Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 10






Возникновение и развитие адвокатуры в России

План

Формирование российской адвокатской школы до Судебной реформы 1864 г.

Проблема создания российской адвокатуры в 60-70-е гг. XIX в.

Адвокатура советского периода.

Правовые основы современной адвокатура в России.

 

1.

Существует ошибочное, но укоренившееся мнение о том, что по сравнению с рядом западных стран, такими, как Англия, Франция, некоторыми другими, адвокатура в России возникла относительно недавно — в период осуществления Судебной реформы 1864 года.

В действительности же Судебная реформа 1864 года заложила основы присяжной адвокатуры — компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. То есть была оформлена профессия, обладавшая как западными, так и традиционно русскими чертами.
Изучение же истории адвокатуры необходимо начинать не с момента законодательного закрепления в нормативно-правовых актах «адвокатуры», а с периода, когда лишь зарождались основные ее функции (правозаступничество), облеченные в иные формы.

Появление правозаступничества (или представительства в суде) связано, прежде всего, с тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка, и лица, ею не обладающие, вынуждены обращаться к специалистам в области права.

Впервые о судебном представительстве упоминается в законодательных актах 15 века - Псковской и Новгородской судных грамотах. В них закреплено, что обязанности судебных представителей кроме родственников тяжущихся (Новгородская судная грамота - ст. 16, 17, 18), могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью (Псковская судная грамота - ст. 68, 69).

Первый класс лиц составляли так называемые естественные представители, а второй - наемные. И именно из наемных представителей постепенно создавался институт профессиональных поверенных (пособников и наймитов).

По Новгородской судной грамоте поверенного мог иметь всякий (ст. 15, 18, 19, 32), и стороны, в случае наличия у них представителей в судебном процессе, должны были иметь дело только с ними (ст. 5).

В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 года, в случае, если истец или ответчик сами не являлись в суд, то они имели право прислать вместо себя поверенных.
Следующий Судебник, 1550 года, в ст. 13 закреплял не только право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка.

То есть Судебники 1497 и 1550 года, а так же Соборное Уложение 1649 года, институт наемных поверенных упоминают уже как существующий (ст. 36 Судебника 1497 г.; ст. 13 Судебника 1550 г.; гл. 10, ст. 108 Уложения 1649 г.).

Вместе с тем, законодательной регламентации представительства (стряпчества) не было и состав этих лиц был весьма разнообразен.

Тем не менее, анализируя законодательные акты, можно сделать вывод, что до Судебной реформы 1864 года, адвокатура существовала в следующих формах:

Адвокатура в Западном крае(вторая половина 18 в. — первая половина 19 в.).

Западным краем в Российской Империи именовались девять губерний западной части европейской России — 6 белорусских и литовских (Северо-западный край) и 3 украинских (Юго-западный край).

В западных губерниях адвокаты находились не только при главных (губернаторских) и низших (уездных и городских) судах, но и при судах духовных.
Адвокатура была организована и действовала на основе польских конституций 1726 и 1764 г.г. и литовском Статуте.

Но введение адвокатуры в Западном крае не привело к желаемому результату - адвокаты не пользовались уважением у населения.

Так, периодическая печать придерживалась такого мнения — «Трудно встретить сословие более несимпатичное в западной России, чем адвокаты» — писалось в «Киевлянине».
Все же адвокатура в Западном крае продолжала функционировать вплоть до того момента, когда Указом от 25 июня 1840 года действие российских гражданских законов было распространено на данную территорию. Впоследствии место адвокатов заняли общие для всей империи поверенные.

Присяжные стряпчие при коммерческих судах (до упразднения коммерческих судов в 1917 г.).

В российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество судебных споров по коммерческим делам. Для разрешения подобно рода дел и существовали коммерческие суды.

Согласно закона от 14 мая 1832 года поверенными по делам между частными лицами могли быть лишь те, кто был внесен в Список присяжных стряпчих. Для внесения в список присяжных стряпчих при коммерческом суде, желающие подавали в суд прошение, аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства, какие сами признают нужными.
Суд по результатам рассмотрения представленных документов, либо допускал просителя к хождению по делам, внеся лицо в список, либо объявлял претенденту устно отказ, без объяснения причин.

Число присяжных стряпчих не определялось и любой из них мог быть исключен из списка, по усмотрению суда, без всяких объяснений.

Стряпчие не имели государственного содержания и получали награды от своих верителей по добровольному с ними условию.

По мнению И.В. Гессена, от этой реформы заранее уже ничего нельзя было ожидать, поскольку, не меняя ничего по существу, она только повторяла мероприятия, принятые в конце 18 столетия относительно адвокатуры в Западном крае и исчерпывающиеся усилием надзора и репрессий.

Так называемая «подпольная» или «уличная» адвокатура - форма присущая всем периодам развития профессионального правозаступничества и судебного представительства.
Многочисленный класс профессиональных ходатаев (стряпчих), составляющих ряды «подпольной» адвокатуры, получившей такое название в связи с тем, что ее представители часто давали консультации непосредственно в кабаках, по сути, состояли из ябедников.

О.В. Ключевский дает определение ябедника, как истца, добивающегося неправого при помощи судебных хитростей.

Однако ябедничество можно рассматривать и в другом аспекте. Ябедники, используя те самые «судебные хитрости», по сути выполняли профессиональную функцию правозаступников, то есть адвокатов. Некоторые из используемых ими приемов вполне успешно применяются и современными адвокатами, но в настоящее время «ябеднические извороты» рассматриваются по большей части как нарушение профессиональной этики.

Для того, чтобы иметь наиболее точное представление о данной форме адвокатуры, следует обратиться к ее характеристике, данной современниками.

А.В. Лохвицкий подразделял поверенных, стряпческое занятие, для которых было профессией, на два рода. К первому он относил тех, кто являлся «прямыми наследниками подьячего старого времени». Представители этой группы за небольшую плату не только брались за составление просьб и жалоб, но и изготовляли фальшивые документы и подписи. Другой род - аристократический, к которому относились люди с приличными манерами, хорошо одевающиеся, берущие за составление бумаг по несколько сот рублей.
Качественно данная форма адвокатуры фактически не изменялась. В количественном же отношении она оставалась самой значительной. И естественно то, что государство стремилось установить контроль и организовать деятельность адвокатуры.

Так по закону от 15 октября 1809 года, лица занимающиеся стряпничеством, подлежали обязательной регистрации в Конторе адресов, являющихся отделениями полиции, а Указом от 14 июля 1819 года правительствующий Сенат определил подвергнуть обязанности записываться в Контору адресов и отставных чиновников, занимающихся стряпничеством.

Каждый записанный в книгу адресов оставлял паспорт или вид на жительство в Конторе и получал билет на жительство. При перемене должности или места Контора не выдавала билета без одобрительного аттестата.

Таким образом, билет Конторы адресов служил видом для жительства и одновременно одобрительным свидетельством.

Данная мера, хотя и устанавливала определенный порядок допуска к профессиональным занятиям стряпчего, но не была эффективна, так как положение закона касалось лишь Санкт-Петербурга и Москвы. Основная же масса профессиональных ходатаев оставалась вне правового поля и не имела никакой организации.

 

2.

При самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание профессиональных адвокатских объединений. Все цари, от Петра I до Николая I, были настроены решительно против создания в России адвокатской корпорации западного образца.

Подготовка судебной реформы началась в первой половине 19 века. В 1858 году обсуждения судебной реформы вышли за стены чиновничьих кабинетов, и перешли на страницы журналов и иных печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые взгляды. 8 сентября 1858 года начальник второго отделения имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов подал императору Александру Второму доклад «Об установлении присяжных стряпчих», т.е. об учреждении адвокатуры.

Ранее в Государственный Совет уже вносился проект об адвокатуре, не получивший утверждения.

В 1861 году Н.Д. Будаловым была образована комиссия, результатом работы которой стали «Основные положения преобразования судебной части в России», учрежденные Александром Вторым 29 сентября 1862 года.

Принципы «Основных положений преобразования судебной части в России» легли в основу Учреждения судебных установлений, принятых в ходе судебной реформы 20 ноября 1864 года, которыми впервые в России учреждается адвокатура (присяжные поверенные).

Организация и деятельность присяжной адвокатуры регламентировалась Учреждениями судебных установлений, главой второй «О присяжных поверенных» (ст. 353 - 406).

Присяжные поверенные состояли при судах (судебных местах) для занятия делами:

- по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
- по назначению в определенных случаях советами присяжных поверенных и председателей судов.

В соответствии со ст. 354 Учреждений судебных установлений, присяжными поверенными могли быть лица, имевшие аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук, или о выдержанных экзаменах по таким наукам, либо прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения о производстве судебных дел, либо состояли не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству, или же занимались судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников.

Так же существовали условия, при которых лицо не могло быть допущено в присяжную адвокатуру. Присяжными поверенными не могли быть:

- не достигшие двадцатипятилетнего возраста;

- иностранцы;

- объявленные несостоятельными должниками;

- состоящие под следствием, а так же осужденные и другие.

Созданная Судебными уставами 1864 года присяжная адвокатура действовала, основываясь на ряде принципов:

1) совмещение правозаступничества с судебным представительством;

2) относительная свобода профессии;

3) отсутствие связи с магистратурой;

4) отчасти сословной организации, а отчасти дисциплинарной подчиненности судам;

5) определении гонорара по соглашению.

Введение в действие судебных уставов сразу обнаружило явно недостаточное количество присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная неупорядоченная законом частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. Возникла необходимость в ее законодательной регламентации.

В мае 1874 года наряду с присяжной адвокатурой учреждается институт частных поверенных. Для того, чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, как мировых, так и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство, выдававшееся судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. Этими же судами накладывалось дисциплинарное наказание. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано в ст. ст.406-1 — 406-19 Судебного учреждения, в своде Законов 1892 года (ст.406-19 запрещалось получать звание частного поверенного женщинам).

Следует отметить, что с 1890 года стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций.

3 марта 1890 года был принят закон, ограничивающий допуск в адвокатуру евреев. Принятие дискриминирующего евреев закона было тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий.

После падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 года Временное правительство позволило заниматься адвокатской практикой и женщинам.

Возвращаясь же к тому, что мы уже отмечали, подчеркнем: самоуправляющиеся адвокатские объединения, такие как консультации и, в дальнейшем, коллегии, были созданы не везде. И в тех округах, где не было создано советов присяжных поверенных и их отделений, их права и обязанности принадлежали местному окружному суду, что естественно не позволяло говорить о полном самоуправлении адвокатуры.

В 1885 году при Министерстве юстиции была образована специальная Комиссия, так и не закончившая своих занятий. Они были возобновлены в 1890 году под председательством М.В. Красовского, в результате чего был создан проект, опубликованный в 1892 году в «Юридической газете» в № № 16, 18 и 22. Однако, направленный в декабре 1893 года в Государственный Совет, проект так и не был рассмотрен.

Деятельность адвокатской корпорации выявляла множество проблемных и больных для самой адвокатуры вопросов. Была очевидной необходимость реформирования этого института. Изменения произошли уже после падения самодержавия.

 

3.

В соответствии с Декретом «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 года помимо присяжной адвокатуры упразднялись институт прокуратуры, отделы уголовных расследований и вообще, практически, вся судебная система. И если большинство юридических учреждений должно было быстро реорганизоваться на революционных началах, то присяжной адвокатуре законодательство замены не предусматривало. Представительствовать в суде было разрешено любому, обладающему гражданскими правами, не опороченному гражданину любого пола. То есть адвокатура вновь становилась свободной профессией, что откинуло ее по уровню организационного статуса к дореформенным (1864 года) временам.

Период с ноября 1917 года по май 1922 года условно можно именовать переходным периодом для адвокатуры.

Инструкция о революционных трибуналах от 19 декабря 1917 года является первым официальным актом новой власти, который содержал попытку создания новой — советской адвокатуры.

Процесс поиска оптимальной для новой власти организации адвокатуры привел к тому, что 30 ноября 1918 года принимается Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих и крестьянских депутатов учреждаются коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе.

В начале января 1918 года Комиссариат юстиции разработал новый проект закона, который с рядом поправок был принят как часть Декрета «О суде» № 2. В дальнейшем, а именно 15 февраля 1918 года, принимается Декрет № 2, изданный в развитие и дополнение Декрета № 1, учреждающий коллегии правозаступников, как в форме общественного обвинения, так и в форме общественной защиты.

11 мая 1920 года Совнаркомом издается постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому в трехдневный срок, после опубликования данного постановления, указанные лица обязаны зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Лица же, не зарегистрированные в указанный срок, считались дезертирами и карались судом. Таким образом, деятельность адвокатов заменяется формой трудовой повинности.

В июне 1920 года на третьем Всероссийском Съезде работников юстиции принимается решение о внесении изменений в Положение «О народном суде РСФСР» от 30 ноября 1918 года, согласно которых коллегии защитников и обвинителей заменяются системой периодического привлечения юристов к ведению дел.

Полное уничтожение, даже того подобия адвокатской корпорации, коими являлись коллегии правозаступников, ознаменовано принятием 21 октября 1920 года ВЦИК дополнений к Положению «О народном суде РСФСР», что повлекло за собой развитие подпольной адвокатуры.

Естественно, что это не устраивало новую власть и на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, комиссар юстиции Д. Курский охарактеризовывает перспективы развития адвокатуры: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика». И именно на этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касающаяся адвокатуры.

25 мая 1922 года принимается Положение «Об адвокатуре», но поскольку оно лишь в общих чертах говорило о вновь создаваемых коллегиях защитников, то Наркомюстом 5 июля 1922 года принимается Положение «О коллегии защитников», в соответствии с которым данные коллегии образовывались в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру.

Значительное большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами — членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Цифры за 1923 год свидетельствуют, что приблизительно 75% всех вступивших в коллегии получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях.

Партия начала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь установить, таким образом, контроль за деятельностью корпорации изнутри. Но многие принятые в адвокатуру коммунисты были адвокатами только на бумаге и вступали в коллегию только для того, чтобы занять руководящие посты.

С конца 1927 года комиссариатами юстиции стало поощряться образование в коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху, и в конце 1934 года был подготовлен проект нового закона об адвокатуре (который так и не был принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась и частная практика (проект был опубликован в журнале «За социалистическую законность» (1935 год, № 1).

22 декабря 1938 года, Наркомюст СССР выпустил директиву «О работе коллегий защитников», ознаменовавшую, по мнению М.В. Ивановой, начало кампании по окончательной трансформации адвокатуры в верноподданническое советское учреждение.

Новое Положение об адвокатуре 1939 года являлось моделью для всех последующих законов о корпорации. Адвокатам запретили сочетать работу в госучреждениях на полную ставку с работой в адвокатуре, что вынудило их выбирать между работой в госсекторе и работой в адвокатуре.

Вопросы оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, Положением не регулировались. Оплата должна была производиться на основании инструкции, утвержденной приказом № 85 НКЮ СССР от 2 октября 1939 года. Впоследствии, НКЮ СССР было издано несколько актов, в которых разъяснялись отдельные вопросы оплаты юридической помощи (Письма НКЮ СССР: от 8 декабря 1939 года № 1-А-21, от 21 апреля 1941 года № 16-А-1784; Приказы НКЮ СССР: от 25 марта 1940 года № 29, от 24 января 1941 года № 18; приказ Министра юстиции СССР от 4 октября 1955 года № 50).

Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Наркомату юстиции СССР, республиканским Наркоматам юстиции и региональным управлениям Наркомюста. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы.

23 апреля 1940 года утверждается инструкция НКЮ СССР № 47 о порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов. Принятые в коллегию стажеры проходили практику в течение одного года и в случае ее успешного прохождения президиум коллегии адвокатов мог перевести стажера в число членов коллегии адвокатов, в том числе и до истечения указанного срока. Но Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право отвода принятых в коллегию адвокатов, тем самым органы юстиции осуществляли постоянный контроль за приемом в адвокатуру.

Приказом Народного комиссариата юстиции СССР № 65 «О контроле за приемом в адвокатуру СССР» от 22 апреля 1941 года назначено обследование работы ряда коллегий адвокатов, в результате которого установлено, что «…президиумы коллегий формально относятся к приему в члены коллегии адвокатов и нередко принимают в коллегию без проверки материала о прежней деятельности вступающих в коллегию. При таком несерьезном отношении к приему в адвокатуру в ее ряды проникают лица, не отвечающие ни политическим, ни деловым требованиям». Издавалось несколько аналогичных приказов НКЮ СССР (№ 9 и № 167 от 1940 года и № 15 от 1941 года).

В период военного времени численный состав адвокатуры сократился (за первые два года войны на 55 %), в то время как перед ней стояла важная задача — оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам.

Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно, и НКЮ СССР письмом № Д-21 от 6 марта 1943 года обязал президиумы коллегий для оказания такой помощи выделять наиболее квалифицированных адвокатов.

Таким образом, краткий анализ организационного устройства адвокатуры в период после отмены Судебных уставов 1864 года позволяет сделать вывод о том, что существовавшая ранее — в период действия Судебных уставов, как в достаточной мере самоуправляемая организация, адвокатура в значительной степени потеряла это важное свойство в советский период. А проведенные в этот период преобразования корпорации, вызывались, скорее, не стремлением усовершенствовать этот институт, как организацию правозащитную, а намерением законодателя создать управляемую органами государства структуру, вписывающуюся в новый и общественный и государственный порядок.

В пятидесятых годах прошлого века стала меняться позиция законодателя по отношению к законам, дискриминирующим права адвокатов, и был предпринят ряд шагов, свидетельствующих о более либеральном взгляде государства на адвокатуру. Такое отношение объяснялось общим изменением политической ситуации в стране и приходом к власти Н.С. Хрущева.

В период с 1960 года по 1962 год союзные республики, в том числе и РСФСР, принимают новые Положения об адвокатуре.

В соответствии со ст. 1 Положения коллегии адвокатов определялись как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, организационной формой которой были лишь юридические консультации, то есть возможности заниматься частной практикой Положение не представляло.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 февраля 1966 года была утверждена Инструкция о порядке оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, другим организациям.

По ключевым вопросам жизни и деятельности коллегий адвокатов и адвокатуры в целом, государство продолжало осуществлять жесткий контроль, несмотря на то, что коллегии имели систему самоуправления, включающую несколько органов:

- общее собрание (конференция) членов коллегии адвокатов

- президиум коллегии адвокатов

- ревизионную комиссию.

В декабре 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали совместное постановление «Об улучшении правовой работы в народном хозяйстве». Адвокатура несла значительную нагрузку в правовом обслуживании предприятий, учреждений, совхозов и колхозов, в которых отсутствовала юридическая служба.

Конституция СССР, принятая в 1977 году, включала статью, в которой говорилось об адвокатуре (ст. 161), а 30 ноября 1979 года принимается Закон СССР «Об адвокатуре».

20 ноября 1980 года на основе данного Закона принимается Положение об адвокатуре РСФСР, которое действовало до принятия нового Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.

В дальнейшем, с согласия Министерства юстиции СССР возникли, в качестве эксперимента, «параллельные» коллегии адвокатов, укрепившие свои позиции, составившие конкуренцию «традиционным» коллегиям и своей, иногда, не совсем стандартной деятельностью наработавшие опыт, вошедший в содержание ныне действующего законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Так, в ноябре 1992 года решением Президиума Вологодской областной коллегии адвокатов № 2, образованной в марте 1991 года и являющейся коллегией «параллельной», в городе Вологда образована юридическая консультация «Адвокатская фирма ЛИКС», наделенная правами юридического лица - в порядке эксперимента.

Управление юстиции Минюста России по Вологодской области обратилось к коллегии адвокатов с требованием о необходимости приведения статуса юридической консультации «Адвокатская фирма ЛИКС» в соответствие с Положением об адвокатуре РСФСР и лишения ее прав юридического лица.

Президиуму коллегии № 2 удалось доказать необходимость и «безвредность» подобного эксперимента и получить разрешение Минюста России на сохранение этой юридической консультации в прежнем виде до принятия нового закона об адвокатуре.

Следует отметить, что опыт деятельности параллельных коллегий адвокатов убедительно показал как своевременность разрешения Минюста СССР (в лице М.П. Вышинского) на их образование, так и соответствие указанных коллегий действующему законодательству об адвокатуре.

Таким образом, на протяжении всего периода своего развития, от зарождения в виде стряпчества, до вполне сформировавшегося и неотъемлемого института гражданского общества демократического государства (к которому стремится современная Россия), адвокатура в нашей стране прошла (и проходит, на сегодня) сложный путь становления и развития.

 

4.

1.) Конституция РФ.

В действующей Конституции Российской Федерации получило закрепление право граждан на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатно, в случаях, предусмотренных законом (ст. 48). Это право гарантируется, в том числе, и наличием института адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов.

2) Кодексы и иные федеральные законы, законы субъектов РФ.

Итогом почти десятилетней борьбы адвокатского сообщества и Министерства юстиции стал Федеральный закон № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре), принятие которого 31 мая 2002 г. ознаменовало собой новый этап в развитии российской адвокатуры - ее реформирование и принципиально иное развитие ее основных институтов.

Закон об адвокатуре, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., пришел на смену Положению об адвокатуре в РСФСР 1980 г.

В статье 4 предусмотрено, что законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатуре, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных Законом об адвокатуре, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Порядок досудебной деятельности адвокатов, а также участие адвокатов в процессах регулируют ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ.

- на территории Тульской области принят и действует Закон № 405-ЗТО от 29.10.2003 г. «О порядке избрания представителей от Тульской областной Думы в квалификационную комиссию при адвокатской палате Тульской области».

3) Акты Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.

- Постановление Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 570 «Об утверждении Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании и формы свидетельства о регистрации страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании»;

- Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг».

- Приказ Минюста РФ от 29.07.2002 г. № 211 «Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации»;

- Приказ Минюста РФ от 16.08.2005 г. № 133 «Об утверждении формы удостоверения адвоката».

4) Акты Федеральной палаты адвокатов

- Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изм. и доп., утв. вторым Всероссийским съездом адвокатов 8 апреля 2005 г.)

- Примерное положение о помощнике адвоката (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов 17 сентября 2003 г.)

- Примерное положение «О стажере адвоката и порядке прохождения стажировки» (рекомендовано Федеральной палатой адвокатов 17 сентября 2003 г.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.