Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воронежская, Липецкая и Тамбовская области






Здесь по берегам рек сохранились многие славянские городища IX-X вв. В первой половине XIII в. древнерусские поселения были разрушены монголо-татарами, и эта земля на несколько столетий превратилась в так называемое Дикое поле, по которому проходили главные татарские дороги.

Русская колонизация началась после подчинения Рязанского княжества Московскому в 1521 г. В 1586 г. был построен город Воронеж, ставший крепостью на юге русского государства.

В середине 1960-х гг. была построена Нововоронежская атомная электростанция, давшая новый импульс промышленному развитию. В областных центрах открылись предприятия по производству радио- и телепродукции, электронного оборудования, авиационных и ракетных двигателей, самолетов и т.д.

С начала 1990-х гг. в народном хозяйстве развиваются кризисные явления, которые привели к резкому падению объемов производства во всех отраслях, кроме черной металлургии Липецкой области.

Воронежская область в составе Центрального Черноземья является самой большой по территории и численности населения. В середине 1990-х гг. в результате миграционного притока происходил рост численности как городского, так и сельского населения. Однако после снижения уровня миграции численность населения области опять стала сокращаться. Для области характерна депопуляция — устойчивое превышение смертности над рождаемостью. Плотность населения относительно высокая — 47, 7 человек на 1 кв. км, в том числе сельского — 18, 4 чел. на 1 кв. км. Подавляющее большинство населения составляют русские (2, 3 млн человек), на втором месте — украинцы (более 120 тыс. человек).

Валовый сбор зерна сократился на треть, сахарной свеклы — в два раза, поголовье крупного рогатого скота — почти на 50%, свиней — в три раза. Существенно меньше проводится почвоохранных мероприятий, что вызывает деградацию и потери посевных площадей, которые составляют тысячи гектаров в год.

Крупнейшим экономическим и культурным центром области и всего Центрального Черноземья является город Воронеж. Современная промышленность представлена разнообразными предприятиями машиностроения, химии, пищевой и легкой промышленности. В городе 15 государственных высших учебных заведений, 12 коммерческих вузов.

Из других городов области по экономическому значению выделяются: Борисоглебск (предприятия пищевой промышленности, машиностроения и металлообработки), Россошь (химзавод по производству минеральных удобрений, мясокомбинат, сахарный и маслобойный заводы), Лиски (вагоно- и тепловозоремонтНое депо, завод монтажных заготовок и металлоконструкций, мясокомбинат, маслоэкстракцион-ный, сахарный и молочный заводы), Нововоронеж (атомная электростанция), Острогожск (овощеконсервный, кожевенный, винный, масло-сыродельный заводы). Всего в области — 15 городов.

Территория нынешней Липецкой области в разное время являлась частями Тамбовской и Воронежской губерний (областей). Образованию области способствовало превращение Липецка (начиная с середины 1930-х гг.) из небольшого провинциального города в крупный индустриальный центр Черноземья, с доминирующим значением черной металлургии и тяжелого машиностроения. Новолипецкий металлургический завод (проектная мощность — 10 млн т чугуна и стали) — одно из ведущих предприятий в отрасли. Оно тесно связано с железорудной промышленностью Белгородской и Курской областей (до 35% товарной руды Курской магнитной аномалии поступает на этот завод). Наряду с продукцией собственно металлургического передела (чугун — сталь — прокат), завод выпускает аммиак, синтетические смолы, пластмассы, цемент из гранулированных шлаков и др. Продукция металлургии является основой для развития тракторной промышленности, станкостроения и других отраслей машиностроения.

Второй город области — Елец — крупнейший железнодорожный узел, а также центр мукомольной, мясной и других отраслей пищевой промышленности.

Важным железнодорожным узлом является город Грязи, тесно связанный с промышленным Липецком. В северной части области выделяются города Данков (завод по производству кремнийорганических соединений) и Лебедянь (завод насосно-компрессорного оборудования).

В годы реформ экономика Липецкой области оказалась более устойчивой, чем, скажем, в соседней Воронежской области. Это объясняется структурой промышленности, в первую очередь металлургии (спрос на металл и продукцию коксохимии возрос за рубежом).

Тамбовская область по характеру заселения и хозяйственного развития несколько отличается от Воронежской и Липецкой областей. В прошлом бассейн реки Цна был заселен мордвой. В 1636 г. на левом берегу Цны была заложена крепость Тамбов на Засечной черте для защиты от набегов степных кочевников — ногайских татар и калмыков.

Основное индустриальное ядро области — г. Тамбов, где развито химическое машиностроение, резинотехническая промышленность, анилинокрасочное производство. Ведущее предприятие — АО «Пигмент» — выпускает лаки, краски, пигменты для резинотехнической, полиграфической и других отраслей промышленности. В составе Тамбовской агломерации — города Котовск (производство пластмасс) и Рассказово (шерстяная промышленность).

В северо-западной части области выделяются два города: Мичуринск (б. Козлов) и Моршанск. Первый является центром научного плодоводства, а также значительным центром машиностроения и пищевой промышленности; второй — центр шерстяной промышленности и химического машиностроения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.