Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок монополистической конкуренции






В несовершенных конкурентных отраслях промышленности:

  • может быть много фирм, но обычно доминируют только несколько фирм,
  • входные барьеры могут быть низкими или высокими,
  • отдельные фирмы могут производить фирменные товары (бренды),
  • полная информация о производстве и товаре может присутствовать, но не обязательно.

На рынке монополистической конкуренции, как при совершенной конкуренции, действует значительное количество фирм, продающих близкие, но не совершенные товары-заменители. Ключевой характеристикой данной рыночной структуры является дифференциация продукции. Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, поскольку многие потребители сохраняют приверженность к определенной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм.

В этих условиях кривая спроса на продукцию монополистического конкурента имеет небольшой отрицательный наклон в отличие от горизонтальной прямой при совершенной конкуренции. Наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высокоэластичной в соответствующем диапазоне цен. Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы.

Большое количество продавцов затрудняет возможность сговора и согласованных действий между фирмами в целях ограничения выпуска и повышения цен и не позволяет фирме существенным образом влиять на рыночные цены. Вход на рынок монополистической конкуренции является достаточно свободным, что связано с относительно небольшими размерами уже действующих предприятий и небольшими первоначальными инвестициями.

Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и иметь возможность привлечь к себе покупателей уже действующих фирм, что требует дополнительных издержек на усиление дифференциации своей продукции и обеспечение ее продвижения на рынок. Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении производства комплектующих деталей, запасных частей, обуви, одежды, сферы услуг (розничная торговля, туризм, развлечения и т.д.).

Для определения оптимального объема производства при монополистической конкуренции фирме следует сопоставить свои предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). Еслив точке равновесия (МС = MR) рыночная цена обеспечивает фирме прибыль (Р* > АС), то в долгосрочном периоде в условиях низких барьеров для входа на рынок эта прибыль будет стимулировать приток в отрасль новых компаний (рис.7.4).

 

Рис. 7.4. Спрос при монополистической конкуренции

 

Дополнительное рыночное предложение приведет к усилению конкуренции между фирмами и сокращению доли рынка отдельных фирм. Кривая спроса отдельной фирмы сместится влево, эластичность спроса возрастет, а рыночная власть, которая находится в обратной зависимости от эластичности спроса, сократится. Вследствие этого монополистические конкуренты, несмотря на наличие рыночной власти, получат в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.

Достаточно свободный вход и выход фирм на рынке монополистической конкуренции порождает тенденцию к усреднению получаемой фирмами прибыли на уровне нормальной прибыли.

Фирмы, не получающие нормальной прибыли на краткосрочном периоде, начинают покидать отрасль. Оставшиеся фирмы стараются снизить свои издержки, стимулировать спрос, повысить эффективность производства. В результате кривые индивидуального спроса сместятся вправо, их эластичность из-за уменьшения конкурентов понизится, и фирмы смогут повысить свою рентабельность. Отдельные фирмы могут получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде, если имеют патент или ноу-хау на товар с уникальными характеристиками, выходят на рынок с новой продукцией или технологией, имеют выгодное географическое положение и т.д. Необходимо, однако, оговориться, что рыночный механизм при монополистической конкуренции действует не так эффективно, как при совершенной конкуренции.

Сравнение различных рыночных структур позволяет оценить монополистическую конкуренцию, как наиболее полно соответствующую интересам покупателей. Дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя, а сильная внутриотраслевая конкуренция и относительно невысокая рыночная власть удерживают цены на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне. Вместе с тем для рынков монополистической конкуренции характерны относительно небольшие размеры фирм, обусловленные проявлением отрицательного эффекта масштаба производства при росте выпуска продукции. И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастает за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых. К недостаткам малых и средних фирм можно отнести слабые финансовые возможности для проведения масштабных НИОКР, которые характерны для крупных фирм при олигополистической конкуренции. В то же время, такие фирмы обладают известной гибкостью, позволяющей им быстрее реагировать на изменения условий на рынке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.