Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа развития толерантности учащихся в полиэтнической школе






 

Предлагаемая программа развития толерантности состоит из трех блоков.

  1. Когнитивно-информационный блок.
  2. Эмоционально-энергетический блок.
  3. Технологический блок.

Когнинтивно-информационный блок

Цель этого блока заключается в обмене информацией между представителями разных национальностей об особенностях своего народа, культуры, традиций, законов.

Суть этого блока состоит в том, что часть проблем (непонимание, неверное отношение) можно снять, если учащиеся будут владеть информацией об особенностях того или иного народа.

Встречи в русле этого блока предполагают выступления группы детей тех национальностей, которые представлены в полиэнической школе. На этих встречах учащиеся должны будут рассказать обо «всем хорошем», что есть в их народе, культуре, кухне и так далее. По возможности, показать национальные танцы, песни, а также рассказать, почему были вынуждены мигрировать и что надеются обрести в России [3].

Эмоционально-энергетический блок

Цель этого блока заключается в том, чтобы обучить учащихся наиболее эффективным способам релаксации.

В полиэтнической школе учащимся приходится взаимодействовать с ребятами разных национальностей. Причем для каждой национальности характерен свой способ контакта и неповторимое чувство такта. Все это приводит к тому (и данные нашего исследования это подтверждают), что школьники находятся в состоянии психологического напряжения, что требует затрат психологической энергии.

Этот блок рассчитан на шесть занятий. Каждое занятие преследует свою цель. Необходимо соблюдать последовательность и назначать очередное занятие только тогда, когда учащиеся овладели приемами предыдущего этапа.

Первое занятие. Упражнения этого занятия направлены на описание поз для расслабления, а также на способы расслабления ведущей руки и на попытку расслабить остальные мышцы тела.

Второе занятие. Цель упражнений этого занятия заключается в том, чтобы научить учащихся преднамеренно вызывать то, что раньше возникало само собой.

Особую важность при овладении этим упражнением имеет навык пассивно, без напряжения воли концентрировать свое внимание. Эти упражнения также направлены на то, чтобы научить школьников произвольной регуляции напряжения стенок кровеносных сосудов в любом участке тела, через вызывание ощущения местного тепла.

Третье занятие. Эти упражнения направлены на нормализацию деятельности сердца. Их целью является умение произвольно влиять на частоту сердечных сокращений.

Четвертое занятие. Упражнения этого этапа направлены на регуляцию дыхания.

Пятое занятие. Упражнения этого занятия направлены на регуляцию тонуса кровеносных сосудов брюшной полости. Они способствуют снятию неприятных ощущений и боли в животе, обеспечивают гармоничное функционирование органов брюшной полости, нормализуют и регулируют кровообращение [3].

Шестое занятие. Целью упражнений этого занятия является желание научить учащихся произвольному влиянию на тонус сосудов головы. Они направлены на то, чтобы ощутить прохладу в области лба. Эти упражнения помогают справиться с дремотой.

Технологический блок

Цель этого блока заключается в развитии толерантности учащихся к самим себе и другим.

В рамках этого блока мы предлагаем провести тренинг, разработанный в проекте «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе» сотрудниками кафедры психологии личности, факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Научно-практического центра психологической помощи «Гратис».

Тренинг «Жить в мире с собой и другими» состоит из трех проблемных блоков.

1-й блок. Понятие толерантности (занятия 1-3)

Цели первого блока:

  1. ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «границы толерантности»;
  2. обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.

2-й блок. Толерантность по отношению к себе и к участникам группы (4-6)

Цели второго блока:

  1. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других людей;
  2. осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  3. развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
  4. формирование позитивного отношения к своему народу;
  5. повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки группы.

3-й блок. Толерантность по отношению к другим (занятия 7-10)

Цели третьего блока:

  1. обучение конструктивным способам выхода из конфликтной ситуации, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  2. развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способность к эмпатии, сочувствии, сопереживанию;
  3. развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  4. обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Общие рекомендации

  1. Тренинг рассчитан на одиннадцать занятий продолжительностью от одного часа до одного часа двадцать минут. Число участников не должно превышать 15 человек.
  2. Важно, чтобы для проведения тренинга была выделена отдельная комната, в которой сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения она должна наполняться «толерантной» атрибутикой.
  3. Ведущему тренинга необходимо ориентировать не только на конкретное содержание, но и на процесс [3].

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей:

  1. Разминка. Она включает в себя упражнение, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
  2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
  3. Рефлексия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

Цели тренинга:

  • Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями в толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
  • Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
  • Развить воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверию, достоинству и самопознанию как элементам толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

 

Занятие 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО? (часть I)

Цели:

  1. ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
  2. стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности тремя способами:
  3. на основе выработки «научного определения»;
  4. посредством экспрессивной формы;
  5. с использованием ассоциативного ряда.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.