Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плоскостопие






 

На формирование правильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности статико-динамическая функция стопы. Нередко плоская стопа становится причиной сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма.

Измененная стопа встречается у детей довольно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить деформацию и применить рациональные профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода. Ходьба и бег расстраиваются, а в дальнейшем появляется быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Нормальная стопа имеет один поперечный и два продольных свода (внутренний — рессорный и наружный – опорный).

Внутренний продольный свод образован таранной ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями; наружный свод - пяточной, кубовидной и двумя наружными плюсневыми костями. Поперечный свод проходит через клиновидную и кубовидную кости и основание плюсневых костей.

Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы свода и его функции. При нагрузке своды уплощаются и по окончании ее, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются висходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и к стойкому опущению сводов.

В норме стопа опирается о землю пяточной костью и головками плюсневых костей, внутренняя часть ее не касается земли (что хорошо заметно по отпечатку подошвы). При развившейся деформации вся стопа касается опорной поверхности. Обычно плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу.

Детская стопа относительно коротка, широка, в пяточной области сужена, пальцы расходятся. На подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстрее утомляется и больше подвергается деформации. Об этом должны всегда помнить учителя и тренеры, так как ранняя специализация в спорте влечет за собой перегрузки и нередко приводит к плоскостопию. Надо помнить о том, что укрепление мышечно-связочного аппарата стопы возможно только в процессе функционирования и отсюда очевидна роль физических упражнений, направленных на повышение выносливости нижних конечностей.

Причиной плоскостопия может стать тесная обувь, особенно с узким носком, высоким каблуком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.

Итак, в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Программа по физической культуре общеобразовательной школы в достаточной мере насыщена упражнениями, укрепляющими опорно-двигательную систему нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и т. д.). И все же использование двух-трех специальных упражнений в начале, в середине и в конце урока физической культуры необходимо. Учителя должны обращать внимание на воспитание правильной походки у детей с параллельной постановкой стоп. Ходьба с разведенными носками перегружает внутренний край стопы и ведет к деформации.

Упражнения для профилактики плоскостопия см. в приложении № 10.

Заключение

 

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и постепенное нарастание нагрузки в применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей школьников и без ущерба для их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.

При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны включаться в комплексы упражнений при проведении различных форм физкультурной работы в школе: на уроках физической культуры, гимнастики до занятий, в физкультминутках на уроках (особенно в начальных классах), в спортивных секциях. Кроме того, упражнения на осанку обязательно нужно включать в занятия физическими упражнениями дома, особенно в комплексы утренней гигиенической гимнастики и физкультурных пауз при выполнении домашних заданий.

 

 

Список литературы

1. Азбука ортопедии [Текст]: методические рекомендации / Сост.: Чудимов В.Ф., Ульянова Л.Г., Серебрякова Н.П., Полещук И.Г., Драчева Т.Р; – Барнаул, 2000. – 32 с.

2. Алиев М.Н. Формирование правильной осанки [Текст]: / М.Н. Алиев // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 17 – 21.

3. Баршай В.М. Активные игры для детей [Текст]: – М.: Издательство Феникс, 2001. – 320.

4. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки [Текст]: / Н.Т. Белякова // Физкультура в школе. – 1999. - № 4. – с. 55 – 59.

5. Большая медицинская энциклопедия [Текст]: – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель». – 2002. – 734 с.

6. Бурмистрова Н.И. Игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки [Текст]: / Н.И. Бурмистрова // Физкультура в школе. – 1998. - № 2. - с. 74 – 77.

7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 624 с.: ил.

8. Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]: Учеб. для студ. пед. Вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160 с.

9. Ковалько В.И.. Поурочные разработки по физкультуре: 2 класс [Текст]: – М.: ВАКО, 2006. – 224с.

10. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1 – 4 классы) [Текст]: практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

11. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1 – 4 классы [Текст]: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. – 2-е изд., испр. – М.: ВАКО, 2005. – 272 с. – (В помощь школьному учителю).

12. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки [Текст]: – М.: Издательство ЭКСМО, 2002. – 208 с.

13. Копылов Ю.А. Беречь осанку смолоду [Текст]: / Ю.А. Копылов // Физкультура в школе. - 1994. - № 2. - с.16 – 17.

14. Курпан Ю.И. Физкультура, формирующая осанку [Текст]: / Ю.И. Курпан / - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 32 с.

15. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников [Текст]: – М.: Просвещение, 1970. – 95 с.

16. Малахов Г.П. Практическая энциклопедия оздоровления [Текст]: / Г.П. Малахов. – Донецк: «Сталкер», Генеша, 2002. – 509 с.: ил.

17. Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей [Текст]: – М.: ООО «Этрол», ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2005. – 192 с. – («Талантливому педагогу – заботливому родителю»).

18. Пальнау Э.Э. Обучение правильному дыханию [Текст]: / Э.Э. Пальнау // Физкультура в школе. – 1986. - № 9. – с. 23 – 27.

19. Погадаев Г.И.. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1 – 11 кл. [Текст]: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2005. – 110 с. – (Библиотека учителя).

20. Ситель А.Б. Соло для позвоночника [Текст]: – М.: Метафора, 2006. – 224 с.: ил. – (Серия «Российские методики самоисцеления»).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.