Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое учебные книги для младшего школьника?






Неучебных книг, т.е. не несущих в себе образовательных, воспитательных и развивающих начал, и притом детских книг − хороших, полезных, нужных, вообще нет и быть не может. Но существует и особый род детской литературы − собственно учебная книга для детей. Это, во-первых, учебник, а во-вторых, разного рода справочники.

Как трактует «Педагогический словарь», собственно учебниками следует считать книги, «излагающие основы научных знаний по отдельному предмету в соответствии с программой»… А поскольку в начальной школе, как известно, основы научных знаний не изучаются (это прерогатива средней школы), а в 1− 4 классах младшие школьники обучаются важнейшим и обязательнейшим для современного человека видам деятельности, то и учебником для младших школьников могут считаться только те книги, в которых отобраны и описаны факты, обязательные для освоения какой-то деятельности всеми детьми без исключения: для освоения процессов чтения, письма, счета, рисования, ручного труда и т.п.

Применительно к теме нашего учебного пособия собственно учебными книгами должны считаться азбуки и буквари, закладывающие у младших школьников основы техники и навыка читательской деятельности, книги для чтения, задающие учащимся официальную идеологию, но не хрестоматии, поскольку хрестоматии, задачники, словари и прочие справочники – это дополнительная, нередко даже не собственно учебная, а просто научно-познавательная или художественная детская книга по определенному вопросу. А вот БМШ «Книга, здравствуй!», где отобраны и представлены обязательные для младшего школьника типы книг и литературных произведений, знание которых гарантирует любому ребенку 6− 9 лет общее представление о бесконечном, но системном мире книг, − это собственно учебная система.

БМШ – это четыре комплекта книг, без непосредственного деятельностного овладения которыми младшего школьника− читателя сформировать нельзя, потому что он, и научившись раскодировать текст, не будет готов к самостоятельной работе с книгой и среди книги, т.е. к избирательному, индивидуальному (в меру личных сил, способностей и интересов) освоению накопленного человечеством для детей опыта. И каждый ребенок, если учитель и родители хотят выполнить перед ним свой долг и помочь ему захотеть познавать окружающий мир, полюбить его и стать самим собой, должен быть обеспечен комплектом таких книг на первый, второй, третий и четвертый годы обучения.

Однако, приобретая БМШ «Книга, здравствуй!» для своих учеников (или соответственно – для собственных сына или дочери), учитель и родители должны знать, что ни один из этих комплектов не рассчитан на то, чтобы каждый младший школьник прочитал его от корки до корки или, что еще хуже, чтобы он читал книги только из этого комплекта. Напротив, система БМШ «Книга, здравствуй!» как набор собственно учебных книг призвана предоставить любому ребенку возможность познакомиться со всем доступным ему кругом чтения (фольклором и письменной литературой) в его возможном разнообразии: авторском и тематическом, жанровом и стилистическим.

Этот комплект призван удивить ребенка разноплановостью и непредсказуемостью окружающих его живых и неживых объектов, ставших предметом внимания писателя и описанных в книгах для детей. В БМШ заложена возможность для ребенка-читателя не просто расширить и углубить свой пока еще крайне несовершенный жизненный опыт теми знаниями, чувствами, замыслами, которые владели умами и определяли действительность его предков. Главная развивающая и воспитывающая сила этой системы в том, что каждая книга, каждое включенное в нее произведение заставляет ребенка задуматься о жизни и о себе и предлагает ему сделать выбор из любого самого непредвиденного – страшного или смешного – положения, поскольку сразу же демонстрирует ему и результаты этого выбора.

«Да, ты свободен поступать с собой и с окружающими тебя людьми, животными, растениями, природными объектами и созданными человечеством до тебя ценностями, как считаешь нужным, – внушает ему любая из отобранных для него книг. – Но помни и знай (и не говори потом, что не знал!), к чему приведет тебя твое решение, какое добро или зло совершишь ты своими действиями в этом мире, какую память оставишь о себе тем, кто придет тебе на смену. Думай! Решай! Проверяй свои силы, пока не поздно, пока у тебя есть не только мудрецы-книги, предсказывающие тебе возможные повороты твоей судьбы в зависимости от твоего поведения, от твоих решений, от твоих поступков, но и любящие тебя взрослые – учитель, родители, друзья, которые помогут понять, что и почему у тебя не получилось из того, что хотел ты сделать для себя и для других».

Таким образом, собственно учебной системой книг БМШ «Книга, здравствуй!» позволяет считать ее безусловная целенаправленность на то, чтобы приучить и приохотить каждого младшего школьника к главной деятельности – предварять умение жить своим умом желанием и умением опираться на опыт, накопленный человечеством и закрепленный в книгах, написанных для него, не выходя при этом из нравственно-эстетических границ, принятых его народом, его предками, о которых ему тоже и сразу рассказывают те же книги. И если работа с детскими книгами из БМШ «Книга, здравствуй!» проводится своевременно и правильно, то, заканчивая знакомство с этой системой и одновременно завершая начальную школу, ребенок, становящийся подростком, будет твердо знать: «Кто не слушает советов, тому нечем помочь», «Где любовь да совет – там и горя нет», «И мудрому человеку совет требуется», − так считали наши предки. А самый лучший, самый мудрый советчик по любому вопросу – это хорошие книги и друзья, взрослые и ровесники, которые тоже советуются с мудрыми книгами и с кем всегда можно обменяться как приобретенной мудростью, так и необходимыми советами.

 

 

Что такое справочная литература для младших школьников и для учителя, формирующего у детей читательскую самостоятельность?

 

Мы привыкли к тому, что всякую книгу надо начинать читать с самого начала, а затем перелистывать страницу за страницей, пока не дойдешь до конца.

В книжках, о которых пойдет речь, не обязательно читать все подряд. Может быть, надо будет прочесть сначала рассказ на последней странице, а потом вернуться к началу книги, а затем поискать сведения где-то в ее середине.

Эти книги содержат тысячи ответов на все почему? как? отчего? зачем? когда? и т.п.:

− Что такое библиотека?

− Как написать слово «юный»?

− Почему листья у деревьев осенью опадают?

− Как появился уголь?

− Что означает слово «псевдоним»?

− Где живут волки?

− Для чего построена Останкинская башня?

− Как у змей берут яд?

− Где растет чина луговая?

− За что Русалочке поставлен памятник?

− Есть ли у павлина уши?

− Почему страус не летает?

− Сколько километров на поверхности Луны, если обойти ее вокруг?

− Почему люди раньше верили, что Земля плоская?

− Кто такой Пугачев?

− Какая гора выше всех?

− О чем пишет А.И. Мусатов?

− Почему жук-плавунец – хищник?

На сотни таких и других вопросов, которые волнуют ребят, можно быстро найти ответы в этих удивительных книгах − книгах-справочниках.

Правописание трудного слова подскажет орфографический словарь; значение непонятного слова разъяснит толковый словарь русского языка; а сущность явления или предмета, названного тем или иным словом, поможет понять энциклопедия – научное справочное издание, пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.

Обратили ли вы внимание на то, как справочная литература помогает читателю быстро получить нужную справку. Каким же образом?

Оказывается, чтобы удобнее было пользоваться справочной литературой и на поиски нужных сведений затрачивался минимум времени, словари, энциклопедии, справочники имеют отличную от всех прочих книг структуру: в любой справочной книге обязательно есть указатель, помогающий сразу определить, про кого или про что расскажет книга; текст книги разделен на небольшие по объему статьи, каждая из которых посвящена какому-то одному лицу, явлению, вещи, предмету. А так как все вещи, явления, лица и предметы называются словами, то для быстроты пользования справочной книгой эти слова в указателе располагаются по алфавиту. В хорошем указателе для детей помечена и страница (или том и страница, если справочная книга в нескольких томах), где напечатано нужное слово и соответствующая справочная статья.

При таком построении достаточно рассмотреть указатель или перелистать книгу, чтобы понять, найдешь ли ты в ней нужную справку. Заглавие книги тоже обычно сразу говорит читателю, на какие вопросы он может получить в ней ответ. Например: «В воде и у воды» Н. Осипова, «Животные морские и речные» И. Акимушкина, «Астрономия в картинках» Б. Левина, Л. Радловой, «Русские конники» Н. Кочергина, П. Федорова. И т.д.

Иллюстрируются книги-справочники в случае необходимости так, чтобы лишний раз обратить внимание читателя на достоверность и научность излагаемых сведений: фотографии, чертежи, схемы, карты, репродукции картин, рисунки, передающие реальный облик предметов, о которых рассказывается.

К сожалению, приходится констатировать, что эти выработанные и проверенные временем приметы справочника и его службы, приучающие начинающего читателя сразу, без переучивания, грамотно им пользоваться, современными издателями нередко игнорируются, и книга-справочник предлагается маленькому читателю как сборник рассказов, правда, каких-то странных: коротких и бессюжетных.

Чтобы представить себе место справочной литературы в круге чтения современного младшего школьника, надо вспомнить, что чем младше ребенок, тем более он нуждается в художественных, т.е. зримых, чувственных образах, восполняющих ему недостающий опыт и формирующих нравственно полноценное миропонимание. С годами этот уже накопленный вовремя эмоционально-чувственный образ условного мира приходит детям на помощь, когда надо оживить новые «сухие» понятия и вызвать желание реализовать какую-то очередную доступную цель, но недостижимую без серьезных личных усилий для самостоятельного приобретения дополнительной суммы знаний и умений.

Если исходить из названных посылок, то место справочной литературы в мире научно-познавательных детских книг можно представить, изобразив круг, в котором будут различаться примерно такие части или секторы: научно-художественные книги о природе; историческая и героико-патриотическая детская литература; книги о машинах, вещах, профессиях; собственно справочная литература и, наконец, прикладные книги типа «Знай и умей». Разумеется, с точки зрения соотношения художественности и достоверности представленного в них содержания, все книги, условно включаемые в каждый названный сектор, окажутся весьма неоднородными, ибо в зависимости от уровня читательской готовности ребенка к восприятию научных знаний, который не очень справедливо, но все же традиционно связывается издателями с возрастом ребенка, художественность в них будет постепенно менять свой характер и убывать, а достоверность и детализация научных сведений возрастать. Это будет проявляться и в тексте, и в иллюстрациях. В тексте заметить названные перемены будет значительно сложнее, чем в иллюстрациях, потому что зрительный ряд изменяется явно: там «картинки» все чаще и чаще станут заменяться схемами и фотографиями.

Если закрасить такой круг, передавая интенсивностью цвета уровень художественности описания реалий, действительно воздействующих на ум и чувства начинающего читателя, то цветовая гамма в первых четырех секторах проявится волнообразно, а в пятом – цвет просто сойдет на нет.

Надо сказать, что и по объему детская справочная книга в период 50− 80-х гг. ХХ века в России была весьма неоднородной: от книжек-картинок в 18 страниц до «Лесной газеты» В. Бианки или «Книги будущих командиров» А. Митяева примерно в 500 страниц. Точно такое же разнообразие отмечалось и в отношении формата издания: это были и большеформатные, и нестандартные, так называемые «квадратные» книги, и книжки-игрушки с вырубкой по контуру, и книги с движущимися деталями, и тонкие брошюры «Знай и умей» и т.д. и т.п. И все это богатство членилось по сериям, отраслям знаний и характеру соотношения иллюстраций с текстом.

Итак, от сказок-несказок В. Бианки, Э. Шима, Н. Сладкова, которые находятся как бы на рубеже литературы художественной и научно-познавательной – к книгам о человеке и природе, начиная от маленьких энциклопедических словариков типа «В воде и у воды» Н. Осипова, или «Море дьявола» В. Мальт, или «Кто в лесу живет и что в лесу растет» Ю. Дмитриева (все эти книги включают в себя, как правило, около 100 статей, занимающих вместе с иллюстрациями треть большеформатной страницы, а всего страниц в книгах данной серии не более 65 вместе с иллюстрациями) – до двухтомника «Человек и животные», где Ю. Дмитриев рассказывает об отношении этих двух «миров» на протяжении всей истории человечества или даже до его же пятитомника «Соседи по планете» (Насекомые. – М., 1977; Земноводные и пресмыкающиеся. – М., 1978; Млекопитающие. – М., 1981; Птицы. – М., 1984; Домашние животные: кошки, собаки, лошади, коровы. – М., 1990) − таким мог быть у ребенка, интересующегося природоведческими вопросами, выбор и путь накопления опыта: от условного знания о мире к безусловному, т.е. от восприятия мира природы глазами художника слова – к собственно научным знаниям о природе. Такая возможность прослеживалась и по всем другим направлениям знаний о мире и его обитателях, о явлениях окружающей человека среды. При этом предлагаемая ребенку система знаний отвечала принципам от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему.

Разумеется, и в период расцвета детской литературы, т.е. разнообразия книг, предлагаемых детям по интересующим их вопросам, существовали и справочники общего типа, т.е. книги как бы «обо всем». Примером такого рода изданий может служить двухтомное, а затем трехтомное издание под заглавием «Что такое. Кто такой: Спутник любознательных». Однако несмотря на то, что в этом издании было около 300 рассказов по широкому кругу вопросов: общественных, гуманитарных и естественно-научных − по культуре, искусству, практической деятельности человека, помещены биографии общественных и государственных деятелей, замечательных ученых, художников, музыкантов, а сам трехтомник был рассчитан на помощь детям в овладении школьной программой, он никогда не пользовался у учащихся 2− 3 классов таким интересом и спросом, как маленькие энциклопедические словарики типа «Про тетрадь и карту, карандаш и парту» Г. Юрмина, или марочные энциклопедии типа «Счастливого плавания! Рассказы о кораблях» Б. Бродского и В. Чернявского, или книжки-картинки типа «Это всë кошки» И. Акимушкина, «Моя первая зоология» Е. Чарушина или книжки-игрушки типа «Го -о-ол!!!» Г. Юрмина, или фотокнижки «Птицы в нашем лесу» В. Флинта и под.

И это неудивительно: во-первых, книги «обо всем» излишне объемны для ребенка 6− 9 лет, а во-вторых, в них как и в прикладной книге типа «Знай и умей», на первый план выступала достоверность научных сведений. А «сухие» факты без поддерживающих их чувственных восприятий и эмоций оказываются для начинающих читателей неинтересными.

Беда современных изданий научно-познавательной книги для детей как раз и состоит в том, что издатели, предлагая неподготовленному читателю сразу научно-популярную книгу «обо всем», не формируют, а убивают в нем зарождающиеся познавательные интересы самим обилием «бесцветных», т.е. не наполненных чувственным опытом и личностным отношением научных сведений. И никакие «педагогические фокусы», как выражался А.С. Макаренко, хотя бы и в виде игр «Где? Что? Почему?» не помогут пробудить у массы детей интереса к чтению научно-популярной литературы, к систематическому общению со справочниками и использованию научно-прикладных книг, если издатели и общество не изменят чисто коммерческого подхода к книжной политике, т.е. не сделают нормой соблюдение элементарных педагогических требований приобщения ребенка к новым знаниям при издании собственно детских научно-познавательных книг, разработанных педагогами и учеными в течение 2-х веков: XIX-го и XX-го.

В заключение нельзя не сказать еще об одном виде справочной литературы, с которым надо познакомить ребенка-читателя, чтобы он успешно формировал личные читательские интересы, а значит, научился бы самостоятельно выбирать единственно нужную ему книгу из ряда возможных книги. В данном случае речь идет о справочной библиографии.

Библиография – это описание книг, составление их перечней и указателей, нацеленных на то, чтобы одни книги продвигать к читателю, а о других умалчивать или запрещать их. Известно, что «списки истинных и ложных книг» составлялись для борьбы с литературой «еретической» с незапамятных времен. Во всяком случае, с момента принятия христианства в такие списки вносились греческие книги, а с XIV века, по свидетельству Л.М. Равич, и книги русские. Но, разумеется, речь шла о книгах для взрослого читателя. И поскольку детская книга всегда воспринималась взрослыми как «учебник жизни» для детей, цель учета и описания детских книг была, с одной стороны, чисто коммерческая (продвижение подарочных изданий в зажиточные семьи), а с другой − выбор книг, которые из числа уже написанных достойны того, чтобы занимать детское внимание и становиться частью ребячьей жизни.

Уже В.Г. Белинский ставил в своих критических работах вопрос о необходимости выбора книг для детей, ибо читать дурно выбранные книги, как справедливо утверждал он, и хуже, и вреднее, чем ничего не читать.

Естественно, что первые библиографические списки и указатели собственно детских книг тоже были адресованы взрослым: родителям, наставникам, учителям. Только в начале ХХ века, как утверждают специалисты, великий русский просветитель и книжник Николай Александрович Рубакин впервые поставил вопрос о необходимости составлять списки и указатели для самих детей. «Почему же, − писал он, − сами юные читатели не могут выбрать книги для своего чтения по собственному разумению и хотению... Укажите детям, гг. взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему же разумению наиболее для них интересное, − это сумеет и сам юный читатель».

Эти разумные и справедливые слова написаны Н.А. Рубакиным в предисловии к первому изданию книги русского библиографа И.В. Владиславлева (настоящая фамилия Гульбинский) «Что читать?: Указатель систематического домашнего чтения для учащихся». – М., 1911. Фактически названная работа И.В. Владиславлева есть первый официальный библиографический указатель для детей, хотя и не самых маленьких.

В эпоху расцвета детской литературы в России мысль Н.А. Рубакина многократно повторяла и, пользуясь общественным признанием, всеми силами претворяла в жизнь Н.К. Крупская. Ее работы (см. кн.: Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. – М., 1954) буквально пронизаны сообщениями и требованиями такого рода. Например: «Важно даже ребенка первой ступени приучить самостоятельно выбирать книжки, важно, чтобы не постоянно ему помогал в выборе учитель или библиотекарь, а чтобы он научился пользоваться книжкой и в дальнейшем». Или: «Можно и нужно подобрать в детской библиотеке лучшие книжки (выделено нами. – Н.С., Т.П.), но надо дать ребенку право выбора». Или: «Надо давать хорошо подобранные книжки (выделено нами), и из этой суммы книг выбирай, что хочешь». И т.д. и т.п.

Кстати, эту же мысль пытались реализовать и мы, составляя в 1995− 1998 гг. «Библиотечку младшего школьника» сначала как приложение к журналу «Начальная школа». Как уже упоминалось, включенные туда книги и произведения не рассчитаны на то, чтобы каждый ребенок прочитал их все подряд и ничего другого не читал. Напротив, получив БМШ «Книга, здравствуй!» и познакомившись с представленными там книгами и произведениями, каждый ребенок прочитает только то, что сможет и захочет, но зато узнает и о том, о чем и что можно еще найти и прочитать, если возникнет охота, потребность или необходимость. С этой целью там предусмотрена целая система специальных служб.

Как будущий учитель, вы должны четко различать понятия рекомендация и требование. Так вот, библиография – это рекомендация того, что существует и что может стать предметом интересов читателя сейчас, а может быть, и в жизни вообще. Именно поэтому в 1930− 70-е годы для младших школьников разрабатывались и публиковались рекомендательные списки и рекомендательные указатели самых разных типов и по самым разным вопросам, как общим, так и специальным, но отражающим значительную часть интересов детей.

 

Для взрослых читателей, руководителей детским чтением, в нашей стране был составлен уникальный библиографический указатель по детской литературе. Начало ему положил И.И. Старцев, собрав в двухтомнике с 1918 по 1965 годы все хорошие издания, связанные с руководством детским чтением и его организацией. Этот труд И.И. Старцева так и называется «Вопросы детской литературы и детского чтения». – М.: Детгиз, 1962. – 286 с. и 1967. – 176 с.

Труд И.И. Старцева продолжили В.П. Завьялова, Т.Б. Каминская, В.И. Латышева. Их работа «Детская литература: Библиографический указатель. 1974− 1975» (М., 1985) также охватывает три раздела материалов, которые не могут не интересовать человека, избравшего профессией обучение, воспитание и развитие детей 6− 9 лет средствами чтения, а именно:

Раздел I – Художественная литература;

Раздел II – Научно-художественная и научно-популярная литература;

Раздел III − Вопросы детской литературы и детского чтения.

Названные выше сборники вы можете увидеть в любой детской библиотеке. Там же мы рекомендуем вам рассмотреть картотеки и каталоги, которыми оснащены читальные залы для младших школьников сейчас.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.