Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 50. Феномен научной революции

Научная революция – это радикальное качественное изменение содержания знаний, методологии научного исследования в рамках отдельной науки или определенной области исследования, отрицающее предшествующую схему объяснения. Революция в отдельных науках может привести к коренному изменению научной картины мира в целом.

Одним из первых начал обсуждать проблему революции в науке Т.Кун. Его работа «Структура научных революций» (1962) вызвала большой резонанс в философском и научном сообществе, приобрела достаточно большое количество приверженцев, но и не меньшее количество критиков. В этой работе Кун выделяет следующие стадии развития науки:

1. Допарадигмальная. Характерна для периода зарождения любой науки. В это время существует большое число научных направлений, возможно эклектичное соединение различных альтернативных гипотез и конкурирующих научных сообществ, каждое из которых, отталкиваясь от определенных фактов, создает свои модели без особой апелляции к каким-либо внешним авторитетам. К примеру, в объяснении природы света до конца XVII в. существовало три направления. В первом свет рассматривался как частицы, испускаемые материальным телом. Во втором – как модификация среды между телом и человеческим глазом. Третье объясняло свет как взаимодействие среды и излучения глаз. Со временем, говорит Кун, происходит выдвижение на первый план какой-то одной теории, которая интерпретируется как образец решения проблем и составляет теоретико-методологическое основание новой парадигмальной науки. В случае с оптикой такая парадигма была сформулирована Ньютоном.

2. Нормальная (парадигмальная) ступень представляет собой кумулятивный этап развития науки. Парадигма (дисциплинарная матрица) выступает как совокупность наиболее общих идей, знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества. Она определяет спектр значимых научных проблем и возможные способы их решения, игнорируя не согласующиеся с ней факты и теории. В рамках нормальной науки прогресс осуществляется посредством кумулятивного накопления знаний, теоретического и экспериментального усовершенствования исходных программных установок. Вместе с тем в границах принятой парадигмы ученые сталкиваются с рядом «аномальных» фактов, которые после многочисленных неудачных попыток объяснить их принятым способом порождают научные кризисы. К.Поппер, в отличие от Т.Куна, полагал, что нормальная наука приводит к стагнации развития и является опасным явлением, она очень мало ориентирована на крупные открытия. К.Поппер утверждал, что Т.Кун вообще преувеличил разницу между нормальной наукой и научной революцией. В этом с К.Поппером согласен и С. Тулмин, хотя, в отличие от К.Поппера, он считал, что нормальная наука не представляет большого зла, а научные революции встречаются в науке не так уж редко. Некоторые исследователи (Дж. Уоткинс) убеждены, что периода нормальной науки не существует.

3. Экстраординарная (внепарадигмальная, научная революция). По Куну научная революция во многом воспроизводит допарадигмальное состояние науки, т.к. наряду со старой парадигмой здесь активно развивается множество альтернативных гипотез, дающих различную интерпретацию научным аномалиям. Впоследствии из конкурирующих теорий выбирается та, которая, по мнению сообщества ученых, предлагает наиболее удачный вариант решения проблемы. В этом процессе помимо чисто познавательных преимуществ принимаемой теории действуют также психологические, политические, культурные факторы. После этого начинается новый этап нормальной науки. Этапы созидания новой парадигмы: стратегическая идея - фундаментальная теория - парадигмальный комплекс. Необходимость революции сначала осознают немногие ученые, наделенные особой интуицией. Из них выдвигается новатор, предлагающий новую стратегическую идею. Около новой теории формируются родственные концепции, и парадигма становится системой. Процесс принятия новой парадигмы предполагает переключение мышления на принципиально иную систему мировидения, что является мучительным психологическим процессом. Самую большую критику в концепции научных революций Куна вызвал некоторый иррационализм в объяснении смены парадигм. В отличие от Куна, который делал упор на скачке в открытии, на психологическом моменте и ценностном принятии нового сообществом ученых, Лакатос полагал, что развитие науки поддается рациональной реконструкции и тесно связано именно с логикой.

4. Нормальная. После этого начинается новый этап нормальной науки с четкой программой деятельности и селекцией альтернативных и аномальных фактов и гипотез.

Вопрос 51 Структура научного сообщества (этические нормы – см. в учебнике)

 

Наука является не только системой знаний, не только определенной формой деятельности, но выступает и как социальный институт сообщество занятых научной деятельностью людей, организованных в систему научных учреждений. Наука как социальный институт предполагает структурность, иерархию, властное регулирование и регламент.

Предпосылками социальной организации науки можно считать античные кружки пифагорейцев, Ликей Аристотеля, Академию Платона. Пифагор со своими учениками создали прообраз научного сообщества. Дома, где они собирались, назывались мусейонами (Музы считались покровительницами искусства, науки, творчества вообще). Кроме чисто религиозных целей, они выполняли исследовательскую и образовательную функции. Предтечей современных форм организации науки стала и Александрийская школа (III в. до н.э. – II в. н.э.), где была обширная библиотека, научное оборудование, общежитие для ученых. Некоторые предпосылки институциональных форм науки можно увидеть в средневековых университетах, готовивших ученых-профессионалов.

Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII в. и было связано с необходимостью разработки теоретического знания для нужд развивающегося капиталистического производства. Тогда в Европе появились первые академии: 1603 г. – Академия Линчеи (Италия), 1660 г. – Лондонское королевское общество, 1664 г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинское научное общество, 1725 г. – Петербургская академия в России, 1929 г. – Белорусская академия наук. Развитию научной коммуникации способствовало появление печатных научных журналов. Большую роль в это время играла переписка ученых.

На рубеже XIX-ХХ вв. возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приблизило научную деятельность к индустриальному труду. В начале ХХ в. формируются научные школы и в рамках отраслевых НИИ.

Можно выделить следующие формы организации современной науки:

1.Организации, ориентированные на проведение фундаментальных исследований (т.е. исследований, ориентированных на получение знания в форме наиболее общих представлений и законов или на теоретическое обоснование оптимального прикладного решения крупной научной проблемы). Прежде всего, речь здесь идет об академической науке. Основная цель НИИ в системе академий наук состоит в создании теоретического базиса развития науки. Фундаментальные исследования финансируются главных образом за счет бюджетных средств, что создает большие трудности в развитии фундаментальной науки в странах второго и третьего мира. В нашем государстве реализуется стратегия «точечного» финансирования фундаментальных исследований в тех направлениях науки, где имеются научные школы мирового уровня, а также по наиболее перспективным и актуальным для нашей страны проблемам.

2.Организации, проводящие фундаментально-прикладные исследования. Чаще всего, это вузовские научные лаборатории. Важными задачами этого типа научных организаций являются реализация новых идей в практике преподавания и «рекрутирование» наиболее одаренных студентов для пополнения рядов научного сообщества.

3.Организации, осуществляющие прикладные исследования (т.е. исследования, ориентированные на получение знания, используемого непосредственно для решения практических задач). Прежде всего, эту функцию выполняют отраслевые НИИ. Их работники сосредоточены на запросах производства, основная часть работ выполняется по хоздоговорам (хотя остается и государственное финансирование некоторых тем).

4. Все более распространенной формой организации современной науки являются промышленные лаборатории – объединения ученых на крупных предприятиях (МТЗ, МАЗ, «Атлант» и др.) или группах предприятий (например, лаборатория «Белита-Витэкс»). Их преимуществом является тот факт, что ученые здесь работают непосредственно в сфере материального производства, а потому лучше разбираются в нуждах предприятий. Их разработки носят прикладной характер.

5. В ХХ в. возникла и такая форма организации науки как научные городки (Силиконовая долина в США, Новосибирск, Томск в СССР, Чжунгуанцунь в Китае, Парк высоких технологий в Бресте). В них гораздо эффективнее осуществляется междисциплинарное взаимодействие, более продуктивно используется техническая и производственная база, создается особая социокультурная среда, способствующая творческой деятельности.

6. В связи с масштабностью, сложностью исследований в фундаментальной науке, необходимостью быстрого решения проблем в современном научном сообществе все чаще создаются международные научные организации и группы, которые проводят совместные исследования в различных точках планеты. К примеру, геном человека расшифровывался в рамках международной научной программы «Геном человека» с 1988 по 2000 гг. усилиями многих коллективов различных отраслей науки в десятках стран, где каждая группа имела свой участок работы. По масштабам финансирования это был самый крупный научный проект за все время существования биологии, сравнимый с космическими проектами. Бурное развитие геномных исследований стало возможным, прежде всего, благодаря международной интеграции и междисциплинарному синтезу науки.

Начальным элементом, «клеткой» научного сообщества выступает научный коллектив. Он является специфической формой организации деятельности по сравнению с другими видами трудовых коллективов. Во-первых, содержание труда здесь носит творческий характер. Во-вторых, имеет место изменчивость и гибкость в распределении тематики и видов деятельности. Успех такого коллектива связан как с работой каждого отдельного сотрудника, так и с совместными действиями. Поэтому важное значение в научном коллективе приобретает не только уровень профессионализма, кадровый вопрос, но и социально-психологические факторы, особенно творческая атмосфера и уровень сплоченности.

Научное сообщество – это совокупность взаимодействующих между собой индивидов и социальных групп, занятых производством научных знаний. Научное сообщество имеет стратификационную структуру.

Понятие «стратификация» характеризует соотносительное, неравное положение отдельного ученого или целой группы в научном сообществе. Основа и сущность стратификации в научном сообществе состоит в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Иерархия ученых строится по критериям способностей, образования, квалификации, авторитетности, разделения труда, престижа, властных полномочий, по уровню дохода.

Неравенство в научном сообществе в большей мере рассматривается в свете функционалистской, а не конфликтологической теории стратификации. Это означает, что научная иерархия оценивается как эффективная и справедливая система, которая позволяет дифференцировано оценить затраты разных людей на достижение статуса, продуктивно использовать квалификацию и творческие возможности ученого. Поддержание неравенства рассматривается как способ укрепления структуры научного сообщества и стимул для самосовершенствования. Однако и в научном мире существует проблема использования власти и привилегий некоторыми представителями научной элиты с целью сохранения своего положения в тех случаях, когда объективно ученый перестает соответствовать той роли, которую он прежде играл в научном сообществе.

Структура современного научного сообщества предполагает разделение труда. Одни ученые нацелены на генерирование идей, другие занимаются их уточнением и конкретизацией. Часть ученых сосредотачивает внимание на наиболее общих положениях теории, другие готовы заниматься ее прикладными аспектами. Современная научная деятельность соединяет в себе творческие усилия и рутинную работу. Поскольку в наши дни наука все более приобретает черты промышленного производства, то в ней появляется слой ученых, занимающихся достаточно рутинным трудом, т.е. происходит «пролетаризация» и социальная дифференциация научного сообщества.

Высшим эшелоном в сообществе ученых выступает научная элита. Она относится к ненаследственному типу элит, возникающему в результате сложной системы «селекции» (через участие в конференциях, публикации, защиту диссертаций, оформление патентов и т.д.). Можно выделить некоторые показатели принадлежности к научной элите: индекс цитирования, стихийное присуждение имени автора сделанному им открытию, научные звания (избрание действительным членом, членом-корреспондентом, почетным членом академий и др. научных учреждений), премии и медали за научную деятельность, включение биографических справок об ученом в справочники и энциклопедии, участие ученых в работе редакционных коллегий изданий с высоким научным статусом.

У представителей научной элиты, как правило, ярко выражены такие качества как интеллектуальная увлеченность, нестандартные подходы к решению проблем и переработке информации, интенсивная творческая активность, целеустремленность, подчинение своей жизни выполнению общественно важных гуманистических целей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Совпадет или нет | Высшая нервная деятельность




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.