Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Ориентирование по местонахождению.
Астронавигационные способы определения места доступны в любом районе плавания и в любое время суток, если по метеорологическим условиям светила можно наблюдать, а другие способы исключаются обстановкой. Астронавигационные способы обсервации проверены вековой практикой мореплавания. Во многих случаях они дают наиболее точный результат, а часто являются единственно возможными способами контроля счисления пути. Рис. 97. Астронавигационное место яхты определяется точкой пересечения кругов равных высот I-I и II-II на поверхности Земли. Принцип определения географического места яхты по наблюдениям светил. Предположим, что яхта находится в точке М Атлантического океана (рис. 97) и на морской карте это место изображается в точке М (рис. 98). Отвесная линия в месте нахождения яхты имеет направление ОМ - на яхте его можно указать с помощью отвеса (груза, подвешенного на нити) или относительно направления на горизонт, так как плоскость горизонта Г всегда перпендикулярна отвесной линии. Если с яхты наблюдаются светила *1 и *2, то можно полагать, что географические места этих светил известны - в § 7.1 было пояснено, что широта точки 1 тождественна склонению светила *1 ( * = 1), а ее долгота - гринвичскому часовому углу свела ( *1 = tгр) в полукруговом счете; алогично можно записать, что *2 = 2, *2 = tгр. Склонения и гринвичские часовые углы светил легко получить на момент наблюдений из МАЕ или другого пособия аналогичного назначения. Следовательно, географические места светил 1 и 2 можно рассматривать в качестве " маяков" и относительно них определить место яхты, если измерить расстояния z 1 и z 2. Подобно навигационному определению места яхты по расстояниям до двух маяков, астронавигационное место яхты получится в пересечении двух окружностей, описанных радиусами z 1 и z 2 из соответствующих им географических мест светил 1 и 2. Двойственность решения задачи легкоразрешима; расстояние между возможными местами М и М1 очень велико, и счислимое место С указывает, что яхта была в точке М. Рис. 98. На морской карте круги равных высот - сложные кривые, их заменяют высотными линиями положения 1-1 и 2-2. Расстояния z 1 и z 2 можно получить двумя путями, учитывая, что лучи от светил, приходящие в центр Земли и на яхту, параллельны. Расстояние z 1 равно длине дуги, измеряющей угол z 1 при центре Земли. Но этот угол равен углу между отвесной линией Mz и направлением на светило М 1, иначе говоря - зенитному расстоянию первого светила. Аналогично расстояние z 2 равно зенитному расстоянию второго светила. Непосредственное измерение зенитных расстояний z 1 и z 2 можно выполнить астролябией (см. рис. 103), где положение ответной линии определяется с помощью отвеса. Нетрудно видеть, что в любой точке окружности радиуса z высота светила одинакова, поэтому ее называют кругом равных высот. Круг равных высот на морской карте отличается от окружности, кроме того, в подавляющем большинстве случаев географические места светил не помещаются на путевой карте. Поэтому непосредственно круги равных высот раиусами z1 и z2 не строят. Небольшие отрезки кругов равных высот вблизи счислимого места полагают прямыми 1-1 и 2-2 (рис. 98); их называют высотными линиями положения и строят на путевых картах при астронавигационных обсервациях. Таким образом, для астронавигационного определения места необходимо:
Точность обсервации в первую очередь зависит от точности измерений высот, а также точности их исправления поправками, компенсирующими погрешности секстана и влияние внешней среды. Надо помнить, что высотная линия положения очень чувствительна к погрешностям в высоте светила. Например, погрешность в высоте на 1' дает смещение линии положения от верного места яхты на 1 милю, т.е. погрешность высоты равна погрешности линии положения. Измерение и исправление высоты светила. Для измерения высоты светила секстан устанавливают в вертикальной плоскости, проходящей через светило (рис. 99). Малое зеркало (2) и большое зеркало (5) секстана перпендикулярны плоскости его рамы (3). В рабочем положении секстан удерживают рукояткой (9), опирающейся на планку (8). Наблюдения выполняют с помощью ночной трубы (7); ее поле зрения показано справа внизу или дневной трубы (6), имеющей большее увеличение, но меньшее поле зрения и перевернутое изображение. Рис. 99. Секстан навигационный в тропическом исполнении (СНО-Т). При подготовке к морским наблюдениям проверяют с помощью диоптров перпендикулярность большого зеркала плоскости рамы (рис. 100, б), регулируя зеркало винтом, имеющимся на его тыльной стороне. Рис. 100. Проверка секстана: Затем наводят секстан на удаленный предмет и проверяют перпендикулярность малого зеркала плоскости рамы (рис. 100, в): при вращении барабана около нулевого отсчета отраженное изображение предмета должно проходить точно через прямовидимое его изображение. При необходимости положение малого зеркала исправляют вращением винта, расположенного на его тыльной стороне у внешнего края оправы. Второй этап - собственно измерение высоты состоит в том, чтобы " покачиванием" секстана найти такое его положение, при котором высота будет измерена в вертикальной плоскости (рис. 101). Для этого наблюдатель удерживает большое зеркало направленным на светило, а трубу ремещает по дуге l-l над горизонтом и добивается совмещения светила с горизонтом в нижней точке этой дуги. Совмещения светила с горизонтм в ходе покачивания секстана можно добиться двумя методами:
Овладение искусством измерения высот лучше начинать с утренних или вечерних наблюдений Солнца по " методу ожидания". Измерять высоты надо с помощником, который по команде наблюдателя " Товсь! " должен внимательно следить за показаниями часов, а по команде " Ноль! " в момент касания светилом горизонта записывать момент по часам (секунды, затем минуты и часы) и продиктованный ему отсчет секстана. Для сглаживания случайных погрешностей измерения ведут серией из пяти высот и выводят средние арифметические результаты, которые точнее более чем в два раза одного из единичных отсчетов высоты. Во избежание промахов в конце серии измерений помощник проверяет правильность последнего отсчета на секстане, а наблюдатель - правильность записи показаний часов. Для проверки навыков в измерениях высот нужно измерить серию из десяти высот в течение 5 мин. Затем построить на миллиметровой бумаге график измеренных высот (рис. 102) в масштабе 1 мм = 1с и 1 см = 1'. Проведя осредняющую линию по полученным отметкам высот, найдем наибольший размах измерений на сумму максимальных отклонений в большую и меньшую сторону от осредняющей. Если наибольший размах высот при наблюдениях Солнца не превышает 3' (при наблюдениях звезд - 5'), то навыки наблюдателя удовлетворительны; при размахе 2' он заслуживает хорошей оценки, при размахе менее 1' - отличной. 1) в момент касания светилом горизонта начать мысленный подсчет текущих секунд: " ноль - одна", " ноль - две", " ноль - три" и т.д.; по счету, например, " пять" заметить и записать показание часов; отбросив от этого показания 5 секунд, найти момент измерения высоты; Рис. 103. Астролябия - простейший инструмент для измерений высот и зенитных pастояний: В умелых руках секстан - надежный и точный мореходный инструмент. С меньшей точностью и в отсутствие качки высота (или зенитное расстояние) светила может быть измерена самодельной астролябией, устройство которой ясно из рис. 103. При наблюдениях плоскость астролябии совмещают с вертикальной плоско проходящей через светило. При наблюдениях Солнца (этот метод применяется в " Круйзерфиксе") отсчет высоты ведут по тени от центрального шрифта (рис. 103, а). Наблюдая, например, зенитные расстояния звезд, прменяют их прямое визирование (рис. 103, б). Работать с астролябией следует особенно тщательно, так как ошибка в отсчете высоты на 0, 1° смещает линию положения на 6 миль в сторону светила или же от него. Отсчет высоты по секстану должен быть исправлен определенной наблюдателем поправкой i и инструментальной поправкой s, которая выбирается из заводского формуляра секстана по величине отсчета высоты. В результате получается измеренная высота светила h'. Далее следует ввести поправку за наклонение видимого горизонта, которая при наблюдениях с яхты выбирается из приложения 4, ж (а) и всегда вычитается из измеренной высоты (обозначается ). В результате получается видимая высота светила . Из приложения 4, ж (б) входом по получается поправка за рефракцию. Высота края Солнца исправляется поправкой за величину его полудиаметра, как указано на графике в приложении 4, в. В результате формулы исправления высоты имеют вид:
Пример 11. А. Навигационным секстаном измерена высота звезды Арктур: средний отсчет секстана из серии наблюденных ос = 40°42, 7', отсчет секстана при определении его поправки OCi = 0°01, 2', инструментальная поправка секстана из формуляра по отсчету высоты s = +0, 3'. Высота глаза наблюдателя над уровнем моря е = 2, 2 метра. Найти истинную высоту светила h.
Б. Навигационным секстаном измерена высота нижнего края Солнца (см. рис. 101): ос = 45°39, 0', OCi= 359°57, 6', s = + 0, 2'. Высота глаза е = 2, 6 м. Истинная высота центра Солнца: h = 45°39, 0' + 2, 4' + 0, 2' - 2, 8' - 0, 8' + 16, 1' = 45°53, 9', Вычисления выполнены вначале по пп. 1-7 предыдущей схемы, а затем (по рис. 147) по календарной дате наблюдений (например, 15 марта) выбрана и учтена величина полудиаметра Солнца. Примечание. При наблюдениях малых высот и необходимости получить высоту с максимально возможной точностью дополнительно можно учесть поправки за температуру воздуха, за давление воздуха, за параллакс Солнца - соответствующие таблицы имеются в ВАС-58, МАЕ и МТ-75. При наблюдениях астролябией необходим учет только рефракции на малых высотах. Вычисления координат географических мест светил на моменты измерений высот. Аргументом для вычислений координат географических мест светил (или, что то же, экваториальных координат светил) служит всемирное время Тгр. Способы получения его на яхте по показаниям часов Т были детально рассмотрены в примерах 6 и 7. Наиболее точно склонения и гринвичские часовые углы любых светил получают из МАЕ; правила и примеры этих вычислений детально изложены в описании МАЕ. В отсутствие МАЕ экваториальные координаты звезд и Солнца с точностью, вполне приемлемой для яхтенного плавания, можно получить из Астрономического календаря и приложений, 4, а, 4, б и 4, д. А. Вычисление склонения и гринвичского часового угла звезды. Склонение навигационной звезды выбирается и приводится к сроку наблюдений согласно приложению 4, а; одновременно со склонением получается звездный угол . В соответствии с формулой (63) для получения гринвичского часового угла звезды достаточно звездный угол просуммировать со звездным гринвичским временем, которое проще всего получается с помощью приложения 4, д. В дальнейшем потребуется местный час угол звезды, отсчитанный от меридиана счислимого места яхты (формула 56), и его расчет удобно вклю в эту же схему. Порядок вычисл поясняется примерами 12 и 13. Б. Вычисление склонения и местного часового угла Солнца по Aстрономическому календарю. В Астрономическом календаре на Tгр = 0ч каждой даты года даются склонение Солнца и его часовое изменение также уравнение времени . При наличий микрокалькулятора необременительно вычислить склонение и часвой угол Солнца по следующим формулам:
Вычисления по этим формулам пояснены в примере 14. Пример 12. 26 июля 1983 г. около Тс = 21ч05м (№с = 1W). Измерили высоту звезды Арктур в момент Т = 21ч12м41с, поправка часов u = + 1ч00м37с. Долгота места по счислению с= 23°13, 7' W. Вычислить местный часовой угол и склонение звезды.
В п. 8 поправка выбирается по текущему календарному году; например, в 1995 г. поправка будет = 6, 0' (за 12 лет, или 3 периода, после 1983 г.). Пример 13. Вычислить звездное гринвичское время по Астрономическому календарю на 26 июля 1981 г. Tгр = 22ч13м18с. So = toY = 20ч14м24с. Из прилож. 4, б в градусной мере: tо =303°36, 0' Пример 14. 15 марта 1981 г. около Тс = 13ч00м (№с = 4 Ost) в момент Т= 12ч56м31с измерили высоту Солнца. Поправка часов u = - 4ч01м02с. Долгота места по счислению с = 45°14, 9 Ost. Вычислить склонение и местный часовой угол Солнца по Астрономическому календарю. А. Расчет аргумента - всемирного времени. 3. Приближенное Тгр - март 15 = 09.00 Примечание. Проверяйте соответствие приближенного и точного Тгр. Б. Расчет склонения. Примечание. В Астрономическом календаре северному склонению присвоен знак + и южному склонению знак -. Знак часового изменения в календаре дается алгебраически: например, знак + соответствует уменьшению отрицательного склонения и увеличению положительного склонения. Внимательно следите за указанными в календаре знаками. Тщательно переводите минуты и секунды в доли часа при выполнении п. 8, а затем дуговые секунды и дуговые минуты - во всех случаях делением на 60. В. Расчет местного часового угла. Примечание. Следите за правильностью учета знака и его изменения. Тщательно проверяйте арифметические действия. Рис. 104. При любом выборе расчетной счислимой) точки С высотная линия положения проходит через место яхты в момент измерения высоты светила. Вычисление элементов высотной линии положения и ее прокладка на морской карте. На рис. 98 дана морская путевая карта, охватывающая район пересечения кругов равных высот I - I и II - II вблизи счислимого места яхты С (рис. 104). Для определения места яхты М достаточно на путевой карте построить высотные линии положения 1 - 1 и 2 - 2. Так как географические места светил 1 и 2 находятся за рамкой путевой карты, то высотные линии положения строят по вычисляемым заранее кратчайшим расстояниям от счислимого места до линий положения; эти кратчайшие расстояния называют " переносами" и обозначают n. Можно представить себе, что в момент измерения высоты светила через точку С также проходит какой-то круг равных высот, соответствующий высоте светила hc в этой точке; поэтому перенос равен разности высот светила в точке М (на линии положения 1 - 1) и в точке С в один и тот же момент. Высотная линия положения, являясь касательной к кругу равных высот, перпендикулярна его радиусу; кратчайшее расстояние от точки С до линии положения n = СК соответствует направлению на географическое место светила из точки С. На основании изложенного формулируются следующие правила построения высотной линии положения на карте: - на момент наблюдений Тс по прокладке получают координаты счислимого места яхты с и c; Необходимо твердо уяснить следующие свойства высотной линии положения:
Правила вычисления истинной высоты светила и координат географического места светила были рассмотрены выше. Остается научиться вычислять высоту светила по заданным широте с, склонению и местному часовому углу tм = tгр ± c. Эта задача может быть точно решена на ЭКВМ и по таблицам " ВАС-58" (вычисление азимута светила изложено в § 7.4). При не слишком больших погрешностях счисления для прокладки линий положения можно пользоваться истинными пеленгами светил, полученными из их компасных пеленгов (измерениях сразу же после наблюдений высоты каждого светила). Пример 15. Вычислить высоту светила 13 апреля в Эгейском море для счислимой точки с координатами с = 38°35, 4'N; c = 25°08, 2' Ost на момент Тс = 15ч49м42с. По МАЕ было вычислено: Солнце = 8°55, 6' W, tм = 52°06, 4' W. Продолжая схему вычисления азимута (из примера 10) после выполнения п.11, имеем: Ответ: высота счислимая hc = 34°49, 4'. В примере 16 рассмотрены вычисления высоты светила но формуле:???, пригодной для любых высот. В этом случае азимут на ЭКВМ можно не вычислять, получая его с достаточной для построения линии положения точностью, пользуясь измеренными пеленгами или номограммой № 90199. Пример 16. Вычислить высоту светила для заданных координат с, , tм, Найти перенос n и ИПс.
Ответ: высота счислимая hc = 40°34, 9'. В примере 11. А имели: h = 40°38, 1'; перенос n = +3, 2'. По номограмме № 90199: ИПс = 234°. Б. Высота Солнца 15 марта 1981 г. по Условию примера 14 для аргументов с = 41°47, 3'N, = 2°06, 6'S, t = 3°07, 9' Ost. Действуя последовательно по пп. 1 -10 " клавишного алгоритма", получаем hc = 46°00, 6'. Правила вычисления высот и азимутов по таблицам " ВАС-58" и примеры даны в описании этих таблиц. При решении задачи определения места яхты настоятельно рекомендуется упрощать вычисления по этим таблицам с помощью " метода перемещения счислимого места": широта счислимая округругляется до ближайшего целого градуса, а при вычислении местного часового угла после получения его в круговом счете (п. 17 в примере 12 или п. 22 в примере 12) округляют результат до целого ближайшего градуса. Например: Вычисления hc; Ac ведут с округленными таким путем величинами широты и часового угла и с заданным склонением. После расчета переноса каждую линию положения прокладывают из своего перемещенного места: оно располагается на параллели целого градуса широты в удалении от счислимого меридиана на величину разности долгот = tп - tм (при этом - , прокладывают к западу, а + - к востоку). Пример прокладки от перемещенных мест показан на рис. 108 для случая определения места по трем высотным линиям положения. Рис. 105. Структурно-формульная схема получения высотной линии положения. Организация и последовательность работы для получения высотной линии положения показаны на рис. 105. Содержание этапов работы было рассмотрено в данной главе выше.
где и - координаты Полярной из приложения 4, а. Для грубого ориентирования можно принять удаление Полярной от Северного полюса мира равным = 51'. Тогда при расположении Кассиопеи на небосводе, показанном на рис. 87, получится 0 = h - 51'. При нахождении Кассиопеи над точкой севера и ниже Полярной получится 0 = h + 51'. В случаях, показанных на рис. 94, непосредственно 0 = h. Линия положения по полуденной высоте Солнца (см. рис. 93). Вычислив момент наступления полудня по судовому времени (см. приложение 4, в, пример Б), начните измерять серию высот Солнца примерно за 5-10м до полудня. Продолжайте измерения до тех пор, пока высоты не начнут явно уменьшаться. Выберите из записанной серии высот наибольший отсчет, исправьте, как мы говорили раньше, - получится истинная меридиональная высота Солнца Hs. Обсервованную широту места наблюдений находят по формуле:
где северное склонение Солнца прибавляется, а южное - вычитается; склонение Солнца на момент полудня получают из МАЕ или Астрономического календаря, а при приближенном измерении высоты астролябией - из приложения 4, в. Рис. 106. Одна высотная линия положения дает ценную навигационную информацию способствует безаварийному плаванию. Ориентирование по одной высотной линии положения. При наличии одной высотной линии положения счисление уточняют переносом его в определяющую точку линии положения К (см. рис. 104). При измерениях навигационным секстаном в средних условиях погрешность высотной линии положения редко превышает 2-3 мили, поэтому ее использование для корректуры счисления яхты часто дает хороший результат. Основные варианты этой корректуры показаны на рис. 106:
Определение места яхты по двум и более высотным линиям положения. В сумерки при наблюдениях интервалы между измерениями их высот обычно составляют 5-10м, но могут быть и больше; днем над горизонтом чаще всего наблюдается только Солнце, и для получения второй линии положения приходится выжидать 2-3 часа после первых наблюдений (пока направление на Солнце не изменится на 40-50°). При рассмотрении принципа астронавигационного определения яхты (см. рис. 97 и 98) мы пренебрегли ее перемещением в интервале времени между измерением высоты первого и второго светил, но теперь учтем ее движение.
На рис. 107 показаны две высотные линии положения; предположим, что на первой из них яхта была в момент Тс = 21ч17м и на второй - в момент Тс = 21ч57м. Яхта следовала по направлению ПУ = 70° со скоростью 4 уз. Чтобы получить место яхты на последний момент наблюдений, достаточно от любой точки первой линии положения проложить направление пути и сместить ее параллельно самой себе на величину плавания между наблюдениями высот S=V(T2-T1), в нашем примере - на величину S = 8/60 (57м - 17м) = 2, 7 мили. Обсервованное место будет в точке М пересечения второй и первой приведенных линий положения. Выполненное действие называют " приведением к одному месту наблюдений" (иногда говорят - " к одному зениту"), его же можно выполнить введением поправки в перенос n за движение яхты:
где КУ - курсовой угол светила; знак (+) у поправки n будет при КУ< 90° любого борта.
По этим координатам обсервованное место наносят на карту, обозначают время обсервации (момент, к которому привели все линии положения), сравнивают обсервованное и счислимое место для принятия решения о дальнейшем движении яхты. Общие рекомендации по астронавигационному ориентированию на яхте. Успех работы в море во многом зависит от подготовки к плаванию: подбора и проверки пособий и мореходных инструментов, тренировки в определении поправок инструментов и в измерениях высот, предварительной оценки астронавигационной обстановки в намеченном районе и в намеченный срок плавания. В дневное время надо стремиться получить две линии положения по Солнцу с кратчайшим интервалом времени между ними, но при условии что разность первого и второго азимутов Солнца около 40° - 50° (в крайнем случае - не менее 30°). Погрешности счисления в интервале между наблюдениями высот полностью входят в погрешность обсервации - любая обсервация устраняет только ту погрешность счисления, которая была в момент наблюдений первой высоты. Днем при возможности надо совместно наблюдать Солнце и Луну, если у вас имеется МАЕ.
|