Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и характер личности






Способность — это совокупность врожденных и приобре­тенных свойств регуляции, которые определяют физические и психические возможности человека в конкретном виде деятель­ности. Способности индивидуальны: это мера соответствия свойств личности требованиям конкретного вида деятельности. От них зависит успешность выполнения этих требований. Спо­собности не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности.

Развитие способностей связано с усвоением и творческим применением знаний, навыков, умений. Однако способности и результат их проявления (знания, умения, навыки) нельзя отож­дествлять. Способности определяют возможности человека к


Раздел IV Психологическая культура юрш та

обучению, овладению знаниями и навыками. Трудолюбие, на­стойчивость, работоспособностьпредпосылки формирова­ния способностей.

При оценке профессиональных способностей юриста-прак­тика следует учитывать психическую структуру специалиста следователя, прокурора, судьи, нотариуса, адвоката и др.

Характер (от греч. «чертить», «оставлять оттиск», т.е. отчетливо выраженные черты поведения) — это совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагиро­вания на жизненные обстоятельства, то есть общие устойчивые способы взаимодействия личности со средой, которые она при­обрела в конкретных социальных условиях. Характер это общее качество личности, совокупность не всех, а наиболее взаимосвязанных черт личности, от которых зависит процесс протекания деятельности и поведения человека в целом в раз­личных жизненных ситуациях. Можно сказать, что характер «каркас» личности. Если у человека сильный, ярко выраженный характер, то легче предвидеть, как он поступит в том или ином случае. «Бесхарактерный» человек свободно поддается влия­нию других людей, обстановке, внешнему воздействию; его поступки часто зависят от случайностей. Черты характера, не­обходимые для профессиональной деятельности, каждый юрист должен воспитывать планомерно и целеустремленно.

Особенности характера каждого человека зависят от направ­ленности его деятельности (устойчивость мотивационной сферы личности) и специфики ее осуществления (волевые качества).

Черты характера — черты личности, которые отчетливо вы­ражены, тесно связаны и ярко проявляются в различных видах дея­тельности. Черты характера классифицирУются> прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Система устойчивых отношений личности может быть представлена такими группами:

1) отношение к обществу, к отдельным людям опреде­ляет моральную направленность личности (чуткость, гуман­ность или эгоизм, агрессивность);



Раздел IV Психологическая культура юриста


2) отношение к себе, самосознание — способность к само­
познанию, лежащая в основании самосознания, формирует такие
качества, как скромность, самокритичность, самоуважение и др.;

3) отношение к труду — формирует трудолюбие, инициа­
тивность, настойчивость, целеустремленность, добросовест­
ность и антиподы этих качеств;

4) отношение к вещам как к продуктам человеческого тру­
да
— формирует аккуратность, бережливость, бескорыстие и др.

Все сферы отношений личности взаимосвязаны. Различают следующие черты характера:

волевые — устойчивые индивидуально-типологические
особенности сознательной, понятийно-опосредованной регуля­
ции деятельности и поведения (целенаправленность, самостоя­
тельность, решительность, настойчивость, смелость, выдержка
и самообладание, мужество, дисциплинированность); _________

эмоциональные — устойчивые индивидуально-типо­
логические особенности непосредственного, спонтанного регу­
лирования поведения: повышенная впечатлительность, пассивно-
созерцательная эмоциональность, экспрессивность (повышенная
эмоциональность, связанная с бурной деятельностью), малая
эмоциональность; _______________________________________

• интеллектуальные — устойчивые индивидуально-типо­
логические особенности умственных способностей: теоретиче­
ский или практический склад ума, различная степень гибкости и
глубины интеллекта, быстрота протекания мыслительных про­
цессов, способность к творческому осмыслению опыта, само-
стоятельность в постановке и решении задач.________________

Юрист любой специализации должен преодолеть субъек­тивизм, когда личное мнение выдается за объективное, а также шаблонность, отсутствие индивидуального подхода.

Когда оперативный сотрудник пишет характеристику на конкретную личность, он должен учитывать, что все черты ха­рактера являются чертами личности данного человека, но да­леко не все черты личности являются чертами характера. Например, один следователь склонен подмечать гораздо боль­ше деталей в одежде, внешности и действиях окружающих его людей в бытовой обстановке, чем другой. Хотя оба они облада-


 

Раздел IV Психологическая культура юриста

ют профессиональными качествами и свойствами личности, у первого эти качества стали чертами характера, которые прояв­ляются во всех видах деятельности. Работнику правоохранитель­ных, судебных и иных органов государства важно научиться выявлять черты личности, которые стали чертами характера.

Типы характера по стилю жизнедеятельности, способу адаптации (приспособления) к окружающей среде:


~1


1) гармонически целостный — быстро адаптируется в
различных ситуациях, устойчивый в отношениях, общительный,
волевой, принципиальный; _______________________________

2) внутренне конфликтный, тем не менее внешне
согласованный (с внешней средой) —
отличается противо­
речивостью между внутренними побуждениями и внешним
поведением; согласует поведение с требованиями окружающей
среды с большим напряжением, не показывает своих сомнений,
внешне выглядит уверенно; ______________________________

3) внутренне конфликтный с пониженным приспо­
соблением (адаптацией) к внешней среде
— отличается
конфликтностью между внутренними побуждениями и социаль­
ными обязанностями, неразвитостью коммуникативных
свойств, преобладанием отрицательных эмоций; ___________

4) вариативный — адаптируется к любым условиям
вследствие неустойчивости позиции и беспринципности (пока-
затель низкого уровня развития личности).________________

Все типы характера должны быть учтены юристом как во время формирования собственного характера, так и в процессе рассмотрения юридических дел клиентов, подозреваемых, обви­няемых, подсудимых.

4.6. Направленность личности.

Система мотивационных психических факторов

деятельности личности активно-динамического

и стабильного порядка

Темперамент, способности и характер — это основная система психических свойств личности или психологическая


162 Раздел IV Психо югическая культура toputта

оснцва личности. Не меньшее значение в системе психических свойств личности имеет ее направленность, которая является ведущей стороной мотивационного поведения человека.

Направленность личности — система ее ориентации и ос­нова мотивационного состояния. Направленность личности включает систему побуждений, которая определяет ее актив­ность, избирательность отношений. Цели, потребности, мотивы, установки, интересы, навыки, привычки — разные элементы направленности личности. Деятельность невозможна без ее направленности.

Будучи сложным социально-психическим явлением, дея­тельность личности включает различные аспекты взаимодей­ствия с внешним миром и осуществляется разными способами, приемами, средствами. Направленность личности определяет психические мотивы этой деятельности или ее мотивационные психические факторы.

Мотивационные психические факторы деятельности (моти­вы или мотивация) — это система побуждений личности, кото­рая обусловлена ее потребностями, вызывающими активную направленность на достижение цели.

Мотивационные психические факторы влияют на профес­сиональную деятельность личности юриста и обусловливают ее.

Имеется два уровня мотивационных психических факто­ров личности:


Раздеп IV Пс ихо югичес кая культура юриста 163

| Факторы активно-динамического порядка |

Цель — осознанный образ предполагаемого результата деятельности. Правильно поставленная цель — залог успеха. Как говорил древнегреческий мыслитель Сократ, жить счастливо — это знать себя, свои способности и ставить цель, соответству­ющую своим силам. Не следует ставить перед собой цель, пре­восходящую собственные силы. Также важно уметь разумно использовать окружение (социальную среду) для достижения поставленной цели Цели могут быть достижимые и недостижи­мые, осознанные и неосознанные, реальные и призрачные, близ­кие и отдаленные, они выступают как результат потребностей человека.

Потребность — переживаемая человеком (индивидом и личностью) нужда, удовлетворение которой важно для его су­ществования, развития и совершенствования. Потребности — источник активности человека. Они разнообразны, обусловле­ны социальной средой, уровнем ее культуры, традиций, вкусов, могут быть материальными (пища, одежда, жилище и др.) и духовными (книги, предметы искусства и др.). Потребности — главный фундамент, на котором строится вся психическая дея­тельность человека, его разум, чувства, воля1.

Мотив — побуждение человека к определенному действию или поведению, формирующееся по мере постижения потребнос­ти и цели ее достижения. Мотив всегда связан с реализацией до­минирующей потребности. Он может быть осознанным и неосознанным. Осознанные побуждения, как правило, реализуются после тщательного обдумывания Неосознанные побуждения ре­ализуются автоматически на основе прошлого опыта личности.

Мотив, овладевая человеком, диктует его действия, уст­раняя возможности свободного выбора. Нельзя в одно и то же

1 Возможны два вида нарушения системы потребностей 1) дисгармоничный (нарушено соотношение между потребностями — материальные подавляют духовные), 2) деформированный а) гипертрофированный тип (повышенное честолюбие), б) извращенный тип (стремление к насилию над окружающими)



Раздел IV Психологическая культура юриста


мгновение совершить преступление и воздержаться от него. Человек будет делать то, что диктует ему в данную минуту мотив. Этот фатальный императив (категорическое веление) закреплен в психофизиологической системе человека и являет­ся неотъемлемым свойством всех его поведенческих реакций.

Не следует отождествлять мотив и причину, мотив и сти­мул. Причина — это явление, вызывающее другое явление — следствие, всегда лежит в основании выбора действий и поведе­ния человека. Стимул — объективное явление, действующее на человека и вызывающее ответную реакцию — его активность.

Интерес — избирательное отношение к предметам и яв­лениям. Он является результатом понимания их значимости и эмоционального переживания ситуации. Интересы человека оп­ределяются системой его потребностей, однако нельзя проводить прямолинейную связь между ними. Интерес существенно влияет на ход психических процессов, способствует их активизации.

Интересы подразделяются по содержанию на материаль­ные и духовные; по широте — ограниченные (односторонние) и разносторонние; по устойчивости — устойчивые и кратковре­менные, по качеству (ценности) — положительные и отрицательные; по конкретности — прямые (непосредственные) и косвенные. С помощью определения круга интересов личности юрист-прак­тик может дать ее характеристику. Узость круга интересов, их неустойчивость нередко являются показателем правонарушений.

I Факторы стабильного порядка |

Иг +

Установка — стереотипная готовность действовать в со­ответствующей ситуации определенным образом, опираясь на прошлый опыт. Установка — неосознанная основа деятельнос­ти: не осознается ни цель, ни потребность осуществления этой деятельности. Она нередко вызывает инертность, отсталость, влечет затруднения в приспособлении к новой ситуации. Напри­мер, установка следователя на виновность допрашиваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказа­тельств, отодвигает на второй план оправдательные.


Раздеч IV Психологическая ку шпура юриста 165

Убежденность — волевое психическое состояние, выража­ющееся в высоко вероятном ожидании запланированного резуль­тата деятельности на основе учета исходных условий (анализе и синтезе обстоятельств). Это состояние основывается на объек­тивной оценке обстоятельств и материалов, влияющих на исход деятельности; на владении средствами для достижения цели (знаниями, умением, навыками и физическими возможностями). Например, наличие убежденности является психологической гарантией принятия решений судьи в ходе судебного процесса, следователя при проведении следственных действий, проку­рора при настаивании на вынесении обвинительного пригово­ра и др.

Неуверенность и самоуверенность не могут привести к позитивной результатам деятельности. Состояние самоуверен­ности может быть эпизодическим (следствие временных успехов) и доминирующим (результат некритического отношения чело­века к себе, переоценки своих возможностей и недооценки объек­тивных трудностей).

Убежденность (уверенность) и вера — не одно и то же, хотя и близкие понятия. Вера отличается от уверенности тем, что она основана на признании чего-то истинным (значимым) по субъек­тивным достаточным основаниям, которые объективно недоста­точны. То есть субъект воспринимает нечто как достоверное, хотя этому нет объективного подтверждения. Верить можно в то, что еще не достигнуто, но возможно достичь. Вариантов веры много — это разумная и эмоциональная, научная и мо­ральная. От того, во что человек верит, зависит направленность его жизни.

Умение — способность делать что-то, приобретенное зна­ниями, опытом. Каждый работник юридического труда должен обладать умением профессионально выполнять свою работу. О людях, знающих свое дело и квалифицированно его исполня­ющих, говорят «умелец», то есть умелый работник обладает умением, искусный. О хорошем руководителе отзываются как об умелом. Чтобы приобрести умение в своем деле, важно иметь



Раздел IV. Психологическая культура юриста


не только профессиональные знания и опыт, но и психологичес­кую установку на его приобретение. Умение тесно связано со способностями, является их следствием, если человек «работа­ет» над собой.

Навыки — умение, созданное в результате упражнений, привычек, опыта и доведенное до определенной степени совер­шенства, — позволяют выполнять работу быстро, без напряже­ния и лишних усилий, экономично и эффективно.

Навыки являются проявлением склада психики личности юриста:

разума (например, навыки судьи проигрывать в уме
наиболее вероятный ход судебного разбирательства данного
дела);

чувств (например, навыки судьи не поддаваться поверх­
ностным впечатлениям и спонтанно возникающим настроениям,
учитывать возможную повышенную впечатлительность участ­
ников судебного процесса);

воли (например, навыки судьи постоянно воздействовать
на волевое состояние отдельных участников разбирательства
дела, активизируя, запрещая или разрешая определенные дей­
ствия).

Привычки — поведение личности, выражающееся в склон­ности к действиям, которые стали постоянными и складывают­ся, как правило, стихийно. Первоначально они вызываются определенными причинами, а впоследствии совершаются авто­матически в силу сформировавшейся потребности. Привычка — устоявшийся психологический стереотип, который накладыва­ет отпечаток на личность.

Привычки могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Например, нельзя назвать положительной привычку некоторых судей откладывать рассмотрение граждан­ского дела по причине неявки стороны. Ведь в мировой практи­ке существует правило: неявка стороны рассматривается как позиция по делу. Не явился истец — отказ от иска. Не явился ответчик — признание иска. Не явился свидетель или эксперт —


Раздел IV Психологическая kv чыпура юриста 167

оскорбление суда с последующим за это наказанием. Вредные привычки устраняются в результате определенного влияния на личность.

Указанные выше и другие психические свойства личнос­ти составляют субъективную сторону правового поведения (пра­вомерного и противоправного). Они должны не только учитываться при проведении квалификационной аттестации работника юридического труда1, но и стать информацией для его самоанализа и самосовершенствования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.