Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сома-чакра






ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Нектар; Луна».

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: Сома-чакра представляет собой одну из малых чакр

ФОРМА ЯНТРЫ: Серебряный полумесяц в лотосе светлого, бело-голубого цвета. Сома-чакру называют также Амри-ma-чакрой, так каки сома, и амрита означают «нектар». Эта чакра представляет собой лотос с двенадцатью (согласно некоторым текстам — с шестнадцатью) лепестками, в центре которого покоится лунный серп, источник нектара.

Этот нектар исходит от Камадхену, мифологической коровы, исполняющей желания. Он непрестанно источается нирджхара-гупхой, или бхрамара-гупхой, — полым пространством между двумя полушариями мозга.

Помимо Камадхену, источниками нектара являются три нади: амбика, ламбика и талика. В своем естественном течении этот нектар опускается вниз и, достигнув манипура-чакры, сгорает в солнечной энергии солнечного сплетения. Посредством кхечари-мудры йоги блокируют нисходящее движение потока нектара, одновременно наслаждаясь утонченными звуками нады в состоянии медитации на восьмилепестковом лотосе камешва-ра-чакры (еще одной малой чакры внутри седьмой чакры). Здесь три нади — ва-ма, джьештха и раудри — образуют хорошо известный йогам «треугольник А-КА-ТХА»*. В этом треугольнике в вечном Единении восседают Камешвари и Камешвара, прикрытые бело-голубыми лепестками лотоса.

Треугольник А-КА-ТХА: Эта фигура представляет собой сочетание трех энергии внутри седьмой чакры. Сома расположена над «третьим глазом», в центре лба. ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Раху.

гий: Брахми является энергией Брахмы-Творца; Вайшнави — энергией Вишну-Хранителя, а Махешвари — энергией разрушителя Махешвары, бога богов, самого Шивы. Эти три шакти перемещаются по трем нади — вама, джъештха и раудри, — образующим треугольник А-КА-ТХА. Такой же треугольник, образованный теми же нади, находится в му-ладхара-чакре, где Шива предстает в образе свайямбху-лингама, а его шакти —в облике обвившейся вокруг этого лингама змеи. Вама-нади, джъештха-нади и рауд-ри-нади связаны соответственно с Брахми, Вайшнави и Махешвари. Эти энергии образуют три формы сознания: понимание, ощущение и действие, которые представляют собой совокупное благо человеческой жизни — истину, красоту и добро. Осознание истины (сатьям), красоты (сундарам) и добра (шивам) во всех формах их выражения является высочайшей целью жизни, а их воплощение в поведении — высшим состоянием реализации.

БОЖЕСТВА: Камешвара и Камешвари. Камешвара является самим богом Шивой. Он — владыка принципа желания (кама: «желание»; ишвара: «владыка»). Этот бог восседает на знаменитом тантрическом треугольнике А-КА-ТХА; именно с ним стремится соединиться дэ-ви (Адья, Кундалини, Кула, Трипура-Сундари, Трипура и Камешвари). Камешвари покоится в муладхаре в форме спящей энергии; проникая в узкий про-

Стороны этого треугольника образованы знаками санскритского алфавита: 16 гласными, начиная с А; 16 согласными, начиная с КА; и оставшимися 16 согласными, начиная с ТХА. —Прим, ред.

 

ход брахма-нади, она спешит к своему супругу Камешваре, используя какое-либо из пяти типов движений. Поворачивая лепестки всех лотосов различных чакр, она достигает высшей чакры, чтобы слиться с супругом. Камешвара описывается как красивейший из мужчин. Он восседает в позе йога, однако неизменно обнимает свою возлюбленную Трипура-Сундари (Камешвари) —самую прекрасную женщину в трех мирах (три: «три»; пура: «план, мир»; сундари: «прекрасная»). Кроме того, Камешвара известен как Ур-дхваретас (урдхва: «вверх»; ретас: «поток, течение»), так как он способен подтягивать эссенцию семенной жидкости вверх по сушумне. Он является владыкой знания восходящего движения энергии. В вамачара-тантре (Тантре левой руки) существует полное описание такого процесса движения вверх; в ней утверждается, что семя должно достигать именно этого места. Здесь физическое мужское семя (бинду) сливается с лунной, женской энергией, и этот внешний и внутренний союз становится тантрой (расширенной осознанностью), так как представляет собой сочетание бхоги и йоги — наслаждения и отрешенности. Камешвара наделяет силой восходящего движения и удержания семени. По этой причине медитация на Камешваре заставляет эго утихнуть, а достигающий сома-чакры йог наслаждается брахманандой (блаженством Брахмана). Соединившись со своим возлюбленным, Камешвари успокаивается и перестает быть той яростной змеей, которая изрыгала огонь, когда ее внезапно пробудили ото сна.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: Тот, кто медитирует на этой чакре и с помощью кхечари-мудры (кхе: «эфир»; ча-ри: «двигающийся») останавливает нисходящее течение амриты, или нектара, достигает бессмертия физического тела. Он способен остановить процесс старения и потому остается вечно молодым и полным жизненных сил. Он одерживает полную победу над болезнями, разложением и смертью и наслаждается вечным блаженством Единения Шивы и Шакти — окончательной цели кундалини-йоги. Кхечари-мудра обеспечивает восходящий поток энергии, и тогда йог способен оставаться в гадана-мандоле, или шунья-мандале, «пустоте», то есть в ложбине между двумя полушариями мозга, которую называют десятыми вратами тела. Эту полость занимает сахасрара, седьмая чакра. Сома-чакра находится выше адж-ня-чакры и ниже камешвара-чакры. Она расположена в самом центре лба и является обителью сомы («луны»), амриты («нектара») и Камадхену. Лоб белой Ка-мадхену представляет собой ахамкару (эго). У нее голова вороны, человеческие глаза, коровьи рога, лошадиная шея, павлиний хвост и крылья белого лебедя (хамсы).

 

 

Сахасрара-чакра (седьмая чакра)

 

ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ ЧАКРЫ:

«Тысячелепестковая». Ее называют также шунъя-чакрой («пустотной») или ни-раламбапури-чакрой («обителью без опор»).

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: макушка черепа; церебральное сплетение. Сома-чакра и камешвара-чакра входят в состав сахасрары.

ФОРМА ЯНТРЫ: Круг, подобный полной луне. В одних текстах эта янпгра именуется пурна-чандрой («полной луной»), а в других — ниракарой («лишенной формы»). Круг является центром лотоса с тысячей лепестков, окрашенных во все цвета радуги.

ОСНОВНОЙ БИДЖА-ЗВУК: Висарга (особый придыхательный звук фонетики санскрита)4.

НОСИТЕЛЬ БИДЖИ: Бинду — точка над полумесяцем.

ДВИЖЕНИЕ БИДЖИ: совпадает с движением бинду.

БОЖЕСТВО: Внутренний Гуру.

ШАКТИ: Чайтанья. В некоторых текстах упоминаются Параматма или Маха-шакти.

ПЛАНЫ, ОХВАТЫВАЕМЫЕ САХАС-PAPA-ЧАКРОЙ: Йог, достигший осознания уровня седьмой чакры, воспринимает следующие планы существования:

• План света (теджас-лока). Теджас означает «свет», огонь или то, что видимо в своей тончайшей сущности. Йог

 

БИДЖА-ЗВУКИ НА ЛЕПЕСТКАХ: все чистые звуки санскрита от А до КША, включая все гласные и все согласные. Они записаны на лепестках в определенном порядке.

ЛОКА (ПЛАН СУЩЕСТВОВАНИЯ):

сатья-лока, план истины и реальности.

ПЛАНЕТА-УПРАВИТЕЛЬ: Кету.

становится лучистым, как солнце. Его аура непрерывно испускает лучезарное сияние.

План первичных вибраций (омкара-лока). Бесконечно длящимся первоз-вуком являегся АУМ (или O1VI). На этом плане йог постигает частоту АУМ.

Газообразный план (вайю-пока). Йог обретает власть над праной, которая становится настолько тонкой (сукш-ма), что говорят, что вся прана его организма занимает «размер пальца» (ангуштха-матра). Если поднести к носу йога зеркальце, на нем не окажется никаких следов дыхания.

План позитивного интеллекта (субуд-dxu-лока). Оценочные суждения или двойственное восприятие должны быть уравновешены, иначе в разуме может возникнуть отрицательный интеллект (дурбуддхи).

План счастья (сукха-лока) проявляется при правильном равновесии тела, души и разума.

План бездеятельности (тамас-лока) может проявиться после того, какйог достигает состояния блаженства лишь для того, чтобы прекратить лю-

Гортанный глухой X. В конце слова висарга сохраняет призвук предшествовавшего согласного, например: НАМАХа, ШАНТИХи. — Прим. ред.

 

 

бые действия; когда такой йог переходит в состояние сомадхи, его физическое тело становится совершенно неподвижным.

ЭФФЕКТЫ ОТ МЕДИТАЦИИ: сахас-рара-чакра дарует бессмертие. Не достигнув этой чакры, йог не способен перейти в бессознательное состояние срзнания под названием асампраджнята-самадхи. В этом состоянии нет ни деятельности разума, ни познающего, ни знания, ни того, что можно было бы познавать; познание, познающий и познанное становятся единым и освобожденным.

Самадхи представляет собой чистое блаженство полной бездеятельности. Вплоть до достижения седьмой чакры йог способен входить в транс, в котором сознание по-прежнему поддерживает деятельность или форму. В сахасрара-чакре прана движется вверх и достигает высочайшей точки. Разум утверждает себя в чистой пустоте шунья-мандалы, пространства между двумя полушариями. В этот миг все ощущения, эмоции и жела ния, которые представляют собой результаты деятельности разума, растворяются в своей изначальной причине — наступает Единение, и йог погружается в сат-чит-ананду, «истину-бытие-блаженство». Он становится собственным подлинным «Я» и до тех пор, пока остается в своем физическом теле, сохраняет несвойственное сознание, наслаждается игрой бытия, пилой, не подвергаясь влиянию удовольствий и страданий, почестей и унижений.

Когда кундалини достигает сахасрара-чакры, исчезает иллюзия индивидуального «я». Йог становится просветленным, единым с теми космическими принципа-

 

ми, которые управляют всей вселенной его организма. Он обретает все сиддхи (способности), поднимается к сома-чакре и встречается с исполняющей желания коровой Камадхену, обитающей в нем самом. Он достигает уровня сиддха, однако теперь оказывается выше стремления высказывать какие-либо желания.

Согласно шастрам, сахасрара является обителью обладающей собственным сиянием души, или читты — сущности бытия. Здесь читта подобна экрану, на котором отражается космическое «Я», а в нем — все божественное. В присутствии космического «Я» каждый способен ощутить божественное и во всей полноте осознать божественность в самом себе.

 

Характерное поведение, описанное сравнениями с животными

Первая чакра: поведение муравья

Вторая чакра: поведение бабочки

Третья чакра: поведение кобры

Четвертая чакра: поведение оленя, бегущего за миражем

Пятая чакра: поведение павлина

Шестая чакра: поведение лебедя (хамсы)

Седьмая чакра: чистое просветление

Пять элементов и животные, погибающие от влечения к ним* 1. Земля. Шмель гибнет ради запаха.

2. Вода. Рыба гибнет ради вкуса.

3. Огонь. Мотылек гибнет ради света.

4. Воздух. Слон гибнет ради прикосновения.

5. Акаша. Олень гибнет ради звучания; s

Согласно «Вивекачудамани» Шанкарачарьи.

 

Духовность представляет собой пробуждение Божественности в сознании. Это высшее достижение развития сознания в человеческом воплощении, освобождающее сознание от западни разума и тела. Такая свобода достигается в постепенном процессе преображения чувствующего сознания (разума).

Именно чувствующее сознание воспринимает мир и постоянно порождает неуправляемые мысли. Оно испытывает желания, чувственные удовольствия и страдания, оно мыслит и выражает свою волю — и временами его стремящийся к удовольствиям аспект прибегает к излишествам.

Человек может стать великим мыслителем, ученым, художником или просветителем и без преображения чувствующего сознания. Однако, переживая лишь одну грань своего бытия — ту, которая представлена «я», окруженным миром ощущений, — человек остается погруженным в услаждение органов чувств и бесцельно скитается в океане сансары, руководствуясь похотью и жадностью. Преобразуя свое чувствующее сознание, он может освободиться от рабства разума, вожделения, алчности, неуправляемых мыслей и внутреннего диалога. Благодаря изменению воспринимающего сознания он способен пережить иной аспект своего существования, в котором разум полностью отстраняется от мира ощущений и не думает, не желает, не высказывает свою волю. В этом аспекте человеческая «самость» растворяется в высшем сознании, а человек покидает цикл рождения и смерти.

Эго-сознание подталкивает разум к непрерывным поискам удовольствия, а приносящий наслаждение опыт развивает в разуме чувственное сознание. В результате разум начинает блуждать и теряет центр сосредоточенности. «Лишенный центра» разум оказывается в ловушке предметов мира ощущений, который представляет собой игру элементов и гун. Замутненный разум — блуждающий разум, подвластный желаниям, — сковывает человека, и если человек не очищает его путем постоянной практики сосредоточенности в сочетании с мантрой, его эго-сознание сохраняется даже после того, как он расстается с физическим телом, так как это сознание существует на иных планах (локах). Эти планы существования, или лаки, тесно сообщаются с физическим телом через посредство чакр (см. схему).

Пять первых чакр и соответствующие этим чакрам локи взаимосвязаны с пятью элементами (см. схему), которыми определяются все формы умственной и физиологической деятельности, любые потребности и желания. Поскольку элементы в строгой последовательности возникают и получают власть в теле в течение цикла дыхания обеими ноздрями, чувствующее сознание испытывает непрестанные изменения. Пять элементов — земля, вода, огонь, воздух и акаиш — являются проводниками изначального принципа инертности сознания. Они относятся к материальному полю, кото-

рое создает метаматерию и обычную материю; из этих элементов образуется весь диапазон энергии, от ее наиболее тонкого, вибрационного уровня до самых плотных состояний.

Элемент земли — это не то же, что планета Земля, хотя данный элемент действительно преобладает на нашей планете. Сама планета Земля именуется в Тантре бху-локой, а ее обителью является муладхара-чакра. Кости, плоть, кожа, на-ди и волосы состоят из элемента земли. Ее атрибутами являются терпение и жадность, соответствующим ей желанием — выживание, а основными видами деятельности при преобладании и устойчивости этого элемента становятся собирание и накопление. В каждом шестидеся-тиминутном цикле дыхания (при дыхании через левую или правую ноздрю) этот элемент господствует в течение двадцати минут, в результате чего в человеке преобладают желания и действия, характер и свойства, связанные с элементом земли. Если стремление к выживанию остается неудовлетворенным, человек остается в бху-локе даже после смерти и проходит новые перерождения в облике обычного человеческого существа.

Семенная жидкость, кровь, жир, моча и слизь (слюна и лимфатические жидкости) относятся к элементу воды. Ее атрибутами являются чистота и привязанность, желанием — общение с людьми (семьей), а формами деятельности — мирный труд. По своему характеру этот элемент прохладен. В шестидесятиминутном дыхательном цикле она доминирует на протяжении шестнадцати минут. Если желания второй чакры не удовлетворяются, после смерти человек погружается в бхувар-локу (астральный план). Когда срок его пребывания в этой локе подходит к концу, человек перерождается на Земле, чтобы исполнить свои потребности, — это происходит, к примеру,

 

 

с художниками, музыкантами, танцорами и поэтами.

С элементом огня связаны голод, жажда, сонливость, дремота и великолепие (оджас. «могущество»). Его атрибутом является гнев. У человека с преобладающим элементом огня вспыльчивый характер, и ему свойственно стремление к различным достижениям. Соответствующей формой деятельности является тяжкий труд. В шестидесятиминутном дыхательном цикле этот элемент господствует в течение двенадцати минут. Если вызванное активностью третьей чакры стремление к достижениям —известности, славе, власти и т. п. —не удовлетворяется к моменту смерти, человек переносится в свар-локу (небесный план) силой благих карм (действий), совершенных им на Земле. После определенного периода пребывания в сварга-локе он вновь рождается на Земле царем или руководителем.

Бег, охота, применение физической силы, сжатие (сокращение) и рост тела (расширение) связаны с элементом воздуха. Он вызывает беспокойство, активность, подвижность, желание чем-то заняться. Воздух отвечает за все формы движения во внутренних и внешних частях тела, будь то кровообращение, циркуляция жидкостей и лимфы или нейро-двигательные сигналы нервной системы. Воздух представляет собой прану, энергию в форме жизненной силы, которая делает человека живым и осознающим существом; в часовом цикле дыхания элемент воздуха преобладает в течение восьми минут. Если связанные с четвертой чакрой желания не исполняются на протяжении жизни человека, то после смерти он переносится в маха-локу силами содеянных на Земле благих карм любви, щедрости, преданности, самоотверженного служения и сострадания. После пребывания в маха-локе (мире равновесия) он вновь рождается на земле реформатором, святым, религиозным деятелем, целителем или одухотворенным художником.

 

С акашей связаны любовь, враждебность, стыдливость, страх и привязанность. Ее атрибутом является эго, или «самость», природой — пустота, желанием — одиночество, а формами деятельности — мысли и идеи. В шестидесяти-минутном цикле дыхания акаша доминирует на протяжении четырех минут. В течение завершающих десяти вдохов и выдохов активной становится сушумна, после чего происходит смена ведущей ноздри. Если желания пятой чакры не удовлетворены при жизни, человек оказывается после смерти в джана-локе (мире человеческого бытия) и остается там в течение срока, соответствующего объему совершенных на Земле благих карм. После этого он вновь рождается на Земле и становится учителем, мудрецом или толкователем священных писаний.

Если благодаря занятиям какой-либо формой йоги человек возвышается над элементами, он достигает тапас-локи и следует тапасу (воздержанию), очищает разум и переживает иные аспекты собственного бытия путем преображения своего чувствующего сознания. Он избавляется от страсти к накоплению, становится чистым, удовлетворенным и нейтральным наблюдателем жизни и ее психологической драмы. Жизнь такого человека исполнена милосердия, честности, умения прощать и решительности; он ощущает великолепную, божественную внутреннюю силу, снимающую с него бремя телесного сознания. Этот человек обретает полную власть над своими дыханием и разумом, однако продолжает перерождаться, пока не достигнет цели самоосознания, которая заключается в слиянии «самости» с высшим сознанием. По этой причине он рождается аскетом, йогом, аватарой, бодхисаттвой или пророком. Такой человек выходит за рамки элементов, но ему еще предстоит возвыситься над гунами, а это возможно только посредством практики пробуждения кундалини.

Кундалини представляет собой духовную энергию, дремлющую в муладхара-чакре. Тело способно функционировать, пользуясь собственной химической, механической и электрической энергией, а разум может оставаться чувствующим сознанием без необходимости пробуждать духовную энергию, однако при этом объективные образы будут неизменно сковывать сознание, а чувство «я» продолжит возвращать человека в цикл рождения и смерти. Все существа подчиняются закону кармы. Благие кармы переносят человека в хорошие локи, а дурные — в низшие миры, или нараки. Эти миры соответствуют семи чакрам, расположенным нижемуладхара-чакры; в этой книге эти чакры не описывались*. Кунда- лини представляет собой ту энергию, которая поддерживает жизнь и сознание, даже оставаясь свернувшейся кольцами, однако пробуждение этой энергии приносит человеку одухотворенное сверхсознание. Чувствующий. разум превращается в чистый разум, который поглощается потоком сознания, движущегося в форме кундалини-шакти. При этом разум выходит за рамки любых противоположностей и осознает чистое тбыти.е — неизменную и единственную истину, нирвикальпа-самадхи,

Достигнув уровня сахасрара-чакры и слившись со своим супругом ШИВОЙ, Кундалини какое-то время остается в Единении с ним, после чего нисходит к муладхаре и вновь сворачивается кольцами. Во время этого нисхождения восстанавливаются силы чакр и обитающих в них божеств. Теперь человек пребывает в расширенном состоянии сознания. Он остается в физическом теле и избавляется от своих карм, однако становится ныне совершенно иным человеком —и достигает нирваны после телесной смерти.

В отличие от тела человека, цепляющегося за материальный мир и стремящегося к приземленным удовольствиям, очищенное йогой физическое тело умирает и разлагается чрезвычайно медленно.

Их описание см. в книге: Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. К.: «София», 1997. — Прим. ред.

 

 

ЙОГА

Состояние полной поглощенности сознания, вне любого знания, является йогой.
«Акшья-упаниимда», 2: 3
Йога приносит состояние глубокого сосредоточения.
«Шардатилака», 25: 1
Йог достигает йоги только в сверхсосредоточении.
«Рудраямала-тантра», часть 2, 27: 43
Развивая невозмутимость разума, возвышаясь над всеми противоположностями мира и тела-сознания, возможно осознать того, кто являет собой чистое бытие, неизменное, пребывающее вне разума и речи, единственную истину в преходящем мире разума-силы-материи. В йоге этот Брахман непосредственно осознается в нирвикальпа-самадхи.

«Маханирвана-тантра», 3: 7—8

Йога есть контроль над вритти (видоизменениями) разума.

«Шандилья-упанишада», 1: 7.24

АСАНА (ПОЗА)

Тело надлежит приучать без неудобства и боли оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени.
«Надабинду-упанишада», 3: 3.1
В самадхи все ощущения прекращаются, а тело остается неподвижным, словно кусок дерева.
«Надабинду-упанишада», 3: 3.2
Три мира покоряются тому, кто мастерски овладел позами тела.
«Тришикхибракмана-упанишада», 52-й раздел мантр
Для очищения тела и достижения успеха в йоге совершенно необходима правильная поза.
«Рудраямала-тантра», часть 2, 24: 38—39
Поза помогает успокоить разум.
«Тантрараджа-тантра», 27: 59
Практика поз избавляет тело от недугов и делает его устойчивым.
«Грахаямала-тантра», глава 2, стр. 85
Физические движения (мудры) не помогают сами по себе; сосредоточение также не является единственной причиной успеха. Тот, кто совмещает сосредоточение с физическим контролем, добивается успеха и обретает бессмертие.
«Иша-упанишада», 9 и 11
Йогу надлежит использовать свое тело как нижний кусок дерева, а пранаву (АУМ) — как верхний кусок дерева, и тереть одним о другое до тех пор, пока не возгорится пламя осознания и йог не осознает высшее бытие.
«Шветашватара-упанишада», 1: 14
Когда йог обретает тело, очищенное огнем йоги, он становится свободным от тлена и недугов, юность его продлевается и живет он долго. Тогда ощущает он возвышенные ароматы, вкусы, зрелища, прикосновения и звуки.
«Шветашватара-упанишада», 2: 12
Будучи освоенной, асана способна уничтожать болезни и даже обезвреживать яды. Если не можешь овладеть всеми асанами, овладевай одной, но добейся в ней полного удобства.
«Шандилья-упанишада», 1: 3.12—13

ПРАНАЯМА (УПРАВЛЕНИЕ ДЫХАНИЕМ)

Есть две причины, принуждающие разум блуждать: васаны — желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств, — и дыхание.
Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием.
«Йогакундалья-упанишада», 1: 1—2
Процесс дыхания вызывает в разуме образы. Когда дыхание успокаивается, успокаивается и разум.
«Йогакундалья-упанишада», 89
Контроль над дыханием приводит как к физическому, так и к умственному развитию.
«Вараха-упанишада», 5: 46—49
Когда нади прочищены с помощью нади-шодхана-пранаямы, прана с силой входит в сушумну и разум успокаивается.
«Шандилья-упанишада», 1: 7.9—10
Сначала прими позу йоги (асану); держи тело прямым, взор устреми в одну точку, расслабь челюсти, чтобы верхние зубы не касались нижних. Поверни язык назад. Используй запечатывание подбородка (джаландхара-бандху) и с помощью правой руки дыши через любую ноздрю по своему выбору; сохраняй неподвижность тела и легкость разума.
Затем приступай к пранаяме.
«Тришикхибрахмана-упанишада», 92-94-й разделы мантр
Сперва выдохни воздух из легких через правую ноздрю, прикрыв левую пальцами правой руки. Затем сделай вдох левой ноздрей, считая до шестнадцати; затем задержи дыхание, считая до шестидесяти четырех; затем выдохни через правую ноздрю, считая до тридцати двух.
«Тришикхибрахмана-упанишада», 95-98-й разделы мантр
С помощью пранаямы покоряются десять форм праны: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дха-нанджая и девадутта.
«Мундамала-тантра», глава 2, стр. 3
Благодаря пранаяме усмиряется волнение праны и успокаивается разум.
«Гандхарва-тантра»
Посредством пранаямы устраняется внутренняя загрязненность. Это лучшая практика йоги. Без нее освобождение невозможно.
«Гандхарва-тантра», глава 10, стр. 47
Пранаяма очищает разум и чувства.
«Куларнава- тантра», глава 15, стр. 75
Тот, кто здоров, питается умеренно и умеет управлять дыханием, становится йогом... Тот, кто чист и практикует половое воздержание, способен управлять дыханием. Регулярная практика совершенно необходима. Без пранаямы йога невозможна.
«Рудраямала-тантра», часть 2, 17: 40 —43
На первой стадии пранаямы возникает потоотделение; на второй стадии тело сотрясается; на высшей, третьей стадии тело воспаряет в воздух. Пранаямой надлежит заниматься регулярно, пока йог не достигнет третьей стадии.
«Шардатилака», 25: 21—22
Когда контроль над дыханием становится совершенным, тело обретает легкость, внешний вид — доброжелательность, глаза — яркость, пищеварение — силу; дыхание приносит внутреннюю чистоту и радость.
«Грахаямала-тантра», глава 13, стр. 102

ПРАТЬЯХАРА (ОТСТРАНЕННОСТЬ)

Органы чувств и действия должны отстраняться от манаса (ощущающего разума), а манас должен погрузиться в джня-натман (сознание).

«Катха-упанишада», 1: 3.13

Чувства следует контролировать волей, пребывающей в хрите (лотос с восемью лепестками в сердечной чакре, то есть ананда-канда, или духовное сердце). «Шветашватара-упанишада», 2.8

Посредством сосредоточенного разума чувства следует покорять в самом их источнике — в чакрах.

«Триш икхибрахма на-упанишада», 115-й раздел мантр

Разум следует отстранять путем последовательного сосредоточения при выполнении кумбхаки (приостановки дыхания) на восемнадцати адхарах (жизненно важных точках) в следующем порядке: большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, область брюшины, пупок, сердце, запястье, локоть, шея, кончик носа, глаза, глубинная часть нёба, межбровье и лоб. Отстранение органов чувств (индрийя-ахарона) от объекта посредством способности управлять (воли) называется пратьяхарой. «Даршана-упанишада», 7.1—2

Дыхание следует приостанавливать путем сосредоточения, переносимого последовательно на следующие точки: корни зубов, шею, грудь, пупок, основание позвоночника, муладхару (район копчика), бок, бедро, колено, икру и большой палец ноги. Древние йоги называли это пратьяхарой.

«Даришна-упанишада», 7.5—9

Контроль над разумом в отношении ощущаемых предметов представляет собой пратьяхару.

«Мандалабрахмана-упаниишда», 1: 7

Отстранение чувств от тех объектов, к которым чувства испытывают естественное влечение, называют пратьяхарой.

«Йогатйттва-упанишада», 68; 69

Пратьяхара представляет собой отстранение чувств от объектов, отношение к ощущаемым образам как к Богу, отрешение от плодов действий, отвращение от всех предметов и сосредоточенное удерживание внимания на восемнадцати адхарах в следующем, восходящем и нисходящем порядке: стопа, большой палец ноги, лодыжка, икра, колено, бедро, анус, половые органы, пупок, сердце, шея, гортань, нёбо, ноздри, глаза, межбровье, лоб и голова.

«Шандияья-упаниишда», 8: 1—2

Блуждания разума вызываются желаниями; когда желания покоряются посредством пратъяхары, разум становится неподвижным и сосредоточивается на Боге.

«Рудраямала-тантра», 2: 24.137

Разум, связанный с чувствами и их объектами, неудержим, жесток, неуправляем и не желает подчиняться; его отстранение с помощью силы воли именуется пратьяхарой. Практика пратьяхары приносит йогу спокойствие и способность глубокого сосредоточения. Это направляет его к йоге.

«Рудраямала-тантра», 2: 27.28—30

При кумбхаке (приостановке дыхания) разум должен быть сосредоточенным; начиная с муладхары, шаг за шагом, к другим чакрам — вот что называют пратьяхарой.

«Тантрараджа-тантра», 27: 70

ДХАРАНА (СОСРЕДОТОЧЕНИЕ)

Дхарана представляет собой удержание божественного духа в сознании в ходе сосредоточения.

«Амританада-упанишада», 15

Отстранение сознания от сферы восприятия и удержание его в сфере сверхсознания является дхараной.

«Мандалабрахмана-упанишада», 1: 1.8

После практик ямы, ниямы, асаны и пранаямы занимающемуся йогой следует удерживать свой разум на пяти формах элементов в соответствующих центрах организма. Это называют дхараной.

«Тришикхибрахмана-упанишада», 133—134-й разделы мантр Дхарана бывает трех типов:

1) сохранение сосредоточенности на божественном аспекте самого себя;

2) сохранение сосредоточенности на акаше (пустоте) в центре хрит (духовном сердце внутри анахата-чакры, лотосе с восемью лепестками);

3) сохранение сосредоточенности на пяти божественных формах: Брахме, Вишну, Бридхрудре, Ишана-Шиве и
Паньчавактре.
«Шандилья-упаниимда», 1: 9.1

Что бы ни видели глаза, ни слышали уши, ни обонял нос, ни вкушал язык, ни осязала кожа — все это следует считать божественной сущностью.

Так следует превращать объект восприятия в божественную сущность и удерживать его в сознании.

«Йогататтва-упанишада», 69—72

Сосредоточение на большом пальце ноги, лодыжке, колене, мошонке, половом органе, пупке, сердце, шее, горле, язычке, носе, межбровье, груди и голове во время кумбхаки (приостановки дыхания) называют дхараной.

«Гандхарва-тантра», глава 5, стр. 25

Удержание в сознании определенных жизненно важных точек при задержке дыхания называется дхараной.

«Прапаньчасара-тантра», 19; 21; 22

Сосредоточение на шести тонких центрах и кундалини именуется дхараной.

«Рудраямала-тантра», часть 2, 27; 34; 35

Сосредоточенность на полной божественной форме есть дхъяна (медитация), а сосредоточенность только на одном ее аспекте является дхараной.

«Бхуташуддхи-тантра», глава 9, стр. 8

ДХЬЯНА (МЕДИТАЦИЯ)

Глаза не способны увидеть высшую сущность; слова не могут описать ее. Она недостижима для остальных чувств и непостижима. Высшая сущность открывается только в дхъяне. Дхъяна (подлинная медитация) возможна лишь тогда, когда сознание одухотворено чистотой знания о себе.

«Мундака-упаншшда», 8: 1.8

Дхъяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности — недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце).

«Кайвалъя-упанишада», 5

Сосредоточение на обобщенной форме Бога, осознанной путем сосредоточения на мантре, и последующее сосредоточение на Боге, лишенном формы, является дхъяной.

«Даршана-упанишада», 9: 1—3; 9: 5

Когда сосредоточение достигает уровня недвойсгвенного сознания (видения высшей сущности в каждой частичке мира), наступает дхъяна.

«Мандалобрахма-упанишада», 1: 1.9

Дхъяна бывает двух типов: сагуна-дхь-яна — медитация на Боге, имеющем форму и качества; и ниргуна-дхъяна — медитация на Боге, не имеющем ни формы, ни качеств.

Выполнение приостановки дыхания и медитация на божестве является сагуна-дхъяной, а медитация на высшей сущнос-

ти, лишенной формы, является ниргуна-

дхъяной. Ниргуна-дхьяна ведет к самадхи.

«Йогататтва-упанишада», 105

Дхъяна заключается в беспрерывном удержании образа божества в сознании.

«Прапаньчасара-тантра», 19: 22—23

 

Дхъяна представляет собой сосредоточение на форме божества мантры.

«Куларнава-тантра», глава 17, стр. S3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.