Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тантра №100. Исполнение всех желаний, рождение сына






Янтра исполнения всех желаний

Перевод мантры:

Так же как нираджана - лишь предложение солнцу его собственного света; так же как аргхья с водой от лунного камня - возвращение того, что принадлежит луне; так же как тарпана океану - лишь угождение ему его собственными водами; так же, о Источник Знания, и этот гимн, написанный в Вашу честь, - составлен из слов, уже принадлежащих Вам.[97]

Садхана-прайога-видхи

Янтра вычерчивается на золотой пластине. Повторяйте эту мантру 1000 раз ежедневно в течение 16 (45) дней, сидя лицом на восток.

Арчана: рецитация " Лалитасахасранама стотры", предложение различных цветов.

Наиведьям: варёный рис, сладкая каша, фрукты, листья и орешки бетеля.



Пхалам: повсеместный успех, исполнение всех желаний, рождение сына.

Библиография

Pramoda Sagara (Tantra Visleshika). Adi Sankaracharya tantra - Gangapuri, 2002

Swami Tapasyananda. Saundaryalahari of Sri Sankaracarya - Mylapore, Madras, 1987

V.K. Subramanian. Saundaryalahari of Sankaracarya -Delhi, 2001 (repr.).

Dr.M.L.Vasanthakumari. Saundaryalahari. - Gandhinagar, 1998

Pt. Rajesh Dixit. Savara tantra shastra - Agara-3, 2000

Acharya Vijaya Ananda Lohat. Mantra-Yantra-Tantra - Agara-3, 2000

Sir John Woodroffe (Arthur Avalon). Serpent power.

B.A. Кочергина. Санскритско-русский словарь - М., 1996

Э. Темкин, В. Эрман. Мифы древней Индии. - Москва, 2000


[1] Сиддхи - сверхъестественные (магические) силы, являющиеся плодом тапаса (подвижничества) йоги или милости Богини Матери. Основными являются 8, так называемых способностей - это анима (возможность уменьшать своё тело до размеров атома), махима (увеличение тела до размеров планет и более), лагхима (способность к невесомости и левитации), прапти (реализация любых желаний), пракамйа (непоколебимая воля), шцита (безграничное величие), ващита (безграничная власть) и кхйати (слава). Всего в индуистских тантрах описываются 84 сиддхи.

[2] Хара - Разрушитель, эпитет Шивы. Тот, кто уничтожает все несчастья, а в период растворения (пралайи) втягивает мир внутрь Себя.

[3] Muraripu - Вишну в воплощение кабана (Varaha). Своим клыком он спас мир, подцепив и приподняв его из вод вселенского потопа. В данном случае - символ божественной любви Богини Матери, спасающей души преданных Ей из Океана Страданий (Сансары).

[4] тамбула - листья бетеля (Piper betel) и орешки арековой пальмы (в прос тонародье - " листья и орешки бетеля"). Одно из подношений (упачар) во время пуджи (ритуального поклонения). В тантре символизируют манас (разум) и аджна-чакру.

[5] Саммохана - сбивающая с толку (смущающая), также название одной из стрел Камадевы (бога любви).

[6] Хари - букв. Желтый, эпитет Вишну

[7] Разрушитель-трёх-городов (Puramathita) - эпитет Рудры (Шивы), разрушившего одной стрелой (методом йогического различения) три града асуров, построенных зодчим Майей из железа, серебра и золота и олицетворяющих: анаву (невежество), карму (причинно-следственный закон) и майю (иллюзию). Пураны так повествуют об этом: " основанием у этой стрелы был Агни, Сома был наконечником, Вишну - острым краем, Варуна - её оперением; стали ОМ-кара - луком, Савитри - его тетивой, четыре Веды - лошадьми, а все боги - колесницей Махешвары".

[8] Смара - Ананга (букв. Бестелесный), бог любви, чьё тело испепелил разгневанный Шива за то, что тот посмел на мгновение смутить Его сознание, вызвав страстное желание к Парвати.

[9] Манматха - букв. Смущающий-душу, эпитет Камадевы, бога любви.

[10] совр. " Pan Parag" - одна из самых распространенных сегодня в Индии масал (смесей), основу которой составляет орех бетеля. Используется как тонизирующее и освежающее полость рта средство.

[11] Вибхути - букв, " изобилие, могущество, величие, сила". Священный пепел просеянной золы, оставшейся после ритуала огненного жертвоприношения (яджны, агнихотры, хаваны), либо полученный путём сжигания (согласно " Бхасма-Джабала-Упанишаде") высушенного коровьего навоза, завёрнутого в лист палаша (ложного тика), с добавлением молока, мёда, гхи, ароматических веществ и последующим освящением его в ритуале пуджи. Один из самых священных атрибутов служения Господу Шиве.

[12] Парамашива, или Парашива (Высший Шива), - Высшая Реальность, Атман. То, что находится за пределами разума, мысли, чувств и эмоций, за пределами времени, формы и пространства. Осознать, что вы и есть Парамашива — высшая цель жизни.

[13] Чинтамани - волшебный драгоценный камень, исполняющий желания.

[14] Дипа - " светильник, лампада". Один из атрибутов, упачар во время пуджи, символизирующий огненную стихию и манипура-чакру.

[15] Чакры - энергетические центры, расположенные в эфирном теле человека вдоль позвоночного столба. Их активность и взаимодействие напрямую связаны с духовным развитием человека. Согласно общепринятой традиции, последовательность чакр следующая: муладхара, свадхистхана, манипура, анахата, вишудха и аджна.

[16] Каждой чакре соответствует определённый тонкий элемент (бхута), соответственно (см. 15): притхиви (земля), апас (вода), теджас (огонь), вайу (воздух), акаша (эфир) и манас (разум).

[17] В тексте букв, " идёте Путём Кулы" (kulapatha). Здесь Шанкара описывает мистический опыт восхождения Кундалини (духовной энергии) в сахасрара-чакру (тысячелепестковый лотос, энергетический центр, рас положенный над макушкой головы) или брахмарандхру (" щель Брахмы"), где она встречается с Чистым Сознанием (Шивой). Пробуждение, подъём и слияние Кундалини в сахасрара-чакре со Своим Возлюбленным - есть цель всех тантрических практик, выводящая адепта за пределы сансары, т.е. временного иллюзорного мира.

[18] Нади - букв, " жилы, вены", невидимые каналы, по которым циркулирует энергия (прана-шакти). Согласно " Бхуташуддха-тантре", тонкое тело человека пронизано 72 тысячами нади.

[19] Кундалини, символизирующая Богиню Трипурасундари (Прекрасную-в-трёх-мирах).

[20] Кулакунда - основание сушумны, треугольник Йони в муладхара-чакре, в центре которого расположен Сваямбху Лингам и вокруг которого, обернувшись в три с половиной раза, покоится спящая Кундалини, погрузившись в щель (kuhara) Сравните, - " Волшебница этого мира, стройная, как стебель лотоса, яркая, как вспышка молнии, спит, мягко дыша, в лепестках муладхара-лотоса; три с половиной раза обвивая Шиву" (" Сатчакра-нирупана").

[21] здесь описывается построение Шри-янтры - самой важной и сложной из тантрических янтр, символизирующих процесс непрерывного творения, нисхождения духа в материю. Эти строки Шанкары послужили основой для многочисленных работ по исследованию феномена этой мистической диаграммы, среди которых комментарии Бхаскарарайя, А. Шастри, М. П. Пандита и А. Авалона, к которым мы и адресуем читателя для тщательного изучения этой янтры. Существует несколько вариантов перевода данного стиха с санскрита: здесь мы следовали переводу V.K. Subramanian, который, на наш взгляд, с одной стороны, - не является сухим дословным переводом, с другой, - не теряет своей точности из-за сверх поэтичности изложения. " Четыре колеса благоприятствования" - четыре треугольника, обращенные вершинами вверх, символизируют Шиву; " пять колёс силы" - пять треугольников, обращенные вершинами вниз, обозначают Шакти. Эти, в общей сложности, девять треугольников, именуемые Навайони-чакрой, символизируют мулапракрити или Йони Мира.

[22] букв, " слияния с Живущим-в-горах", Шивой.

[23] Любовь к Божественной Матери и восхищение Её красотой ценятся несравнимо выше, чем суровая аскеза и отречение (тапасья).

[24] Т.е. трансцендентны и находятся за пределами досягаемости шести низших чакр (первоэлементы которых перечисляются в этом стихе), а именно, - в сахасрара-лотосе.

[25] Лучи (mayukha) здесь символизируют также 360 дней лунного календаря, а пять первоэлементов и манас (разум) - 6 сезонов (весна, лето, пери од дождей, осень, зима, период холодов): 56 дней - весна, 52 дня - лето и т.д.

[26] ануграха-мудра - мудра, дарующая благословение.

[27] абхайя-мудра - " Преданные Мне, не бойтесь! Я защищу всех вас! " - таков её смысл.

[28] Священные Писания.

[29] Здесь в символической форме описывается таинство мысленной майтхуны (сексуального единения) с Богиней Трипурасундари (Богиней Трилоки " с солнцем и луной словно грудями"), которая выступает и как обычная женщина, и как Изначальна Сила. Половина буквы " ha" ((Г) и Манматхакала (букв, " любовная часть") символизируют Йони.

[30] Трилока - три мира, задуманные как женщина и символизирующие Богиню Трипурасундари.

[31] Гаруда - царь птица, вахана (средство передвижения) Вишну. В позднем тантризме олицетворяет божественное начало в человеке.

[32] Союз Шивы-Шакти, известный как садакхья.

[33] Единство с божеством, несущее блаженство и известное как сайуджйя- падам.

[34] Здесь перечислены пять божественных энергий, которыми повелевает Богиня Мать: сришти (творение), стхити (сохранение), самхара (разрушение), тиробхава (сокрытие) и ануграха (благословение). В шиваизме эта функция принадлежит различным манифестациям Парашивы, отраженным в иконографии как пятиликий Шива: Брахма, Вишну, Рудра, Махешвара и Садашива соответственно.

[35] Брахма, Вишну и Шива.

[36] Триада Брахма, Вишну и Шива олицетворяет три гунны (качества первичной природы): раджас, саттву и тамас.

[37] Виринчи - Брахма.

[38] Яма - бог смерти.

[39] Кубера - бог богатства.

[40] Индра - владыка небес, предводитель богов в ведический период.

[41] Сати - супруга Шивы, взошедшая, из верности своему возлюбленному, на жертвенный огонь своего отца Дакши.

[42] Махасамхара - время полного распада, уничтожения, " конец света".

[43] Иштадевата - " избранное Излюбленное Божество". Божество в Своём Личностном аспекте, являющееся объектом особенного любовного внимания данного человека.

[44] Прадакшина - ритуальный обход вокруг алтаря, храма или иного священного места (или почитаемого объекта).

[45] Атмаджняна - познание Атмы (себя).

[46] Шамбху - Благотворец, эпитет Шивы.

[47] В Индии существует древнее поверье, что продолжительность жизни мужа зависит от целомудрия его жены. Замужние женщины носят золотые серьги в ушах как символ их супружеской верности, потеря или утрата которых (по какой-либо причине) грозит смертью их супругу. В данном случае вечное целомудрие Божественной Матери, всегда нося щей ушные украшения, обеспечивает бессмертие Её Богу. Поэтому и сказано, что Сила эта - в Её ушных украшениях.

[48] Трёхокий - эпитет Шивы.

[49] Четыре устремления или четыре ценности (чатурартха), определяющие смысл человеческого существования: дхарма - праведная (религиозная) жизнь, артха - материальное благополучие, кама - любовь, сексуальное удовольствие и мокша - окончательное освобождение.

[50] В этой строфе раскрывается секрет Великой Панчадаши (15-слоговой) Мантры Шри-Видьи или Богини Трипурасундари (Оm Нrim Kaeila Hrim Hasakahala Hrim Sakala). Первая группа букв (Vagbhavakuta) символизирует Шиву, Шакти, Каму и Кшити; вторая группа (Kamarajakuta) - Рави (Солнце), Щитакирана (Луну), Смара (Камадеву), Хамса (Брахму) и Щакра (Индру); третья (Шактикута) указывает на Пара, Мара и Хари.

[51] " Klim" - биджа-мантра Камараджи, символизирующая радость, блаженство и удовольствие; " hrim" - биджа-мантра Бхуванешвари, богини, олицетворяющей собой женскую энергию, и " srim" - биджа-мантра богини Лакшми, символизирующая изобилие и процветание.

[52] Под " принесением в жертву потоков очищенного (топленого) масла в Огонь Шивы" подразумевается подношение (буквально) " молока любви" (камадхена-гхи) Йони Матери или Шакти, установленной (существующей) как трикона (треугольник) в анахата-чакре.

[53] Парашамбхо - Высший Благотворец или В-высшей-степени-сердобольный, эпитет Шивы. В форме Итара Лингама (букв, " противоположного", имеется в виду Сваямбху Лингам муладхара-чакры), " ослепительного как миллионы солнц и лун", пребывает в аджна-чакре, обители манаса.

[54] Чакора - птица семейства греческой куропатки, питающаяся, по преданию, лучами луны.

[55] Шива-Шакти.

[56] Согласно древнеиндийской мифологии, лебеди способны отделять смешанные молоко и воду и пить исключительно молоко. Различение добра и зла, истины и лжи поэты, и философы часто сравнивают с возможностью этих прекрасных птиц.

[57] Самварта - букв, " конец света".

[58] Общепринято считать свадхистхана-чакру местом пребывания элемента воды, а элементом огня - манипура-чакру. Как уже говорилось выше (15, 16), у Шанкары в " Саундарья Лахари" эти чакры несут прямо противоположные качества.

[59] Или свадхистхана-чакре (по общепринятой традиции).

[60] Наватман - букв, " девятисложная природа, сущность". Махабхаирава (Шива), нашедший выражение в " боевом строю" Своих 9 манифестаций (vyuha): kaala (время), kula (цвет), пата (имя), jnana (знание), сittа (сознание), nada (звук), bindu (здесь - шесть чакр), kalaa (50 букв санс критского алфавита) u jiva (индивидуальная душа), в которых в равной степени присутствует и Его Шакти (Махабхаирави).

[61] Раса - чувство, эмоциональная окраска, настроение, аффект, поэтическое переживание в различных видах искусств. Понятие введено Бхаратой в IV в. и совершенствовалось Абхинавагуптой (XI в.). Принято различать 9 (10) раса: sringara (любовь), vira (героизм, мужество), bibhatsa (отвращение), raudra (ярость, гнев), bhayanaka (страх, ужас), каrипа (жалость, сострадание, печаль), adbhuta (удивление, изумление), santa (покой) и vatsalya (родительская любовь). Абхинавагупта подразделил все раса на три категории (maharaga): саттвика, раджасика и тамасика.

[62] Махатандава - " Великий Танец" Шивы (Махабхаиравы), в котором Он выражает девять раса (см. прим. 61). В Шиваагамах говорится о семи тандавах Шивы: Kalika-t. (Танец созидания); Gauri-t. и Sandhya-t. (Танцы защиты и сохранения); Samhara-t. (Танец разрушения); Tripura-t. (Танец очищения или помрачения сознания); Urdhva-t. (Танец Благословения) и Ananda-t (Танец всех пяти энергий Шивы).

[63] Самайа - Махабхаирави, супруга Шивы (Махабхаиравы).

[64] Ласья - страстный " танец любви", исполняемый женщиной и олицетворяющий женскую привлекательность, достоинство и благородство.

[65] Нандана - букв, " радость, благо", небесный райский сад Индры.

[66] Smaradahana - Уничтоживший Смару (Каму), эпитет Шивы.

[67] Падди - не обрушенные рисовые зёрна, рис-сырец.

[68] В этой янтре каждый из девяти маленьких квадратов соответствует определённому небесному телу (сверху, слева направо): bu - Будха (Меркурий), su - Шукра (Венера), са - Чандра (Луна), gu - Гуру (Юпи тер), га - Равви (Солнце), ku - Куджа (Марс), га - Раху, sa - Шани (Са турн), ке - Кету.

[69] Игра слов: эпитеты, используемые в описании неземной красоты глаз Богини Матери, являются названиям известных городов. Так, например, Вищала - название города, совр. Удджаини; Айодхья - один из семи самых священных городов Индии, столица царства Солнечной династии, место рождения Рамы; Аванти - столица одноимённой древней страны и т.д.

[70] Бинду - букв, " капля, точка". В философском, эзотерическом смысле - незримый первопринцип, само порождающееся зерно Бытия и сознания, " изначальная энергия" в неразвёрнутом состоянии, напоминающая гонаду зародыша. Символически изображается в виде простой точки, как правило, красного цвета. Один из знаков принадлежности к индуизму, который наносят между бровями или посередине лба кумкумом, сандаловой пастой, косметической краской или, как в данном случае, порошком турмерика (куркумы).

[71] Pashupati - Владыка Существ, эпитет Шивы.

[72] Праматха - Разрушающий Страдания, эпитет Шивы.

[73] Нирмалйя (Лишённый Высокомерия, Простой) и Разрушитель Трипуры - эпитеты Шивы.

[74] Чанди - Неистовая, эпитет богини Дурги, супруги Шивы.

[75] Кумара - букв, " ребёнок, царевич", эпитет Сканды. Младший сын Шивы и Парвати, бог войны.

[76] Издревле в Индии свёрток бетеля (умащённый погашенной известью лист бетеля, в который завёрнуты орешки арековой пальмы, камфара, различные специи, а также мёд и сладости) считался несущим блага и устраняющим препятствия на пути. Поэтому подношение свёртка бетеля при встрече или проводах в дальнюю дорогу - знак доброго расположения, сулящий успех и удачу.

[77] Шиваапачара - провинность перед Шивой.

[78] Якши - полубожественные существа (духи), родившиеся из стоп Брахмы. Якшасы (мужского пола) и Якшини (женского пола) обычно благожелательны к людям, последние, неизменно прекрасные и милые - непременные персонажи эротических сцен индийской храмовой скульптуры.

[79] Винаяка - Устранитель Препятствий, эпитет Ганеши, старшего сына Шивы и Парвати. Кумара (см. прим. 75).

[80] Гаджасура - демон в обличий слона, которого убил Господь Вишванатха (Шива) и из шкуры которого сделал Себе одеяние.

[81] Белый цвет символизирует славу, а красный - доблесть Господа Шивы.

[82] Dravidashishur - " Дитя дравидов". Рождённый в Керале, Шанкарачарья именует себя " ребёнком дравидийского региона", пьющим молоко поэзии из груди Божественной Матери.

[83] Калинди - р. Ямуна.

[84] Кунда - букв, " горшок, кувшин", жертвенник особой формы для проведения агнихотры, хомы (огненного жертвоприношения); место жертвоприношения вообще.

[85] Averrhoa Acida - плодоносящее дерево (лиана).

[86] Айравата - небесный слон, вахана Индры.

[87] Упанишады - философские тексты (комментатором многих из которых был Шанкара), описывающие главным образом безличный аспект Абсолютной Истины (Брахман).

[88] Существует поверье, что деревья канкели (ашоки) зацветают, когда к ним прикасаются стопы молоденьких женщин. Шива, Божественный Любовник, настолько ревностно относится к своей возлюбленной, что не может вынести, видя, как стопы Богини прикасаются к деревьям в Её саду.

[89] V.K. Subramanian переводит как " любовная игра", в процессе которой Шива якобы претворяется, что любит другую, называя при этом её имя.

[90] " Черепашья спина" - обычное сравнение красивого подъёма стопы.

[91] Согласно ведической традиции, непременная часть свадебной церемонии, в которой супруг предлагает невесте пройтись по битому камню.

[92] " Шесть органов чувств" - пять органов восприятия (джнянендрии): слух, осязание, зрение, вкус, обоняние и манас - инстинктивный ум (разум).

[93] Мокша - " освобождение; спасение". Иначе - мукти, кайвалья или нирвана. Освобождение от цикла перевоплощений, сансары, круговорота рождений и смертей за счёт реализации истинного " Я", Парашивы.

[94] Поэт представляет убывание луны как использование Богиней её благо ухающих вод в качестве Своих ежедневных ванн; и увеличение луны, - как пополнение этих вод Создателем (Брахмой).

[95] Агамы - букв. " Изошедшие [от Бога]". Богооткровенные тантрические писания, собственно Тантры.

[96] Turiya - четвертая, т.е. трансцендентная, сила, источник предыдущих трёх.

[97] Нираджана, аргхья, тарпана - различного рода ведические ритуалы еже дневного поклонения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.