Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде






 

Пояснительная записка

 

Актуальность. Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и ос­тается актуальным. Значение психологических факторов в регуляции межэтни­ческого взаимодействия очень велико и будет постоянно возрас­тать, так как это неизбежно в условиях все более активизирую­щихся международных контактов, все большей взаимозависи­мости отдельных стран и народов, целых регионов и континен­тов планеты друг от друга [7].

Психологические проблемы, переживаемые вынужденными мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосозна­ния, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к ок­ружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых момен­тов - это кризис идентичности, потом) что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и воз­можностей. В частности, кризис идентичности - это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своем) народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформировалась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я? Какой я?». Если я азербайджанец, то почему, когда я веду себя как азербайджанец, то есть импульсивно, эмоциональ­но, то встречаю негативную реакцию со стороны окружения.

Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национально­стей. Ребенок может болезненно решать: кто я - русский или армянин? Одна из форм кризиса идентичности - отрицательная этническая идентичность, когда ребенок стыдится того, что он еврей, татарин и т. п. Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в си­туации неопределенности обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая само­оценка. Его личность дезинтегрирована, происходит ее «расфо­кусировка» - пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия.

Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что беже­нец теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попа­дает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.

Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они вырос­ли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выра­ботались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят неле­по, что они делают что-то не так, что на них обращают излиш­нее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления куль­турного шока, который может длиться очень долго. По мере ус­воения новой культуры человек преодолевает этот кризис и ста­новится способным принять чужую культуру.

Концептуальная основа программы. Для понимания механизмов развития межнациональных от­ношений в отдельно взятом классе рассмотрим существующие типы межэтнических отношений. В зависимости от того, каким образом впервые встретились два или большее число этносов этнопсихологи выделяют четыре типа развития межэтнических отношений. Первый тип взаимо­действия, когда какая-либо этническая группа (или отдельный представитель этноса) включается в существующее общество (классный коллектив), второй тип, связан с завоеванием и до­минированием, когда большое число оккупантов вторгается на сравнительно слаборазвитую территорию, моделью третьего типа является создание колоний; при четвертом типе взаимо­отношений этнос с высоким уровнем развития оказывается под игом народа с примитивной культурой, но представители завое­вателей постепенно усваивают культуру подвластных народов. Мы не будем подробно останавливаться на втором, третьем и четвертом типах взаимодействия, так как в условиях общеобра­зовательной школы имеет место только первый тип. В данном случае взаимоотношения группы или отдельного человека и классного коллектива проходят через четыре этапа [7].

Первый этап - этап первоначального контакта. Здесь очень важно первое впечатление. В младших классах не послед­нее место занимает отношение самого классного руководителя к представителям этнических групп, сила личности вновь прибывшего ученика, а также такие факторы, как наличие у пред­ставителей классного коллектива отрицательных стереотипов, был ли опыт общения с представителями данного этноса и т. д.

Второй этап - этап соперничества. После первых кон­тактов может иметь место соперничество из-за социального ста­туса в классном коллективе. Как правило, представители этни­ческих меньшинств начинают свою жизнь в классе с самых низ­ких социальных статусов, но у них сильна мотивация повыше­ния своего статуса в группе. Классному руководителю нужно помнить об этом. На данном этапе часты конфликты, идет раз­деление обязанностей, социальных ролей, порой скрытое от классного руководителя. При благоприятном развитии взаимо­действия наступает третий этап.

Третий этап - этап аккомодации. На данном этапе на­блюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отноше­ния. Каждая из сторон начинает понимать, как следует действо­вать по отношению друг к другу.

Четвертый этап - этап ассимиляции. Не все классные коллективы приходят к этому этапу. Как отмечают этнопсихо­логи, главным препятствием на пути ассимиляции этнического меньшинства является сопротивление той части общества (в нашем случае - класса), где они стараются адаптироваться. В чистом виде ассимиляции в классных коллективах, как правило, не происходит, очень редки браки бывших одноклассников раз­ных национальностей, но на этом этапе повышаются статусы представителей этнических групп.

Цель данной программы - помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы. Для этого в тренинговую часть программы включены упражнения «Памятка эмиг­ранту», «Неведомые миры»; также предусматривается совмест­ная коллективная деятельность по созданию проектов. В национальных отношениях важными феноменами, затруд­няющими эффективное взаимодействие, являются этноцен­тризм, предубеждения (предрассудки), этнические стереотипы [7].

Этноцентризм И.С. Кон определяет, как склонность рас­сматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собст­венного народа. Предубеждение (по Гордону Олпорту) - отрицательное мнение о других без достаточного основания. Предрассудок (по Налчаджяну) - такая точка зрения, которая основана на оши­бочных и жестких обобщениях.

Структура этнических предубеждений включает в себя:

  • Отрицательную установку к другой этнической группе и ее членам.
  • Неправильные суждения об этой группе.

А. А. Налчаджян отмечает, что личные контакты людей рав­ного статуса очень важны для преодоления предубеждений. Из­вестно, что изменение установки приводит к изменению пове­дения. Однако столь же верно, что изменение поведения может привести к изменению установок. Если представители двух эт­нических групп предубеждены друг против друга, то следует создать условия для их непосредственного общения, чтобы они смогли опираться на свой личный опыт, а не на стереотипы.

Известен механизм изменения установок. Он предполагает три пути:

  • Первый - получение новой информации и изменение когни­тивного блока установки.
  • Второй - изменение эмоционального компонента установки, после чего меняется когнитивный блок.
  • Третий - создание таких условий, чтобы человек совершил несовместимые с его установкой действия. Тогда в его психике возникает конфликт, когнитивный диссонанс, который и приво­дит к изменению когнитивного и эмоционального блоков уста­новки.

Данная программа предусматривает коллективную проект­ную деятельность учащихся, благодаря которой школьники мо­гут получить новый положительный эмоционально окрашенный опыт взаимодействия с одноклассниками, и тогда установка ти­па «Все лица кавказской национальности хитрые и т. п.» может поменяться на другую: «А в нашем классе учатся нормальные ребята с Кавказа».

Этнические стереотипы как предвзятое мнение о националь­ных свойствах людей другого народа, сопровождаясь отрица­тельными эмоциями, становятся часто социальными преградами в межличностном общении и взаимопонимании разных национальностей.

Этнические стереотипы - это одна из разновидностей соци­альных стереотипов. Под социальным стереотипом обычно по­нимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окра­шенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социаль­ной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Этнический стереотип очень устойчив, ригиден, консервативен, что позволяет стереотипу успешно со­противляться любой информации, направленной на его измене­ние. Другими словами, что бы ни происходило в мире, мнение людей об определенной этнической общности очень долгое время не меняется. Как правило, социальный стереотип является преимущественно негативным, что препятствует полному, адек­ватному взаимопониманию людей. Этнический стереотип - это своеобразные «шоры», искажающие видение социальной реаль­ности [7].

Можно сделать вывод, что из-за социальных (и, в том числе этнических) стереотипов люди приписывают сходные характе­ристики различным членам одной и той же группы без доста­точного осознания возможных различий между ними. Отличи­тельной чертой социальных стереотипов является то, что они усваиваются детьми очень рано и используются ими задолго до возникновения собственных ясных представлений о тех груп­пах, к которым они относятся. Обычно стереотипы не представ­ляют большой проблемы, когда не существует явной враждеб­ности в отношениях групп, но они становятся опасными, когда возникает социальная напряженность.

Во всем мире считается, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы. Но проблема заключается в том, что далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы. Межэтнический стереотип может быть снят только при соблюдении определенных условий орга­низации контакта. Другими словами, если школьники разных национальностей учатся в одном классе, это еще не означает, что у них автоматически, сами собой будут разрушаться стерео­типы. Для этого нужны определенные условия: признание ра­венства сторон, наличие обстановки открытости и доверия, при­нятие общих, значимых для обеих сторон целей, уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т. д.

А. А. Налчаджяп отмечает, что если бы все этнические груп­пы обладали всеми знаниями всех этнических культур, границы между ними стали бы неопределенными и даже исчезли бы. В настоящий момент этнические группы стремятся взаимодей­ствовать только в таких сферах, которые не угрожают целостно­сти их культуры. (Безопасной считается сфера экономики; в ус­ловиях школы наиболее безопасной является сфера получения новых знаний.) Группы действуют по принципу: чего не знаю, того боюсь, а лучшая защита, как известно, нападение.

Для того чтобы менять ситуацию в сторону стирания межэт­нических границ, данной программой предусмотрены клубные занятия, целью которых является знакомство с культурой, тра­дициями разных этнических групп, представленных в конкретном классе. На самом деле у этнических групп различий гораздо меньше, чем сходств, поскольку человечество представляет со­бой единый биологический вид. Чтобы донести эту мысль уча­щимся, программой предусмотрено упражнение «Чем мы похо­жи».

В противоположность этноцентризму в детской среде не редки случаи, когда учащиеся имеют отрицательную этниче­скую идентичность, то есть стесняются своей национальности. Обычно это происходит в результате социальных потрясений, межнациональных конфликтов. Данное состояние называется кризисом этнической идентичности. Программой предусмотре­на диагностика, позволяющая выявить степень идентичности учащегося со своей этнической группой. Одна из задач разви­вающих занятий - восстановление положительной этнической идентичности [7].

В целом в методологическую основу программы положена концепция адаптивного подхода А. А. Налчаджяна. Смысл этого подхода состоит в том, что многие этнические механизмы и процессы служат целям адаптации индивидов и этнических групп к тем социальным и межэтническим условиям, в которых они существуют.

Под социально-психологической адаптацией понимается та­кое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:

  • Во-первых, сознанием необходимости постоянных измене­ний в отношениях со средой через овладение новыми способами ведения.
  • Во-вторых, приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности подростка по отношению к меняющимся условиям среды. Новые приспо­собительные механизмы «гармонизируют» отношения со сре­дой.

Этнические меньшинства очень чувствительны к оценкам доминирующих групп и, естественно, желают, чтобы их оцени­вали выше других. По своей сути это незрелая тенденция лично­сти понравиться старшему, сильному или, как в данном случае, многочисленному. В программу включены занятия, направлен­ные на повышение самооценки учащихся [7].

Цель программы - профилактика в среде обучаю­щихся образовательных учреждений конфликтов на межнацио­нальной почве.

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с понятием толерантности, кри­териями толерантности.
  2. Дать возможность осознать причины и следствия непони­мания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.
  3. Показать последствия проявлений нетерпимости между народами и культурами.
  4. Сформировать навыки и установки, необходимые для ус­пешного взаимодействия с представителями различных культур.
  5. Поддержать процесс формирования у обучающихся пози­тивной самооценки и положительной этнической идентифи­кации.
  6. Познакомить обучающихся с культурой, историей этно­сов, представленных в классе.

Механизм осуществления: рефлексия, с опорой на личный опыт участников программы, импринтинг. Программа содержит 4 блока:

  • Диагностический.
  • Развивающий (тренинговая часть, проектная работа).
  • Консультативный.
  • Психолого-педагогическое сопровождение (клубная работа). Используемые формы и методы - опросник, элементы дискуссии, обучающие упражнения, кейсметоды, ролевое про­игрывание, рефлексия.

Данная программа может проводиться в классах образова­тельного учреждения, где обучаются школьники различных на­циональностей, особенно она актуальна для тех классов, где по результатам социометрической диагностики наблюдается небла­гополучие, связанное с этническими разногласиями [7].

Программа рассчитана на 12 часов групповых занятий, по одному занятию в неделю. Кроме того, во внеурочное время реализуется консультативная, проектная, клубная деятельность.

Программа может быть использована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.

Ожидаемые результаты - успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсут­ствие или снижение количества конфликтов на межнациональ­ной почве.

Отсроченные результаты - создание волонтерских групп из числа обучающихся, участников данной программы по профи­лактике конфликтов на межнациональной почве.

Требования к ведущим. Ведущими программы могут быть педагог-психолог, социальный педагог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; помогать в работе группы может и классный руководитель того класса, в котором реализуется программа. Главное, чтобы ведущих было не менее двух человек, в таком случае работа будет более эффективной, и, кроме того, появляется возможность самим ведущим демонстрировать уча­щимся толерантное отношение друг к другу, осуществлять сотрудничество. Ведущим необходимо иметь представления о психологии межэтнических отношений, навыки групповой ра­боты [7].

Главное требование - высокий уровень личной толе­рантности к представителям различных национальностей.

Ведущим следует помнить основные принципы групповой работы:

  • Принцип добровольности. Хоть и желательна работа со всем классом в целом, но если кто-то из учащихся по тем или иным причинам отказывается от участия в занятиях, то застав­лять его нельзя. Здесь срабатывает принцип «соленого огурца»: если большая часть детей прошла обучение по какой-либо про­грамме, то отдельные учащиеся, не проходившие данное обуче­ние, быстро проникаются идеями, приоритетными в данном дет­ском коллективе.
  • Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и про­исходит в группе, не должно стать достоянием третьих лиц. Это требование является условием создания атмосферы психологи­ческого комфорта, доверия и принципа безопасности.
  • Принцип безопасности. Ведущий выступает гарантом пси­хологической и физической безопасности обучающихся.

 

Содержание программы.

 

Блок Цели Задачи Формы и методы Сроки
         
Диагностический Определение классных коллективов, где наблюдается неблагополучие связанное с этническими разногласиями. 1.Выявить классы, в которых обучается школьники разных национальностей 2.Выявить особенности идентификации обучающихся со своей этнической группой, особенности их этнического самосознания 1.1.Состовление по национальному составу национальной карте класса. 1.2.Наблюдение за проявлением признаков нетерпимости. 2.Опросник «Типы этнической идентичности», авт. Солдатова Г.У., Рыжова С.В. Данная работа проводится в подготовительный период. Занятие 1.
Развивающий Создать доброжелательную атмосферу в группе. Дать понятие толерантности 1.Создать условия для знакомства участников. 2.Ознокомить обучающихся с правилами групповой работы. 3.Сделать презентацию программы. Упражнения «Снежный ком», «Ураган», «Цветик – Семицветик», Беседа о толерантности, о программе. Занятие 2.
Создание условий, спосособствующих осознанию подростками наличия этнических предрассудков, этнических установок 1.Познакомить детей с понятиями «предрассудок», «установка». 2.Помочь участникам группы задуматься над своими этническими установками, этническими предрассудками. 3. Организовывать обсуждение темы: позитивные и отрицательные этнические установки. Упражнения «Поздоровайся разными способами», «Паутина предрассудков, игра «Мост». Занятие 3.
Развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов 1.Показать опасность проявлений нетерпимости между представителями разных народов и культур. 2.Дать возможность осознать причины и следствия непонимания возникшего на основе взаимодействия человека с представителями других культур. Упражнения «Инопланетяне», «Карта нетерпимости» Занятие 4.
Развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов 1.Ознакомить обучающихся с понятием толерантности. 2.Ознакомить обучающихся с критериями толерантности Упражнения «Клубочек» притча, синквейн Занятие 5.
Развитие у обучающихся толерантного отношения к одноклассникам представителям разных этносов Структурировать знания учащихся друг о друге как о представителях разных национальностей Игра «Герой наших встреч» (на одной встрече героями могут быть сразу все представителями одного этнического меньшинства, то есть все казахи, все армяне и т.п.). Занятия 6-11 (количество занятий зависит от количества обучающихся в классе). Последняя встреча – заключительная.
Социализация обучающихся Формировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур Организация проектной деятельности учащихся: разработка и реализация проектов «Моя родина - ….» «Новичок в классе». В течении всего времени реализации программы.
Консультативный 1.Расширение представлений педагогов и родителей по психологии межэтнических отношений     2.Оказание индивидуальной психологической помощи в решении проблем, связанных с межэтническими отношениями 1. Создание единого понятийного пространства между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: педагогами, родителями, школьниками.   1.Уточнение проблемы. 2.Актуализация стремления разрешить имеющиеся затруднения Презентация программы, лекции для педагогов, выступления на родительских собраниях, групповые консультации, беседы с использованием памятки для родителей. Любые формы и методы индивидуального консультирования, которыми владеет психолог В течение времени реализации программы.   В течение всего времени реализации программы.
Психолого-педагогическое сопровождение Психолого-педагогическое сопровождения обучающихся Знакомство с национальной символикой, национальными героями, географическими объектами, бытом, национальными костюмами, кухней, обычаями, традициями различных этносов, представленных в классе. Организация клубной работы (одна встреча посвящается одной этнической группе): «День России», «День Армении» и т.д. После реализации основной части программы во внеурочное время.   1-2 заседания клуба в месяц.

 

Рекомендации по содержанию и проведению групповых занятий.

 

Структура развивающих занятий.

Первое занятие полностью диагностическое. Диагностика проводится фронтально. Содержание методических материалов представлено в Приложении 2. В конце занятия обязательно подводятся итоги: результаты самодиагностики обрабатываются школьниками, ведущий комментирует в общих чертах получен­ные результаты по трем уровням: низкий, средний, высокий. Ре­бятам, которые желают более подробной интерпретации своих результатов, нужно предложить индивидуальную консультацию психолога. Далее предлагается проводить занятия по классической структуре. (Это касается занятий 2, 3, 4, 5.)

  1. Разминка. Разогрев участников. Создание доброжела­тельной атмосферы. Работа считается успешной, если все уча­щиеся или подавляющее большинство чувствуют себя доста­точно защищенными.
  2. Основная часть занятия. Эта часть может вклю­чать в себя лекции, задания, упражнения, игры, направленные на усвоение темы занятия. Опытный психолог-тренер может ис­пользовать свои наборы игр, реализующие поставленные программой задачи.

В программе используются широко известные методики, уп­ражнения и психотехнические игры. Мы оправдываем их вклю­чение в данную программу, поскольку считаем важным пред­ставить алгоритм сочетания приведенных методов в единой сис­теме профилактической работы [7].

  1. Рефлексия занятия. Это, как правило, завершающая часть, но может проводиться и в середине занятия, если упраж­нение требует обмена чувствами, впечатлениями, мнениями, на­строениями.

Содержание занятий 2-5

Занятие 2.

Цель занятия: знакомство участников друг с другом; формирование начальной мотивации на работу и активное уча­стие в ней.

Задачи:

  1. Познакомить между собой участников группы.
  2. Ввести правила групповой работы.
  3. Познакомить участников с целями и задачами программы, определением толерантности.
  4. Выяснить конкретные цели и ожидания участников от по­сещения занятий.
  5. Создать атмосферу психологического доверия. Оборудование: лист ватмана, бумага для бейджиков. фломастеры, вырезанные из бумаги цветы с 7 лепестками (по количеству участников), мяч, мягкая игрушка.

Ход занятия

  1. Знакомство участников друг с другом.

В начале занятий ведущий должен кратко представиться. Ведущий. Для того чтобы мы познакомились друг с дру­гом и запомнили свои имена, проведем игру-разминку «Снеж­ный ком». В общем кругу каждый называет свое имя. Работа развора­чивается по принципу «снежного кома»: первый участник назы­вает свое имя, второй - имя предыдущего участника, потом свое; следующий называет имена двух предыдущих, затем свое имя, и т. д. Самому последнему участнику нужно будет назвать имена всех членов круга. После этого каждый участник получает возможность сделать себе бейджик с именем.

  1. Вступление ведущего.

Вступление должно быть посвящено знакомству участни­ков группы с целями, задачами, коротко с содержанием рабо­ты, принципами организации последующих встреч и правилами их проведения. При необходимости молено обговорить ритуалы приветствия и прощания, которыми будет начинаться и за­канчиваться каждое занятие.

Ведущий. Чтобы наши встречи были как можно более продуктивными, мы будем придерживаться простых правил:

  • Соблюдать конфиденциальность, т. е. не разглашать все ус­лышанное на занятии за его пределами;
  • Относиться уважительно к высказываниям других; не пере­бивать говорящего.
  • Каждый может пропустить свою очередь, если не хочет вы­сказываться.

Правила записываются на листе ватмана, который посто­янно висит на стене во время всех последующих занятий группы [7].

  1. Игра «Ураган».

Участники сидят в кругу, водящий стоит в центре. Водящий произносит фразу «Ветер дует на того, кто...» и называет какое-нибудь качество. Все кто считает, что у него есть это качество, встают и меняются местами. Задача ведущего - занять пустой стул. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Иногда водящий может сказать: «Ураган!», тогда все игроки должны поменяться местами.

  1. Упражнение «Цветик-семицветик».

Каждому участнику дается вырезанный из бумаги цветок с семью лепестками. В середине цветка участники пишут свое имя, далее по команде ведущего в лепестках по часовой стрелке пишут любимое время года, любимое животное, любимое блю­до, любимый цвет, любимого персонажа, любимый школьный предмет, любимый фильм (мультфильм). По завершении этой работы в микрогруппах идет обсуждение темы «Чем мы похо­жи»; далее ребята поворачиваются лицом в общий круг. Веду­щий предлагает всем закончить фразы:

  • «Мне интересно общаться с... (называется имя одного из участников), потому что мы оба любим...».
  • «Я хочу дружить с потому что он (а) любит...».
  1. Выяснение ожидании участников от работы в группе.

Ведущий. После того как мы познакомились с целями и задачами программы и друг с другом, пусть каждый из вас, по кругу, скажет, какую цель лично для себя он видит в посещении наших занятий. Поможет нам это сделать игрушка-талисман. Тот, у кого она в руках, говорит. (Ведущий вводит в работу ка­кой-либо предмет, который будет присутствовать на протя­жении всех занятий.)

  1. Итоги занятия.

Ведущий подытоживает все вышесказанное.

Давайте в знак того, что мы с вами сегодня хорошо пора­ботали, хорошо поаплодируем друг другу. Теперь подобным об­разом прощаться мы будем каждую встречу [7].

 

Занятие 3.

Цель занятия: создание условий, способствующих осознанию подростками наличия этнических предрассудков, эт­нических установок.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятиями «предрассудок», «уста­новка».
  2. Помочь участникам группы задуматься над своими этни­ческими установками, этническими предрассудками.
  3. Организовать обсуждение темы позитивных установок, способствующих развитию межнациональных отношений, и от­рицательных, приводящих к межнациональным конфликтам.

Необходимые материалы (оборудование): бумага формата А4, игрушка-талисман, моток веревки, ручки, флома­стеры.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Поздоровайся разными способами».

Ведущий. Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные на­роды мира. Давайте здороваться разным способами: рукопожа­тием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево - вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эскимосски), обнявшись по-дружески и т. д. Вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым по­здоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каж­дый участник не поздоровается со всеми [7].

  1. Упражнение «Паутина предрассудков».

Оборудование - моток веревки.

Ведущий рассказывает о негативной роли предрассудков, предубеждений в отношениях между людьми.

Предубеждение - отрицательное мнение о других без доста­точного основания. Предрассудок - такая точка зрения, которая основана на ошибочных и жестких обобщениях.

Опутанный паутиной предрассудков человек чувствует себя бесправным, беззащитным, обиженным. Ведущий предлагает участникам вспомнить и назвать какой-либо народ, который традиционно является объектом насмешек и анекдотов. Предлагается кому-то из участников сыграть роль этого народа. Этот участник садится в центр круга на стул, а остальные участники начинают перечислять известные им стереотипы, негативные представления, связанные с этим народом. После каждого негативного высказывания ведущий обматывает участника, пред­ставляющего «народ», веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока тот не сможет пошевелиться. Далее веду­щий спрашивает, что чувствует «народ».

Вопросы к участникам: «Какие у вас возникли чув­ства?», «Вы бы хотели оказаться в роли этого народа?». После обсуждения необходимо распутать «народ». Для этого ведущий предлагает вспомнить что-то хорошее об этом народе, посочув­ствовать ему. Участники по очереди высказываются. А ведущий виток за витком распутывает паутину. Упражнение заканчивает­ся, когда «народ» полностью освобожден от паутины предрассудков.

  1. Игра «Мост».

Оборудование: листы бумаги формата А4.

Ведущий делит всех участников на две группы: аборигены и миссионеры. Каждой группе отдельно от другой группы дается установка. Установка миссионерам. Племя аборигенов живет на острове, отдельно от всех циви­лизаций. Миссионеры хотят построить мост для того, чтобы приобщить полудикое племя аборигенов к благам цивилизации. Ситуация осложняется тем, что никто не знает языка аборигенов.

Установка аборигенам.

Среди аборигенов выбирается вождь племени и дается уста­новка на проявление усиленной агрессивности, так как в исто­рии их племени уже был опыт общения с миссионерами, кото­рый не имел положительных результатов.

Цель игры - выполнить миссию: построить мост и уго­ворить аборигенов перейти по нему на «Большую землю».

Ход игры.

Участники делятся на две группы. Каждой группе после по­лучения установки дается 5-7 минут на подготовку: обсуждение ролей в группе, выработка стратегии, аборигены могут при по­мощи подручных материалов принять соответствующий имидж дикарей. После подготовительного этапа миссионеры начинают свою работу (примерно через 15 минут).

По окончании работы проводится рефлексия занятия.

  • Удалось ли выполнить миссию?
  • Какие установки были получены группами?
  • Помогали эти установки или мешали работе?
  • Что такое установка?

Участники пробуют дать свое определение. Затем его дает ведущий: «Установка - готовность, предрасположенность субъ­екта, возникающая при предвосхищении им появления опреде­ленного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправлен­ный характер протекания деятельности по отношению к данно­му объекту» (Петровский А. В.)].

  • Какие трудности встретились в работе, как они преодоле­вались?
  • Как установки проявляются в общении между разными на­родами?
  1. Рефлексия по всему занятию.
  2. Ритуал прощания.

Занятие 4.

Цель занятия: развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Задачи:

  1. Показать опасность проявлений нетерпимости между представителями разных народов и культур.
  2. Дать возможность осознать причины и следствия непони­мания, возникшего на основе взаимодействия человека с пред­ставителями других культур.
  3. Оборудование: карта мира, флажки, игрушка-талисман, бумага, ручки.

Ход занятия.

Ритуал приветствия.

Например, каждый участник произносит фразу: «Меня зовут... (участник называет свое имя), всем - привет!».

    1. Упражнение «Инопланетяне».

Ведущий предлагает 2-3 желающим выйти за дверь. Они будут выполнять роль «инопланетян». Оставшимся «землянам» дается установка: на Землю прилетел инопланетный корабль, «инопланетяне» стараются войти в контакт с «землянами», но поскольку мы не знаем, с какими намерениями прилетели при­шельцы из космоса, то вы не отвечаете на их попытки, игнори­руете их и эмоционально выражаете нежелание общаться. Толь­ко после условного знака ведущего, например скрещивания рук на груди, участники начинают вступать в контакт с «иноплане­тянами» [7].

«Инопланетянам» дается другая установка: вы прилетели на Землю с самыми добрыми намерениями, языка землян вы не знаете, но хотите наладить контакт с ними любым способом.

После этого «инопланетяне» заходят в комнату, и начинает­ся процесс установления контакта - до условного сигнала веду­щего и после условного сигнала. По завершении работы предлагаются вопросы.

Ведущий спрашивает у «инопланетян»: «Удалось ли им вступить в контакт с землянами?», «Считают ли они контакт удачным и почему?», «Почувствовали ли они разницу между первой частью общения и второй?», «Когда было легче нахо­дить контакт?».

Далее вопрос к «землянам»: «Что чувствовали в первой час­ти упражнения, что во второй?», «Как действовала установка, данная ведущим?». После обсуждения делается вывод, что мешает, что помогает устанавливать контакты между народами.

    1. Упражнение «Кто и какой я»

Оборудование: листы бумаги и ручки на каждого уча­стника.

Ведущий предлагает всем участникам написать фразу «Я -... (указание национальности)». Например: «Я - русский», «Я - азербайджанец» и т. д. Далее национальность записывается в столбик по буквам, и нужно к каждой букве написать качество личности, начинающееся на эту букву. Например, запись может выглядеть следующим образом: «Р – рассудительная, У – умная, С – спокойная, С – самостоятельная, К- красивая, А – активная, Я - яркая».

Желающие зачитывают, что у них получилось. Ведущий об­ращает внимание ребят на то, сколько было одинаковых букв, а какие разные были приведены примеры качеств. Наверное, это не случайно, люди тоже и похожи между собой, и отличаются друг от друга [7].

Ведущий коротко рассказывает участникам библейскую притчу о вавилонской башне.

...Потомки Ноя быстро размножались и заселяли Землю. В то время на Земле был один язык и одно наречие. Но вскоре обнаружилось, что люди, родившиеся после потопа, ничуть не лучше людей, живших до потопа. Они тоже часто творили зло.

Однажды люди собрались вместе и сказали: «Построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу Земли». Они наделали кирпичей из гли­ны и ревностно занялись постройкой.

Но Богу была неугодна гордыня людей, желающих так про­славить себя. Он сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди, и сказал: «Вот один народ, и один у всех язык. И вот что они начали делать, и не отстанут от того, что начали делать». И Бог смешал язык людей, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли больше строить башню. Потом Бог рас­сеял их по всей Земле...

Обсуждение:

  • Как вы думаете, для чего изначально людям был дан еди­ный язык.
  • В чем древние люди не оправдали возлагаемые на них на­дежды?
  • К чему приводит гордыня, нетерпимость? 4. Упражнение «Карга нетерпимости».

Оборудование: карпа мира, флажки.

Ведущий и участники перечисляют «горячие точки» плане­ты за последние годы и обозначают их на карте с помощью флажков.

Обсуждение:

  • Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человече­ским жертвам.
  • Каковы основные причины конфликтов?
  • Какие вы могли бы предложить способы, помогающие из­бежать возникновения «горячих точек»?

Ритуал прощания.

Занятие 5

Цель занятия: развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с понятием толерантности.
  2. Ознакомить обучающихся с критериями толерантности. Необходимые материалы (оборудование): клубок ниток для вязания, бумага для записей, игрушка - талисман, ват­ман, ручки, фломастеры.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия (включение и работу).
  2. Упражнение " Клубочек»

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга с помо­щью клубочка ниток следующим образом: один из игроков бе­рет клубок ниток, наматывает себе на палец пару петель и со словами «Я приветствую...» называет имя одного из игроков и кидает клубок игроку с названным именем. Тот игрок также наматывает пару петель на палец' Кидает со словами приветст­вия следующему игроку, и так длится до тех пор, пока у каждого игрока по одному разу не побывает клубок. В конце этой части упражнения получается красивая паутинка. Далее ведущий предлагает в обратном порядке распутать паутинку: игрок, которому клубок попал в последнюю очередь, говорит: «Я желаю... (имя того, кто бросал ему клубок) получить много новых впечатлений». Таким образом, участники кидают клубок в об­ратном направлении с добрыми пожеланиями. Упражнение за­канчивается, когда клубок возвращается к веду тему.

  1. Знакомство с притчей и ее обсуждение.

Ведущий. «Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи [7].

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумле­нием разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слиш­ком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои нарос­ты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеётесь над моей худой шеей!». Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испо­кон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно».

Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • В чем смысл этой притчи?
  • Какие возникают отношения между людьми разных наро­дов из-за внешних различий?
  • Можно ли оправдать поведение женщин?
  • Кто в этой ситуации прав?
  • К чему призывает эта притча? Чему она учит людей? Вывод: народы различаются между собой, и часто те, кто смеется над другими, не понимают своей ущербности. Поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.
  1. Введение понятия толерантности.

Ведущий. Толерантность - уважение и признание равен­ства всех народов, отказ от доминирования и насилия, призна­ние многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - готовность принять других такими, какие они есть. Все ученые сходятся во мнении, что толерантность - это ка­чество людей, которое только и может спасти мир от самораз­рушения. В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» час­то выступают как синонимы.

  1. Составление синквейнов.

Ведущий предлагает разделиться на микрогруппы и соста­вить синквейн со словом «терпимость» (оборудование - бумага, ватман, фломастеры). По ходу работы группы зачитывают свои варианты.

Например:

  1. С помощью имен прилагательных объясните, каким дол­жен быть человек, обладающий мним качеством. Снисходительный, великодушный, милосердный.
  2. С помощью глаголов объясните, каким должен быть че­ловек, обладающий этим качеством. Прощает, принимает, понимает.
  3. С помощью законченной мысли в виде предложения объ­ясните, каким должен быть человек, обладающий мним каче­ством.

Терпимость - это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием че­го-либо или кого-либо, отличающегося от привычного, то есть допускать, принимать существование этого чего-то или кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.

  1. С помощью ключевых слов в виде имен существительных (резюме высказанной мысли) назовите вызываемые у вас ассо­циации слова «терпимость». Выдержка. Примирение. Принятие. Снисходительность. Великодушие.

Ведущий делает вывод:

Самоуважение и уважение к другим являются непременны­ми свойствами терпимого человека, также как самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризуют чело­века ответственного и уживчивого. В свою очередь, терпимость и ответственность - черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.

  1. Упражнение «Воспоминание».

Цель: вспомнить, что происходило на протяжении преды­дущих трех и сегодняшнего занятий, подвести итоги работы данного этапа программы.

Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что происходило на занятиях, что больше всего запомнилось, поделиться тем. ка­кие изменения произошли с участниками, от каких установок, убеждений они, может быть, отказались, какой новый опыт при­обрели.

 

Структура и содержание занятий 6-11

Название этих занятий «Герои наших встреч» говорит само за себя. На каждую встречу выбираются 1-2 героя из числа уча­щихся класса - представителей этнических групп. Цель данной встречи - поближе познакомиться с этими ребятами, создать доброжелательное отношение к ним в классе, повысить их со­циометрический статус, создать условия для успешной адапта­ции их в коллективе [7].

Герои встреч выбираются заранее; каждый участник про­граммы должен побывать в роли героя; первых двух можно вы­брать по желанию, а далее в конце каждой встречи с помощью определенного ритуала будут выбираться герои следующей встречи.

Процедура проведения. Все участники сидят в кругу.

  1. Ведущий приветствует всех, открывает встречу, представ­ляет героев встречи.
  2. Далее предоставляется слово героям; если их двое, то сна­чала ведется беседа с одним, потом со вторым. (Как правило, одного часа хватает, чтобы познакомиться с двумя учащими­ся.) Каждый герой встречи рассказывает о себе: кто его родите­ли, есть ли братья и сестры, где родился, откуда приехал, чем увлекается, кто его друзья, как познакомился с ними; показыва­ет интересные фотографии из семейного альбома. Можно уст­роить выставку достижений героев встречи: поделки, грамоты, медали, запись на видео и т. д. (Желательно, чтобы на встречу пришли родители, брат, сестра, друзья героев, тогда они тоже добавляют что-то к сказанному.)
  3. После этого начинается пресс-конференция. Все сидящие в кругу задают героям по» одному вопросу. Вопросы должны быть подготовлены ребятами заранее, носить корректный харак­тер, быть направленными на уточнение хобби, интересов, увле­чений, достижений героя встречи и т. п. (Для усиления игровой мотивации можно передавать по кругу микрофон, а учащимся представляться журналистами разных изданий.)
  4. После полученных ответов также по кругу ребята дают положительную обратную связь герою, обращаясь к нему по имени («Саша, ты молодец, что защищаешь девчонок, я желаю тебе...»). Пожелание, естественно, должно носить позитивный характер. Оно записывается вторым ведущим на память герою, например на лучах солнышка, где в центре вписано его имя. В конце встречи это солнышко дарится герою на память.
  5. По желанию героя и при наличии талантов может быть исполнен концертный номер. (Возможно совместное исполне­ние номера со вторым героем, тогда это проходит после вто­рого круга, то есть после знакомства со вторым героем встречи.)
  6. В конце встречи проводится ритуал выбора героев на сле­дующую встречу. Герои берут две короны (или какие-то еще символы) и по своему усмотрению надевают их на головы тех ребят, которые еще не были героями встреч.
  7. Ритуал прощания может включать фотографирование ге­роев встречи; после последней встречи можно сделать коллек­тивный фото коллаж.

Рекомендации к проектной деятельности.

В последние годы в образовательных учреждениях стала по­пулярной реализация силами старшеклассников различных со­циальных проектов. Идея по сути своей не нова. Школьники и раньше занима­лись общественной деятельностью: собирали металлолом, маку­латуру, помогали ветеранам, занимались поисковой работой и т. п. Новое в современных социальных проектах то, что теперь старшеклассники сами придумывают, что можно сделать хоро­шего и полезного, самостоятельно намечают цели и задачи, а главное - разрабатывают программу действий по реализации своего социального проекта. Такой подход в корне меняет ре­зультаты общественной работы: школьники приобретают опыт планирования, опыт распределения обязанностей, опыт взаимо­действия с различными категориями людей; тем самым у участ­ников проекта повышается уровень личной социализации [7].

В рамках данной комплексной программы по профилактике конфликтов среди подростков в многонациональной среде нам видится целесообразной реализация проектов по созданию, на­пример, школьного клуба межкультурного диалога, или осуще­ствление помощи людям, оказавшимся вынужденными пересе­ленцами, или организация кружка по изучению русского языка как иностранного, или это может быть мини-проект «Моя родина», в котором обучающиеся самостоятельно или с помощью родителей, под руководством педагогов делают презентацию своей малой родины. Материалы в зависимости от возможно­стей могут быть представлены в самом различном виде: компьютерные презентации, альбомы, фотографии, рисунки, руко­писные книги, вышивки и т. п. Выбор тематики социального проекта практически не огра­ничен; главное, чтобы работа была актуальной для тех. кому она предназначается, и для самих исполнителей проекта.

Программа действий по реализации социального проекта, как правило, включает в себя несколько обязательных этапов: сбор информации, выработка целей и задач проекта, уточнение сроков его реализации, изучение нормативно-правовой базы, изучение истории вопроса, реклама, поиски спонсоров, если проект требует экономических затрат, реальные шаги по реали­зации проекта, подведение итогов работы.

Сбор информации о необходимости данного проекта. Ребята самостоятельно проводят исследование по изучению общественного мнения о необходимости предполагаемой работы. Опрашивают всех тех, кого будет касаться пред­лагаемый проект, это могут быть школьники, их родители, педа­гоги, жители микрорайона. Данная работа включает небольшую презентацию предполагаемого проекта й ожидаемых результа­тов, далее респондентам предлагается несколько вопросов о том, нужна ли данная работа именно им и почему.

Если вопрос решается в пользу организации данного соци­ального проекта, то на этом этапе утверждается его название, по итогам исследования уточняются цели и задачи. Изучение нормативно-правовой базы может ка­саться вопросов прав и обязанностей участников реализуемого проекта. В некоторых случаях реализация проекта требует создания нормативно-правовой базы внутри самой школы, напри­мер необходим приказ по школе о создании клуба, кружка и т. д. Изучение истории вопроса может включать анализ газетных, журнальных публикаций по теме проекта, взятие ин­тервью у компетентных лиц и т. п.

Если проект нуждается в финансовой поддержке, то сначала необходимо просчитать необходимые размеры де­нежных средств, далее идут поиски этих средств. Как правило, помощь могут оказать депутаты разных уровней. Далее идет этап реализации проекта: создание клу­ба и его работа, сбор средств пострадавшим от землетрясения, работа кружка и т. п.

Реклама и выпуск информационных бюлле­теней о ходе реализации проекта помогают сформировать единое понятийное пространство между участниками проекта и окружающим социумом. Обязательный этап - подведение итогов работы. Позволяет проанализировать проделанную работу, а иногда на этом этапе рождаются идеи о создании новых проектов, являю­щихся логическим продолжением уже реализованных.

Рекомендации по организации и проведению клубной работы в школе.

Данная работа в школе должна начинаться с создания нор­мативно-правовой базы, то есть издания приказа директора, закрепления определенного помещения для работы клуба, раз­работки Положения о клубе (примерное Положение о клубе см. в Приложении 4).

Обязательно наличие информационного стенда о создании в школе такого-то клуба, о месте и времени его работы; должны раздаваться приглашения всем желающим принять в ней уча­стие. Встречи в клубе целесообразно проводить 1-2 раза в месяц. Клуб может иметь свой орган издания, где будут публико­ваться заметки о различных культурах: особенностях их фольк­лора, декоративно-прикладного искусства, одежды, быта; о на­циональной кухне и о многом другом [7].

В клубе могут проходить встречи с представителями разных национальностей, диаспор, организовываться дискуссии на раз­личные темы, праздники культуры, тематические дни. Примерное заседание клуба в форме гражданского форума представлено в Приложении 5.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.