Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательные и прагматические модели






По направленности основных потоков информации, циркулирующих между субъектом и окружающим его миром, модели можно разделить на позна­вательные и прагматические, что соответствует делению целей на теоре­тические и практические, как показано на слайде 3.

Познавательные модели являются формой организации и представ­ления знаний, средством соединения новых знаний с имеющимися.

Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью встает задача устранения этого расхождения с помощью изменения мо­дели.

Познавательная деятельность ориентирована в основном на приближение модели к реальности.

Прагматические модели являются средством управления, средством организации практических действий, способом представления образцово правильных действий или их результата, то есть являются рабочим представ­лением целей.

Поэтому использование прагматических моделей состоит в том, чтобы при обнаружении расхождений между моделью и реальностью направить усилия на изменение реальности так, чтобы прибли­зить реальность к модели.

Таким образом, прагматические модели носят нормативный характер, играют роль стандарта, образца, под которые «подгоняются» как сама деятельность, так и ее результат.

Примеры прагматических моделей: планы и программы действий, уставы организаций, законы, алгоритмы, рабочие чертежи и шаблоны и др.

Различие между познавательной и прагматической моделью: а) познавательная модель (модель подгоняется под реальность); б) прагматическая модаль (реаль­ность подгоняется под модель)

Другими словами, основное различие между познавательными и прагматическими моделями можно выразить так: познавательные моде­ли отражают существующее, а прагматические — не существующее, но желаемое и (возможно) осуществимое.

 

Статические и динамические модели

Другим принципом классификации целей моделирования, может служить деление моделей на статические и динамические (см. слайд 3).

Для одних целей нам может понадобиться модель конкретного состояния объекта, своего рода «моментальная фотография» объекта. Такие модели называются статическими. Примером являются структурные мо­дели систем. В тех же случаях, когда наши цели связаны не с одним сос­тоянием, а с различием между состояниями, возникает необходимость в отображении процесса изменений состояния. Такие модели называются динамическими. Примером их могут служить функциональные модели систем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.