Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Роли в браке и семье






1. Муж/отец

Муж и отец выполняет несколько важных функций. Он священник, добытчик и защитник семьи; родитель, возлюбленный и друг.

а. Роль священника. Главное предназначение мужа ясно видно из слов Бога об Аврааме, отце всех верных: «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт. 18: 19). Муж/отец — это священник семьи, задача которого вести всех членов семьи по пути духовного возрастания и преданности Богу. Божественное повеление Израилю обучать детей заповедям (Втор. 6: 7–9) обращено к обоим родителям, но руководство в такой деятельности преимущественно принадлежит мужу/отцу. Это видно на примерах Ноя (Быт. 8: 18–20), Авраама (Быт. 12: 7; 13: 4, 5) и Иакова (Быт. 35: 2–7). Во время первого празднования Пасхи мужчины должны были принести в жертву агнца и окропить его кровью косяки дверей своих домов (Исх. 12: 3–7).

В практическом смысле утренние и вечерние молитвы предоставляют отцу прекрасную возможность для выполнения этого важного предназначения. От него не требуется самостоятельно проводить все части семейного богослужения, но он несет главную ответственность за поведение членов семьи и за их общее духовное благополучие.

б. Роль добытчика и кормильца. Писание также изображает отца главным добытчиком «хлеба насущного» для семьи. Повеление «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3: 19) было дано Адаму, а не Еве и возлагает главную ответственность за пропитание на мужа. Павел кратко резюмирует этот долг мужа: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Хотя обстоятельства вынуждают многих женщин добывать «хлеб насущный», а другие предпочитают по доброй воле участвовать в экономической деятельности, все же Библия указывает на мужчину как на того, кто призван обеспечивать материальное благополучие семьи.

в. Роль защитника. Физическая защита своей спутницы и потомства у многих видов в животном царстве указывает на третье предназначение мужа/отца — быть защитником своей семьи. Муж–христианин не только соглашается с этой ролью, но также гордится тем, что защищает и оберегает свою жену и детей. Тщательные меры предосторожности, предпринятые Иаковом для защиты своей семьи от гнева Исава (Быт. 32: 22–24), и его слова, обращенные к брату, показывают, как нужно исполнять роль защитника: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный: если погнать его один день, то помрет весь скот; пусть господин мой пойдет впереди раба своего, а я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною, и как пойдут дети» (33: 13, 14).

Невеста в Книге Песни Песней Соломона может спокойно отдыхать, сидя в тени своей «яблони», и вкушать ее плоды, что указывает на защиту и заботу о ней жениха (Песн. П. 2: 3). Слова Павла: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25) призывают к безусловной верности в этом вопросе.

г. Роль родителя. Хотя воспитание ребенка возлагается в основном на мать, участие отца в этом процессе также подчеркивается в Писании. Отцовские обязанности включают в себя нечто большее, чем только защиту и восполнение материальных нужд, это явствует из наставления Павла отцам воспитывать своих детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6: 4).

Сыновья особо нуждаются в любви и опеке отца. Когда матери в одиночку бьются над воспитанием сыновей, у последних может развиться агрессивное поведение, вследствие чего они становятся на преступную стезю. Семьдесят процентов малолетних, находящихся за решеткой, провели часть своей жизни без отца. Э. Коуз объясняет, что дети, воспитанные без отцов, чаще уходят из школы, а также страдают от эмоциональных и поведенческих проблем (17, с. 54–56). Безотцовщина — это «самая острая социальная проблема в нашем поколении» (6, с. 61).

Точно так же отсутствие отцовского внимания к дочерям легко выливается в целый ряд неадекватных внутренних установок в последующей жизни, таких как враждебность к мужчинам, боязнь мужчин и чрезмерная жажда мужского внимания.

д. Роль возлюбленного и друга. Библия уделяет большое внимание роли мужа как возлюбленного и друга. В Ветхом Завете много говорится о любви мужа к своей жене. Исаак «возлюбил» Ревекку и утешался ее обществом (Быт. 24: 67). Позднее, после того как Исаак сказал царю филистимлян, что Ревекка — это его сестра, Авимелех увидел, как Исаак «играет с Ревеккою, женою своею» (Быт. 26: 8). Елкана спросил у Анны: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей?» — имея в виду их отношения, которые давали его жене поддержку и любовь (1 Цар. 1: 8).

Девушка в Книге Песни песней Соломона восторгается своим возлюбленным. Используя уместную в то время аллегорию, она называет его «молодым оленем» (2: 9), «белым и румяным», и «голова его — чистое золото» (5: 10, 11); она сравнивает его с величественным Ливаном (ст. 15). Она рассказывает о том, как он любит ее (8: 3). «Вот кто возлюбленный мой, — говорит она, — и вот кто друг мой» (5: 16).

Наконец, Бог указывает на роль возлюбленного и друга, описывая Свои отношения с Израилем. В истории, (524) переданной через пророка Иезекииля, Бог утверждает, что Он вступил со Своим народом в супружеский союз, и он стал принадлежать Ему (Иез. 16: 8). Он дал дщери Израилевой одежду, чтобы покрыть наготу ее, украшения и пропитание (ст. 10–19); у них были сыновья и дочери (ст. 20). Когда она начинает вести себя как блудница, Он возвращает ее, обещая помнить Свой завет с ней (ст. 60, 62). Взаимоотношения пророка Осии с Гомерью символически изображают отношения Бога с Израилем — отношения возлюбленного, стремящегося своими ухаживаниями и заботой вернуть свою возлюбленную (см. Ос. 3: 2).

2. Жена/мать

Важность роли мужа/отца в семейном благополучии уравновешивается описанием возвышенной роли жены и матери в Писании. Дом должен иметь главу, но ему также необходимо сердце. Нигде эта позиция не описывается более наглядно, чем в Притчах Соломона. «Добродетельная жена — венец для мужа своего» (12: 4). «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (18: 22). «Разумная жена — от Господа» (19: 14). «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов» (31: 10); «Жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (ст. 30).

а. Роль роженицы и кормилицы. Подобно тому, как Бог усложнил жизнь мужу/отцу в результате его беззакония (Быт. 3: 17), так и женскую долю Бог сделал горше, отреагировав на ее ошибку: «В болезни будешь рождать детей» (ст. 16). Деторождение, которое Творец от начала уготовал женщине, теперь становилось трудным и мучительным процессом. Деторождение приводит к возникновению уз, идущих детям на пользу. Плоды терпеливого воспитания с любовью видны в многочисленных библейских примерах; среди них можно выделить воспитание Самуила Анной (1 Цар. 1: 21–28; 2: 19, 20), обучение Моисея Иохаведой (Исх. 2: 1–10) и роль Марии в жизни отрока Иисуса (Лк. 2: 40, 51, 52).

б. Роль устроительницы домашнего очага. Описание царем Лемуилом действий добродетельной жены/матери дает понять, что она в самом деле руководит всеми домашними делами. Особо подчеркивается ее внимание к приготовлению пищи: «Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем» (Притч. 31: 15); к планированию: она встает рано, чтобы раздать «урочное служанкам своим» (ст. 15); капиталовложениям: «Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник» (ст. 16). «Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским» (ст. 24); она также уделяет внимание домашней одежде: «Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено» (ст. 19); красоте дома: «Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее» (ст. 22); домашнему уюту: «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды» (ст. 21). Она находит время для укрепления семейных нравов: «Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее» (ст. 26); общему надзору за домом: «Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» (ст. 27).

Большинству современных семей трудно в точности воспроизводить библейский образец, описанный в Притч. 31. Благодаря техническому прогрессу, индустриальное общество не только в корне изменило процессы домоводства; радикальный материализм также сильно обесценил роль семьи в обществе. Вместе с тем женщина–христианка, не имеющая нужды, времени или даже желания «прясть или насаждать виноградники», призвана являть дух этой библейской модели в современном обществе.

в. Роль партнера. В браке женщина является полноценным партнером. Она разделяет со своим мужем нежность доверительных отношений, радость дружбы, а также ответственность за воспитание детей и содержание дома. Жена участвует в принятии решений и, если нужно, в восполнении материальных потребностей семьи.

Помощь в управлении и устроении дома хорошо описывается в Притч. 31: 10–31. Представленная там добродетельная жена надзирает над домом, следит за тем, чтобы потребности каждого вовремя удовлетворялись, и зарабатывает деньги, насаждая виноградники и продавая свои изделия купцам. Неполные семьи без отцов особо нуждаются в такой идеальной женщине, хотя трудно в точности воспроизвести этот библейский идеал.

Что касается супружеской близости, жена также выступает в роли возлюбленной и подруги. В Притч. 5: 18, 19 жена юности названа отрадой, с которой мужчину должны связывать радостные узы любви и взаимной привязанности. Хотя нам сегодня не всегда легко понять намеки, содержащиеся в Книге Песни Песней Соломона, женщина неоднократно охарактеризована там как источник радости и удовлетворения. Она приводит сердце в восторг (Песн. П. 4: 9), и ее любовь приятна (ст. 10). Он умоляет ее: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою» и утверждает, что «большие воды не могут потушить любви» (Песн. П. 8: 6, 7). Вместе муж и жена являются влюбленной парой.

Дети

Роль детей в семье также оговаривается в Библии. Они не просто зависимые от родителей существа, но и младшие члены в том социуме, в котором они рождаются или принимаются. Их зависимость понятна. Божье Слово требует: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф. 6: 1). Однако не всегда ясна их роль как помощников. Опыт Самуила в качестве юного помощника Илия (1 Цар. 3) и роль сыновей, которых вдова отправила собирать сосуды для хранения масла (4 Цар. 4: 1–7) — это лишь два библейских напоминания об этом факте.

Дети могут также многому научить. О Енохе сказано, что он ходил с Богом «по рождении Мафусала» (Быт. 5: 21, 22). Хотя из этих слов не вытекает, что Енох был нечестивцем до рождения сына, «с появлением сына, украсившего его дом, он на личном опыте познал глубину отцовской любви и доверие беспомощного младенца. Как никогда прежде, его влекло к Богу, его небесному Отцу, и в конце концов он стал достоин переселения на небо» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 246). (525)

Каждая из этих ролей в семье подвергается серьезной угрозе в современном обществе, если не полностью видоизменяется. Однако Церковь смело заявляет о своей приверженности библейским принципам, указывающим на роль каждого из членов семьи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.