Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Покаяние и обращение






а. Термины, обозначающие покаяние. Покаяние — это еще одно слово, указывающее на изменение. Оно образуется от целого ряда еврейских и греческих терминов. Одним из них является глагол нахам, который обычно указывает на то, что Бог меняет Свое отношение к людям (Быт. 6: 6; Исх. 32: 14). Это зависит прежде всего от готовности людей покаяться (Иер. 18: 8). Если это происходит, то Бог сменяет гнев на милость (Иоил. 2: 13). Если же нет, то Он пересматривает те добрые намерения, которые имел относительно них (Иер. 18: 10). Слово нахам выражает печаль или сожаление по поводу того, что сотворенные Богом люди обратились ко злу (Быт. 6: 6). (Оно может также выражать сожаление человека о неверном поступке, см. Суд. 21: 6, 15; Иер. 31: 19). Еще один фактор, влияющий на изменение намерений Бога, — это заступничество за Его народ. В качестве примера можно привести эпизод, когда Моисей умолял Бога раскаяться в намерении наказать их (Исх. 32: 12) и вспомнить Свой завет и обещание размножить их и дать им землю (ст. 13). В ответ на эту мольбу гнев Бога утих (ст. 14).

Другим еврейским термином является глагол шуб, с помощью которого Бог просит Свой неверный народ отвратиться от греха (3 Цар. 8: 35; Неем. 9: 35; Ис. 59: 20; Иез. 3: 19) и вернуться к Нему, вспомнив завет с Ним (Втор. 4: 30; Неем. 1: 9; Иер. 3: 14; 4: 1). Иногда шуб и нахам становятся синонимами (Исх. 32: 12, где они переводятся соответственно как «обрати» и «отмени»).

В греческом языке Нового Завета главное слово, которым выражается покаяние, — это глагол метаноео или существительное метаноиа, которое указывает на переосмысление, приводящее к переоценке и производящее «достойный плод» (Мф. 3: 8). Глагол метамеломай, равно как и еврейский глагол нахам, выражает сожаление или печаль о грехе (Мф. 21: 29, 32), но может также означать перемену решения (2 Кор. 7: 8). С понятием покаяния тесно связаны такие греческие слова, как глагол эпистрефо, «повернуться», «вернуться» (Лк. 1: 16, 17; Деян. 11: 21) или «обратиться» (Лк. 22: 32; Деян. 3: 19; Иак. 5: 20) и существительное эпистрофе, «обращение» (Деян. 15: 3).

б. Значение покаяния. Идея покаяния, занимавшая такое важное место у пророков, предсказывавших суды (Ос. 6: 1; Иоил. 2: 1–14), была основной в вести Иоанна Крестителя (Мф. 3: 2; Мк. 1: 4) и важной частью учения Иисуса (Мк. 1: 14, 15). К нему призывал Петр (Деян. 2: 38; 3: 19), о нем упоминал Павел (Деян. 26: 20; Рим. 2: 4), его требовал Иоанн, автор Откровения (стихи 5, 16, 21, 22; 3: 3, 19), и оно лежит в основе иудаизма и монотеизма. В Писании это понятие имеет фундаментальное значение для темы спасения. Покаяние включает в себя ряд важных составляющих.

Два фактора могут считаться предпосылками к покаянию. Во–первых, это признание себя грешником (Пс. 50: 5, 6) и, во–вторых, это скорбь сокрушенного сердца (Иоил. 2: 12, 13), ибо «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7: 10).

Чтобы покаяться, необходимо изменить образ мыслей. Грешник по–новому смотрит на свое состояние, (220) взаимоотношения, мотивы, ценности и грехи. О блудном сыне Иисус сказал: «Придя же в себя» (Лк. 15: 17), указывая на то, что он был как бы не в себе или не в своем уме. Грех предполагает неразумное поведение и безумие. Покаяться — значит признать свою неправоту. Однако нужно нечто большее, чем только перемена мыслей — типично греческий взгляд на покаяние. Еврейское понимание менее умозрительно и более практично, поскольку предполагает изменение направления, обращение и возвращение к источнику жизни и нравственное разумение. Так, придя в себя, блудный сын дал обет вернуться к своему отцу (ст. 18). Как и в данном случае, покаяние предполагает обращение от греха и возвращение к Богу (Деян. 9: 35; 11: 21; 15: 19; 26: 20; 2 Кор. 3: 16; 1 Фес. 1: 9; 1 Петр. 1: 25), а также праведность, которую Он одновременно требует и дает. Главная идея — это обращение, поворот. В Своей горестной мольбе Бог говорит: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33: 11; ср. 18: 30–32). Когда люди действительно возвращаются, то обнаруживают, что Бог «благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» (Иоил. 2: 12, 13).

Когда человек обращается от греха к Богу, он приносит то, что Библия называет «достойные плоды покаяния» (Лк. 3: 8). Под этим подразумевается сострадание, щедрость и вспомоществование, честность и порядочность, а также ненасилие или миролюбие (ст. 10–14; ср. Иез. 33: 14, 15).

Таким образом, покаяние включает в себя полное и решительное преобразование в жизни. Это не просто предпосылка к обращению, но и само обращение на глубочайшем уровне. Как таковое, оно ведет к спасению (2 Кор. 7: 10) и жизни (Деян. 11: 18).

в. Мотивы покаяния. Два основополагающих фактора побуждают человека покаяться. Первый — это реальность суда и проповедь о нем. Эта закономерность прослеживается в писаниях пророков, а также в вести Иоанна Крестителя (Лк. 3: 7–9), Иисуса (Лк. 13: 1–5), Павла (Рим. 2: 3, 5) и Иоанна, автора Откровения (Откр. 2: 16, 22). Предупреждения о суде носят скорее позитивный, нежели негативный характер, поскольку их цель — спасти людей от суда. Божественные предупреждения призваны спасать жизнь, а не губить.

Любовь и благость Бога являются глубочайшим, мотивирующим фактором. Павел говорит: «Или пренебрегаешь богатство благости… не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2: 4). Петр соглашается с этой мыслью, говоря о том, что Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3: 9). Когда мы читаем в Писании о том, как искренне и настойчиво Бог призывает грешников вернуться к Нему и обрести жизнь вместо смерти (Иез. 33: 11; Иоил. 2: 12), и понимаем, что эти призывы неразрывно связаны с Божьей благодатью, милостью и неизменной любовью (Иоил. 2: 13), нам становится понятно, что Божья любовь к грешникам есть главное основание для покаяния. Когда Писание драматически описывает радость на небе по поводу одного грешника кающегося (Лк. 15: 6, 9, 23, 24, 32), это убедительно доказывает, что Божья любовь ведет к покаянию. И когда блудный сын понимает, какое благо он оставил в отчем доме, — благо, которое теперь проявляется в том, что отец страстно желает его возвращения, становится очевидно, что Божья любовь — это причина, а человеческое покаяние — отклик.

Любовь Бога воздействует на сердце благодаря Его Духу, Который направляет грешника к кресту Христову (Рим. 5: 5–8). Иисус сказал, что когда Он вознесется, то всех привлечет к Себе (Ин. 12: 32, 33). Он «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29). Только когда эта весть проповедуется, появляется возможность покаяния. Покаяние — это дар (Деян. 5: 31; 11: 18), поскольку это реакция грешника, находящегося под влиянием благодати Божьей, на обетование спасения, предлагаемое любящим и благим Богом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.