Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Золотой фонд детской литературы и его характеристика




План лекции:

 

Что такое «золотой фонд» детской литературы и каковы его отличительные признаки?

Какой жанр литературных произведений из круга детского чтения – фольклорный и литературный − составлял и составляет неотъемлемую часть золотого фонда детской литературы?

Какие научно-познавательные книги и произведения составляют классическую часть круга детского чтения?

Что такое учебные книги для младшего школьника?

Что такое справочная литература для младших школьников и для учителя, формирующего у детей читательскую самостоятельность?

 

«Золотой фонд» детских книг – это часть возможного для младших школьников круга чтения, отражающая такой опыт, о существовании которого должен получить представление каждый ребенок, чтобы при необходимости им немедленно воспользоваться. Другими словами, «золотой фонд» детских книг – это содержательное ядро детской литературы, в высокой нравственно-эстетической ценности которого общество уверено и поэтому старается всеми доступными средствами и способами обратить на него внимание юных граждан – будущего страны.

История науки, изучающей книги и их судьбы в мирный период жизни и в годы великих потрясений, давно установила, что, обеспечивая связь времен и поколений, человечество всегда и везде, правда, в разных формах, пропагандировало чтение одних книг и запрещало (вплоть до уничтожения) чтение других. Вспомните приведенные выше слова К.Д. Ушинского о том, что «наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средство передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и самые эти чувства. От всей жизни народа это единственный живой остаток на земле, и мы – наследники этих живых богатств, в которых сложились все результаты духовной жизни народа… С такой точки зрения мы понимаем, во-первых, все значения изучения народного слова и что, взяв на себя преподавание этого предмета, мы принимаем вместе с тем обязанность через слово ввести дитя в область духовной жизни народа… Кроме того, на каждое такое преподавание мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни…»

Какие же произведения детской литературы, какие детские книги отвечают столь высокому назначению, что и возразить против него нечего?

Начиная обдумывать этот вопрос, вам следует вспомнить, что один из принципов систематизации круга детского чтения – это систематизация книг-объектов по качеству.

Рассмотрим эту систематизацию подробно, т.к. ее значение для вашей будущей работы непреходяще.

В период расцвета русской детской литературы государство обязывало специальные детские издательства находить формы и средства, позволяющие насыщать книжный рынок, адресованный младшим школьникам, постоянными переизданиями классики детской литературы, т.е. ее золотого фонда. Этот показатель был главным при определении качества издательского плана того или иного издательства на каждый очередной год. А специальных детских издательств становилось все больше и больше. «Детгиз», созданный в 1933 году, преобразовался в издательство «Детская литература», отделения которого работали в Москве и Ленинграде; в Москве появилось новое издательство «Малыш»; такого же рода отделы возникли практически во всех республиканских, краевых и областных издательствах. И усилием огромного коллектива издателей, литературоведов, учителей и писателей в отечественной детской литературе сформировались такие средства выделения литературных произведений и книг золотого фонда, как серии изданий. Порядок публикации книг лучших детских писателей осуществлялся тоже как бы сериями, а именно – от книжек-раскладушек и книжек-малышек, обращенных к дошкольникам с 3−4 лет через книги среднего формата, большеформатные тонкие книги к крупнообъемным изданиям и даже собраниям сочинений, чего в детской литературе до тех пор не было.



Запомните: самые лучшие книги с точки зрения отображения и оформления содержащегося в них опыта традиционно объединены серией «Золотая библиотека». Название серии и дало основание возникновению сначала образа, а затем и понятия «золотой фонд», или наше классическое наследие.

Что же такое классическое наследие? Каковы его приметы?

Первое, что приходит на ум, когда вдумываешься в приведенное выше словосочетание, это то, что классика, или золотой фонд, − это книги, созданные классиками пера и кисти. А классики – это выдающиеся, общепризнанные деятели науки, литературы, искусства, которые явно влияют на движение общества по пути прогресса. При этом сразу вспоминаются имена классиков литературы – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой и т.д. Труднее вспоминаются имена художников, которые своим образным видением оживили искусство слова, сделав его доступным любому несмышленышу (проверьте, кого из художников детских книг можете вспомнить вы). Великолепный образец такого рода классики, созданной сотрудничеством пера и кисти, − книга-произведение «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, оформленная художником В. Васнецовым к пушкинскому юбилею – 26 мая 1899 года, т.е. к 100-летию со дня рождения поэта (рис. 52,53,54).



Образцами подобного рода же классики детской литературы являются книги В. Бианки с рисунками В. Курдова, книги С. Маршака, оформленные В. Лебедевым, книги Е. Чарушина и В. Сутеева, оформленные в том и другом случае самими авторами; сказка П. Ершова «Конек-горбунок» с иллюстрациями В. Милашевского, русские народные сказки в оформлении К. Кузнецова и т.д. и т.п.

Но почему? Почему именно эти и подобные им книги и произведения относятся к классике? И почему не все они включены в серию «Золотая библиотека»?

Ответ прост: это происходит потому, что решение о включении той или иной книги в серию принимают люди, а людям свойственно не всегда и не во всем быть объективными. Поэтому некоторые классические вещи из мысли, слова и фиксирующего их зрительного ряда в серию «Золотая библиотека» не вошли. Зато за последнее время там появились литературные произведения, которые в строгом смысле слова классикой признаны быть не могут хотя бы потому, что классику отбирает время.

Конечно, для того чтобы признать то или иное произведение, ту или иную книгу классической, существуют и другие объективные признаки, руководствуясь которыми общество отдает предпочтение одному, отказывая в таком предпочтении другому.

Чтобы лучше представить себе эти признаки, обратимся к исследованию ученого Ф.И. Сетина, который в книге «История детской литературы» так характеризует место и роль классики в современном мире: «Классическое наследие − это вечно развивающееся явление: каждое поколение открывает в ней (классике) такие содержательные и идейно-эстетические ценности, которые не замечались раньше.

Классика способствует общенациональной и исторической памяти народа. Народ, лишенный исторических знаний, не владеющий историей своей Родины, пренебрегающий памятниками старины, подобен ребенку без родителей. В его голову можно вложить любые мысли, т.к. он не имеет четких ориентиров, нравственных норм, не может пользоваться опытом предшествующих поколений, гордиться своим происхождением и принадлежностью своему народу, лишен прочного духовного фундамента.

Классики правдивы: и человек, и зверь, и добро, и зло эпохи – все в их книгах.

Высочайшая языковая культура – это признак классики. Именно поэтому чтение классики готовит к восприятию искусства слова.

И наконец, отношение к классике зависит от культурного уровня общества, эстетического сознания и материального положения». Вот почему, добавим мы, в дни и эпохи разорения страны, связанные с ущербностью народного духа, учитель должен помнить великое предназначение классики, укрепляющей национальный дух, и ощущать всю силу личной ответственности за ее своевременное и тактичное продвижение в жизнь, в первую очередь – к детям.

Основным признаком классики является полное слияние формы и содержания. Классик – это тот, кто владеет гармонией формы и содержания в процессе образного воплощения правды жизни в ее национальном понимании.

А классическая литература− золотое ядро любой литературы, в том числе и детской, − это произведения и книги, демонстрирующие нерасторжимое единство формы и содержания при отображении жизни, но при условии, что предмет изображения и тема, поднятая автором, являются общезначимыми и общеинтересными, а поэтика – искусство слова – совершенна.

Наш национальный русский писатель, поэт и безусловно недосягаемый пока классик – это Александр Сергеевич Пушкин.

Почему так считается?

Да потому, что Пушкин так владел искусством слова, что мы, читая произведения, созданные этим гением, просто этого искусства не замечаем, а лишь наслаждаемся им. А ведь вы, надеемся, не забыли, что «всякое искреннее наслаждение изящным есть уже само по себе источник нравственного чувства» .

И при этом в произведениях А.С. Пушкина, которые вы непременно должны знать наизусть сами и обучать этому детей (хотя бы такие, как «Песнь о вещем Олеге», «Анчар», «Зимний вечер», «Вурдалак», «Зимнее утро», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила» и под.), всегда поднимаются важнейшие общечеловеческие темы, везде отражается и прославляется «русский дух», т.е. кодекс человечности наших предков; эти произведения постоянно радуют нас естественностью речи в отличие от стилистической тяжеловесности или пустого украшательства.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал