Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Движение






1) ПОНЯТИЕ " ДВИЖЕНИЕ".

Движение - есть способ существования материи. В общем плане движение определяется как изменения вообще. Под " Движением" понимают широкий круг изменений в количестве и качестве; перемещение тел в пространстве, смена ощущений и.т.д. Движение охватывает все происходящие во Вселенной изменения, начиная от простого перемещения тел в пространстве и кончая сложнейшими физиологическими процессами в мозге человека, связанными с мышлением. Все изменения, происходящие во Вселенной, представляют собой движение. Однако движение, при всем разнообразии форм, – процесс крайне непростой и неоднородный. Выделяются три вида движения:

1) простое (циклическое) изменение – вращение колеса, круговорот воды в природе (движение без каких-либо качественных изменений);

2) качественные изменения от низшего к высшему, ведущие к усложнению и самоорганизации системы – прогресс;

3) качественные изменения от высшего к низшему, приводящие к разрушению сложного, дезорганизации, хаосу – регресс.

Второй и третий типы движения, связанные с качественными изменениями, характеризуются как РАЗВИТИЕ – необратимое, закономерное, качественное, направленное изменение явлений природы, общества и сознания. Развитие – особый тип изменения. Изменение универсально и происходит в мире постоянно, развитие же характеризует лишь некоторые изменения в определенных интервалах времени.

 

Любое простое движение рано или поздно приводит к качественному изменению, то есть развитию (колесо изнашивается, вода дает жизнь растениям и т.п.). Оно как бы готовит другие типы движения, существующие во взаимодействии (усложнение невозможно без разрушения, жизнь без смерти).

Прогрессивное развитие всегда сочетается с регрессивным, усложнение организма в целом не исключает процесс упрощения, деградации отдельных его органов, функций. Таким образом, прогресс – лишь одна из тенденций развития.

Главным в проблеме движения является вопрос о его источнике.

В мифологии происходит одушевление природы, космоса. Говорится о творении происхождения мира (природы, людей, животных) повествуется о деяниях богов.

Религия.

Главный признак религии это вера в существование бога, как творца мира и человека, в рамках религиозного мировоззрения можно выделить три концепции о источнике изменений всего и вся.

- Теизм. Источником всех изменений является бог.

- Деизм. Сотворив мир, бог в дальнейшем не вмешивается в закономерное явления событий. Он выступает лишь первопричиной мира. Крупными деистами были естество испытатели (Ньютон, Декарт, и.т.д) Появление деизма было определенно: развитием науки, появлением в сфере политических институтов, социально-экономических факторами.

- Пантеизм.

Философия

- В качестве источника движения первоначала признавались некие внешние силы (любовь и вражда).

- Источник движения находится в самой природе и представляет собой взаимодействие материальных объектов

- Источником движения признавалось единство и борьба противоположностей

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ.

Впервые на противоречивость движения указал Зенон, крупный представитель элейской школы в своих знаменитых апориях: " Ахиллес и черепаха" " Дихотомия" " Стрела" и " Стадий".

Движение и покой. Для движущейся материи характерно единство устойчивости и изменчивости, покоя и движения как неподвижность одного объекта в другое - нельзя рассматривать так, покой. Покой - это устойчивость, качественная определенность любого материального образования. Покой органически связан с движением, сама устойчивость обусловлена непрерывной изменчивостью: живой организм устойчив, пока в нем идет процесс ассимиляции и диссимиляции. С другой стороны движение органически связано с устойчивостью того, что движется. Покой всегда относителен. Относительность нужно понимать как временную преходящую устойчивость. Понятие относительный, временной - синонимы.

Движение же абсолютно - оно присуще всем материальным образованиям.

Таким образом, понятие покоя обозначает те состояния движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свойство (атрибут) материи.

Формы движения бесконечно разнообразны. Тем не менее, их можно объединить по общим для них характерным признакам. Каждому уровню организации материи присуща своя форма движения. Ф.Энгельс, используя данные науки XIX в., выделял пять основных форм движения материи:

1. Механическое. Присуще, как писал Энгельс, для " перемещения земных и небесных тел", то есть макротел.

2. Физическое, под которым Энгельс понимал движение молекул, теплоту.

3. Химическое, более сложная форма движения, носителем которого является атом.

4. Биологическое. Высшая форма движения природы. Носители – организмы.

5. Социальное движение венчает классификацию Энгельса, в которой человек (носитель этого движения) занимает высшую ступень всех видов материи.

Основные философские принципы, касающиеся движения:

1) принцип качественного многообразия форм движения – каждому виду материи соответствует своя форма движения;

2) принцип развития форм движения – от простой к более сложной; высшие формы возникают из низших естественным и закономерным путем;

3) принцип преемственного усложнения, то есть высшие, более сложные формы содержат в себе низшие, простые формы, но имеют свои, качественно иные по сравнению с ними, законы функционирования.

Поэтому для понимания более сложных форм необходимо выяснить сущность простых форм движения, на которые опираются сложные. Например, нельзя определить сущность жизни, не отыскав ее физико-химической основы. Однако полностью объяснить явления более высокой формы движения, опираясь лишь на закономерности низших форм, тоже нельзя. Высшие формы ни в коем случае не сводятся к низшим, как это пытается истолковать редукционизм (лат. reductio – " возвращение, упрощение"). Например, преступность – социальное явление, его нельзя полностью сводить к биологической природе человека, можно таким образом редуцировать все высшие формы движения к простейшей – механической.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.