и восприятию человека, то только с помощью мышления может обеспечить полное, глубокое и правильное отражение действительности в сознании.

Приближаясь к познанию истины, мы от абстрактного мышления переходим к практике. При этом практика рассматривается в роли критерия истинности познанного. – Правильность выводов, обобщений, их истинность проверяется на практике.

В завершение этого вопроса можно отметить, что процесс познания бесконечен. Правильное графическое изображение его может быть дано в виде бесконечно восходящей и расширяющейся спирали. – В своём познании мы постоянно переходим от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Затем весь этот процесс повторяется вновь, но уже на более высоком уровне и т.д. И с каждым последующим витком спирали, по мере поступательного движения человечества, всё правильнее, точнее, адекватнее отражается окружающий мир в человеческом сознании.

Обучение, как процесс познания, в своём движении вперёд также проходит через эти три ступени. Разрешая под руководством учителя противоречия учебного процесса, учащиеся последовательно переходят от живого созерцания к абстрактному мышлению и далее – к практическому апробированию полученных знаний и закреплению их в умениях и навыках. В этом не трудно убедится, если рассмотреть конкретные уроки по различным школьным дисциплинам. Изучение теории познания применительно к обучению позволяет учителю глубже и системнее понять сущность учебного процесса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.